Лента новостей
Адвокатура Среднего Урала отмечает 150-летний юбилей
Вебинар ФПА 19 сентября
Траектории юридической практики
Мнения
Работать на опережение
Интервью
Закон исключает вмешательство в профессиональную деятельность адвоката
Объем процессуальных гарантий должен быть максимальным
ФПА РФ не согласна с расширением перечня преступлений, дела о совершении которых могут быть рассмотрены в особом порядке судебного разбирательства
Федеральная палата адвокатов РФ направила в Государственную Думу ФС РФ письмо относительно проекта федерального закона № 321865-6 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», внесенного Правительством РФ. В документе отмечается, что не все положения данного законопроекта заслуживают одобрения.
В ФПА РФ считают, что указанный законопроект заслуживает поддержки в части усиления гарантий надлежащего уведомления потерпевшего о заявлении обвиняемым ходатайства о применении особого порядка, а также совершенствования (уточнения) оснований рассмотрения дела в особом порядке судебного разбирательства.
В качестве обоснования своей правовой позиции, изложенной в письме на имя председателя Государственной Думы ФС РФ Вячеслава Володина, ФПА РФ ссылается на Всеобщую декларацию прав человека, Декларацию основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью, другие международные правовые акты, а также постановления Конституционного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ, в которых отражена обязанность государства обеспечивать пострадавшему от преступления возможность отстаивать, прежде всего в суде, свои права и законные интересы любыми не запрещенными законом способами.
Поддерживая концепцию законопроекта, состоящую в усилении гарантий прав потерпевших на стадии судебного разбирательства, ФПА РФ напоминает, что потерпевшему или частному обвинителю должны быть разъяснены процессуальные особенности особого порядка судопроизводства и что рассмотрение уголовного дела без проведения судебного разбирательства возможно только при отсутствии их возражений.
Исходя из этого, «поправки, направленные на усиление гарантий прав потерпевшего, применительно к получению уведомления о заявлении обвиняемым ходатайства о применении особого порядка судебного разбирательства, представляют собой нормативизацию указанных разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, отражают устойчивое обыкновение, сложившееся в правоприменительной практике, и по этим причинам могут быть полностью поддержаны», – говорится в письме ФПА РФ.
Заслуживающим поддержки названо положение законопроекта, конкретизирующее основание применения особого порядка судебного разбирательства – согласие с предъявленным обвинением – посредством его детализации (признание вины, согласие с характером и размером причиненного преступлением вреда). Концептуально верным в ФПА РФ считают также положение законопроекта, исключающее из содержания обвинения, с которым соглашается обвиняемый, указание размера денежной компенсации морального вреда, так как это является прерогативой суда. Кроме того, «отсутствие согласия обвиняемого с заявленным гражданским иском (в том числе, в части размера компенсации морального вреда) не является препятствием к рассмотрению дела в особом порядке».
В то же время ФПА РФ не поддерживает содержащиеся в законопроекте предложения по расширению перечня преступлений, дела о которых могут быть рассмотрены в особом порядке судебного разбирательства, за счет включения в него особо тяжких преступлений.
По мнению ФПА РФ, интересы рационализации уголовного судопроизводства «не должны вступать в конфликт с интересами предоставления лицам, обвиняемым в совершении особо тяжких преступлений, максимально возможного объема процессуальных гарантий, минимизирующих возможность судебной ошибки или вынесения несправедливого приговора». Режим особого порядка судебного разбирательства не предоставляет обвиняемому такого уровня гарантий, так как в нем центр тяжести судебного доказывания «смещен со стадии судебного разбирательства на стадию назначения судебного разбирательства», где факты, входящие в предмет доказывания, проверяются не в режиме состязательного судоговорения, а лишь посредством ознакомления судьи с материалами уголовного дела, а также ограничены возможности обжалования приговора, что не обеспечивает обвиняемому должного уровня гарантий от судебной ошибки.
В письме предлагается иметь в виду, что в настоящее время обвиняемый выбирает особый порядок судебного разбирательства по той причине, что фактически отсутствует вероятность благоприятного для него исхода дела (с учетом минимального количества оправдательных приговоров при рассмотрении дел в общем порядке и сужения сферы применения суда присяжных). ФПА РФ выражает надежду, что изменение этих факторов в будущем (например, планируемое введение суда присяжных в районных судах с 1 июня 2018 г.) создаст предпосылки и для возможного расширения применения ускоренных производств.
В письме содержится просьба довести позицию Федеральной палаты адвокатов РФ до сведения депутатов Государственной Думы ФС РФ.