Лента новостей
Вебинар ФПА 16 октября
Перспективы реформы юридического рынка и проблема добросовестного поведения в суде
Автор «Адвокатских баталий» награжден медалью ФПА РФ
Фото о событии
Мнения
Тайна под прикрытием
Интервью
Выполнение обязанностей по защите прав и свобод невозможно без сплоченности адвокатуры
Общероссийское голосование не может расцениваться как опрос
Итоги голосования по поправкам к Конституции РФ будут юридически обязательными
Как сообщает «АГ», 30 января в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (ИЗиСП) прошло совместное заседание президиума и правления Ассоциации юристов России (АЮР). Федеральную палату адвокатов РФ представлял президент Юрий Пилипенко. В ходе заседания президиума и правления АЮР с докладами относительно поправок выступили сопредседатели рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию РФ: председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас и директор ИЗиСП, член Венецианской комиссии Совета Европы Талия Хабриева.
Заседание началось с обсуждения проекта закона о поправке к Конституции РФ № 885214-7. Как ранее сообщалось, 20 января законопроект был внесен в Госдуму Президентом РФ, а уже 23 января депутаты единогласно проголосовали за его принятие. Отметим, что второе чтение запланировано на 11 февраля, однако, как сообщает пресс-служба Госдумы, ее председатель Вячеслав Володин не исключил, что оно будет перенесено.
«Поступает большое количество поправок ко второму чтению. Мы обменивались мнениями на этот счет с руководителями фракций. И для того чтобы поправки всесторонне изучить и выйти на принятие проработанного качественного решения, вероятно, нам предстоит перенести дату рассмотрения во втором чтении на несколько более поздний срок», – указал Вячеслав Володин. По его словам, Совет Госдумы рассмотрит этот вопрос 3 февраля.
Павел Крашенинников рассказал, что в Государственную Думу поступило уже 30 предложений о поправках. Он отметил, что продолжают возникать вопросы по поводу процедуры принятия законопроекта и вступления поправок в силу. Депутат подчеркнул, что законопроект состоит из двух частей: первая – это собственно сами поправки, вторая – «процедурная» статья, устанавливающая необходимость проведения общероссийского голосования.
Павел Крашенинников пояснил, что изначально законопроект пройдет путь, предусмотренный ст. 136 Конституции и Законом о порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции. Это значит, что акт должен быть одобрен большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов и не менее трех четвертей голосов от всех сенаторов. Павел Крашенинников обратил внимание на то, что голосование будет проводиться не только по всему акту в целом, но и по каждой поправке отдельно.
Далее, напомнил процедуру депутат, в случае одобрения Совет Федерации направит документ в законодательные органы регионов, в случае одобрения акта не менее чем двумя третями субъектов Президент подпишет закон и тем самым «запустит» процедурную часть закона.
Председатель Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству согласился с тем, что «общероссийское голосование» – новое явление, пока еще не урегулированное в российском законодательстве. По его словам, по этому вопросу рабочая группа взаимодействует с членами Центральной избирательной комиссии.
Депутат подчеркнул, что общероссийское голосование ни в коем случае не может расцениваться как опрос, его итоги будут юридически обязательными. Вступление поправок в силу будет зависеть от воли граждан, заключил Павел Крашенинников.
Андрей Клишас сообщил, что сегодня, 30 января, Совет Федерации принял решение о необходимости урегулировать процедуру одобрения им поправок своим отдельным постановлением.
Сенатор отметил, что нередко спрашивают, с чем связано предложенное сокращение числа судей Конституционного Суда РФ с 19 человек до 11. Он напомнил, что ранее судьи КС РФ заседали в двух палатах по 9 и 10 человек и именно таким небольшим составом принимали решение от имени Конституционного Суда. По словам Андрея Клишаса, здесь нет никакой интриги, просто пришли к выводу, что 11 судей достаточно.
Еще один часто возникающий вопрос – не ущемляют ли предлагаемые корректировки Основного закона гарантии независимости судей? Сенатор отметил, что процедура отрешения судей от должности существует и сейчас. По его мнению, отнесение к компетенции Совета Федерации возможности прекращения на основании представления Президента РФ полномочий судей Конституционного и Верховного Судов, а также судей кассационных и апелляционных судов делает такую процедуру более публичной, а значит, напротив, укрепляет независимость судей.
Талия Хабриева сообщила, что рабочая группа была поделена на несколько подгрупп: по социальным вопросам, международному праву, судебной власти и прокуратуре, по вопросам единства публичной власти и местного самоуправления, а также по вопросам федеральных органов законодательной и исполнительной власти.
Директор ИЗиСП подчеркнула, что наиболее важно сейчас оценить перспективы изменения преамбулы Конституции. По словам сопредседателя рабочей группы, можно выделить три основных направления: раскрытие в преамбуле значения культурного наследия, установление запрета на фальсификацию истории, а также указание на значение гражданского общества.
Предложения, которые не найдут отражения в Конституции, могут попасть в федеральные законы
Вторая актуальная тема – правильное толкование вопросов соотношения международного права и Конституции. Талия Хабриева еще раз подчеркнула то, что вчера уже озвучила во время слушаний законопроекта в Общественной палате РФ: поправки в ст. 79 Конституции не противоречат ч. 4 ст. 15 Основного закона. Согласно ч. 4 ст. 15 общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, а вершиной этой правовой системы в соответствии с ч. 1 ст. 15 Основного закона является Конституция, пояснила эксперт.
Дополнительно Талия Хабриева обратила внимание на тот факт, что Конституционный Суд и сейчас вправе разрешать вопросы о возможности исполнения решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека. Однако не исключено, что после вступления в силу поправок эти полномочия будут несколько расширены, отметила сопредседатель рабочей группы.
Свое мнение о поправках высказал и сопредседатель АЮР Сергей Степашин. Прежде всего он отметил, что не является членом рабочей группы, однако поправки в целом поддерживает. Особенно Сергей Степашин отметил важность наделения Госдумы полномочием по утверждению кандидатур на должности председателя правительства и его заместителей и руководителей министерств, руководство деятельностью которых осуществляет правительство.
По мнению сопредседателя АЮР, это повышает роль парламента, а также уровень ответственности не только членов правительства, но и депутатов, поддержавших назначение указанных лиц. Сергей Степашин отметил, что наделение Совета Федерации полномочиями по отрешению судей от должности можно расценить как сигнал о наличии проблем в судебной системе. Не секрет, что в правозащитной сфере больше всего вопросов возникает именно к деятельности судов, пояснил эксперт.