Лента новостей
21 марта 2025 г.
Советовать, а не принимать решение
Об особенностях оказания адвокатом консультационной помощи
21 марта 2025 г.
Основы дисциплинарного производства и безопасности адвокатской деятельности
21 марта в ходе вебинара ФПА РФ стажерам и молодым адвокатам рассказали о дисциплинарной практике и безопасности при осуществлении адвокатской деятельности
21 марта 2025 г.
«Ранее такой нормы не было ни в советском, ни в российском УПК»
Проведение предварительного расследования хотят разрешить по месту нахождения потерпевших
Мнения
Случай из практики оказания бесплатной юридической помощи
О защите прав недееспособного лица на условиях pro bono
Интервью
«Люди после трагедии чаще всего не знают, куда идти»
Федеральная палата адвокатов — о бесплатной помощи пострадавшим в «Крокусе»
Опасные инициативы
8 июля 2015 г. 12:15
Эксперт ФПА РФ высказался против расширения репрессивных полномочий силовых структур
В законопроекте предлагается конкретизировать порядок применения боевой техники, оружия и спецсредств сотрудниками ФСБ, разрешив им применять физическую силу «с учетом создавшейся обстановки». Сотрудники спецслужб могут не предупреждать лиц, по отношении к которым собираются применить физическую силу и оружие, если промедление грозит жизни и здоровью как граждан, так и сотрудников ФСБ.
Эксперт ФПА РФ, член Совета АП Москвы Вадим Клювгант не видит ни необходимости, ни пользы в данных поправках, считает их опасными и обращает внимание на то, что эти инициативы следует рассматривать в совокупности с аналогичными:
«В последнее время внесено несколько законопроектов, касающихся полномочий сотрудников силовых структур – системы исполнения наказаний, полиции, а теперь и ФСБ. Везде речь идет примерно об одном и том же, хотя и есть нюансы, но суть сводится к усилению репрессивной составляющей и расширению силовых полномочий, в том числе связанных с применением насилия, спецсредств и оружия. Объясняется это какими-то страшными причинами, но самая главная, насколько можно понять, в том, что им “трудно работать”. Этой формулировкой все чаще прикрываются различные поправки, снижающие гарантии защиты прав и свобод граждан, и в процессуальное законодательство, и в материальное право. Я такое объяснение не приемлю в принципе, потому что непонятно, почему ущемление граждан в их правах, применение силы должно быть простым или облегченным.
В соответствии с Конституцией высшей ценностью являются права и свободы человека, а все правоохранительные структуры предназначены для охраны этих прав и свобод. ФСБ и полиция должны выполнять это свое конституционное предназначение, а не ущемлять права граждан, в том числе с применением силы. Внесение в законодательство расплывчатых формулировок, открывающих путь к произволу, считаю опасным и не отвечающим конституционным требованиям. Полагаю также, что подобные законодательные инициативы должны становиться предметом самого широкого экспертного и общественного обсуждения.
Ни в нынешней действительности, ни из объяснений авторов таких инициатив я не вижу ничего, что действительно оправдывало бы расширение таких репрессивных полномочий, зато злоупотребления полномочиями со стороны силовых структур наблюдаю постоянно. Например, в «Болотном деле», в котором довелось участвовать, это проявилось наглядно: сначала силовики безнаказанно превысили свои полномочия, а потом еще и ответственность в виде уголовной репрессии переложили на граждан, обвиненных в массовых беспорядках, которых в действительности не было.
Кроме того, не очень понятно, с какими именно угрозами и обстоятельствами не могут справиться силовики без предлагаемых поправок и кого они так сильно боятся. У них вполне достаточно полномочий и без этих “добавок”. Главное, чтобы они умели ими грамотно и эффективно пользоваться и в физическом, и в правовом отношении и чтобы именно этому их учили, это требовали и контролировали. Считаю, что дополнительные репрессивные полномочия никакой реальной эффективности в работе не добавляют, а почву для нарушений создают и потому с позиции интересов общества не могут быть чем-либо оправданы».