Лента новостей
Вебинар ФПА 16 октября
Перспективы реформы юридического рынка и проблема добросовестного поведения в суде
Автор «Адвокатских баталий» награжден медалью ФПА РФ
Мнения
Тайна под прикрытием
Интервью
Выполнение обязанностей по защите прав и свобод невозможно без сплоченности адвокатуры
О текущих внешних и внутренних угрозах адвокатуре
В Институте права и публичной политики состоялась презентация доклада «Адвокатура под ударом: насилие, преследования и внутренние конфликты»
Как сообщает «АГ», 13 июня в Институте права и публичной политики* состоялась презентация доклада «Адвокатура под ударом: насилие, преследования и внутренние конфликты», подготовленного международной правозащитной группой «Агора» (документ имеется у «АГ»). Автором данного исследования является адвокат АП Краснодарского края Александр Попков, который представил доклад участвующим в мероприятии представителям адвокатского, юридического и научного сообществ, а также журналистам. Согласно исследованию, Федеральная палата адвокатов РФ и адвокатское сообщество активно участвуют в решении многих проблем. Так, совместные и настойчивые усилия адвокатов, правозащитников, ФПА и СПЧ привели к изменению законодательства в 2017 г., в том числе в части регламентации подписки о неразглашении данных предварительного расследования, поскольку ранее некоторые адвокаты подвергались уголовному преследованию за разглашение таких данных. Также в докладе отмечена высокая активность, которую проявляет ФПА РФ в законотворческом процессе, высказывая свою позицию по важнейшим правовым вопросам. Комментируя доклад, президент ФПА РФ Юрий Пилипенко отметил, что тот факт, что не только адвокатов интересует тема защиты их профессиональных прав, – вдохновляет.
Содержание доклада
Согласно докладу, в свете последних внутриполитических событий «адвокатская корпорация осталась едва ли не последним институтом, хоть как-то позволяющим себе независимость и самостоятельность». В исследовании перечислены как внешние, так и внутренние угрозы для российской адвокатуры, приведены рекомендации по ее совершенствованию.
В документе отмечено, что в последние годы правоохранительные органы пытаются увеличить свое давление на адвокатов. Так, за последний год возросло количество незаконных вызовов адвокатов на допрос в целях их последующего «выдавливания» из уголовного дела, обысков в жилых и служебных помещениях, часто маскируемых под оперативно-разыскное мероприятие «осмотр». Для ряда адвокатов исполнение профессионального долга обернулось серьезными, а то и трагическими событиями (в частности, преследование адвокатов по делу ЮКОСа, убийство адвоката Станислава Маркелова и ряд других).
По мнению автора доклада, наиболее тревожной тенденцией последних лет стало все более бесцеремонное отношение к адвокатам сотрудников правоохранительных органов, которые выталкивают защитников из кабинетов, судебных залов и обыскиваемых офисов или применяют к ним физическое насилие. В отдельных особо опасных случаях нападавшие силовики пытаются сделать виновными именно самих потерпевших адвокатов (инциденты с Верой Подколзиной, Оксаной Кебайер, Лидией Голодович, Михаилом Беньяшем, о которых сообщалось ранее).
В некоторых случаях, как указано в докладе, подобные конфликты инициируют судьи, которые все чаще выносят решения об удалении защитников или представителей из зала суда: «Нынешние служители Фемиды зачастую видят в активных и добросовестных адвокатах не коллег по профессиональному юридическому цеху, а досадную помеху, препятствующую отлаженному судебному конвейеру…Случаи удаления адвокатов, ранее воспринимавшиеся как экзотика, в последнее время входят в обыденность. Судьи все охотнее используют такой инструмент для нейтрализации неудобного оппонента и подавления активности защиты».
В исследовании также упомянута проблема доступа защитников в отдельные следственные изоляторы. По словам автора доклада, порой адвокат тратит много дней на ожидание посещения своего подзащитного, наиболее яркой и абсурдной выглядит ситуация с посещением столичного СИЗО «Лефортово», о котором неоднократно писала «АГ».
Согласно исследованию, Федеральная палата адвокатов РФ и адвокатское сообщество активно участвуют в решении многих проблем. Так, совместные и настойчивые усилия адвокатов, правозащитников, ФПА и СПЧ привели к изменению законодательства в 2017 г., в том числе в части регламентации подписки о неразглашении данных предварительного расследования, поскольку ранее некоторые адвокаты подвергались уголовному преследованию за разглашение таких данных. Напомним, ранее сообщалось об уголовном преследовании хакасского адвоката Владимира Дворяка за разглашение данных предварительного расследования, ранее уже исследованных в открытом судебном заседании.
Также в докладе отмечена высокая активность, которую проявляет ФПА РФ в законотворческом процессе, высказывая свою позицию по важнейшим правовым вопросам. В частности, указано, что в ноябре прошлого года Совет ФПА РФ негативно отреагировал на повторяющиеся заявления государственных должностных лиц о возможном выходе из Совета Европы; что ФПА РФ выступила резко против законопроекта о передаче Следственному комитету России полномочий на проведение судебных экспертиз; активнейшую позицию заняли представители корпорации и по «законопроекту Клишаса» о значительных изменениях в законодательстве об адвокатуре, обсуждая их на различных форумах и предложив свои поправки. Также отмечается, что согласно отчету ФПА РФ за два последних года Федеральная палата адвокатов направила в государственные органы отзывы по 52 законопроектам.
Вместе с тем в докладе перечислены угрозы внутреннего характера. Так, автор исследования неоднозначно оценил существующий порядок привлечения адвокатов к дисциплинарной ответственности. При этом в документе отмечено, что сама процедура дисциплинарного производства в целом носит демократичный характер: «Привлекаемому к ответственности предоставлены широкие права, список поводов для возбуждения дисциплинарных дел короткий и исчерпывающий, на заседаниях, как правило, царит презумпция добросовестности и невиновности адвоката». Однако такая процедура, как считает Александр Попков, обладает не только преимуществами, но и рядом недостатков. Среди последних – невозможность обжаловать в суде вынесенные адвокату замечания и предупреждения, концентрация широких полномочий дисциплинарного производства в руках руководства региональных палат.
В докладе уделяется внимание проблемам монополии на «адвокатскую власть» и недостаточной ротации советов палат. Кроме того, автор исследования сказал о существующем, с его точки зрения, ограничении свободы слова в адвокатской среде и поддержал так называемое дело тридцати двух, которое, по его мнению, отразило управленческий кризис, зародившийся в АП Республики Башкортостан, а затем вышедший на федеральный уровень.
Тем не менее, «несмотря на внутренние неурядицы, в ответ на внешние вызовы и угрозы адвокаты все чаще и сплоченнее реагируют акциями профессиональной солидарности – публикуют открытые обращения, защищают попавших в беду коллег и собирают на защиту деньги», – отмечено в тексте доклада. В связи с этим была высоко оценена работа 11 адвокатов (в том числе Генри Резника), защищавших хакасского адвоката Владимира Дворяка; поддержка ФПА РФ и адвокатским сообществом адвокатов Эмиля Курбединова, Михаила Беньяша, Сергея Юрьева. Не осталась без внимания защита адвокатами своих коллег Андрея Маркина, Андрея и Михаила Зломновых.
Оценка доклада участниками мероприятия
По словам Александра Попкова, доклад является первым исследованием в указанной сфере и представляет собой выборку отдельных важных тем, имеющих большое значение для адвокатуры, поэтому большинство из них заслуживает более детального исследования. «Адвокатура – это последний барьер в отечественном “кривосудии”», – подчеркнул докладчик.
Он также высказался за необходимость разработки механизмов для профилактики нарушений прав адвокатов, напомнив аудитории недавний инцидент с адвокатом АП Ставропольского края Оксаной Садчиковой. По его словам, такие действия правоохранителей должны рассматриваться как нападение не на конкретного адвоката, а на адвокатскую корпорацию в целом, поэтому ФПА РФ должна тщательным образом расследовать все подобные случаи.
Председатель Комиссии по защите прав адвокатов АП г. Москвы Роберт Зиновьев согласился с отдельными выводами доклада, в частности относительно проведения незаконных обысков в отношении отдельных адвокатов. Он с сожалением отметил, что в докладе «Агоры» не освещена проблема оспаривания правоохранительными органами «гонораров успеха» адвокатов, «когда правоприменители лезут нам в карман». Кроме того, он привел статистику Судебного департамента при ВС РФ за 2018 г. о том, что большинство уголовных дел по-прежнему рассматриваются в особом порядке.
В свою очередь, адвокат АП г. Москвы Андрей Сучков назвал доклад стоящим и нужным, отметив при этом, что тема не только актуальна, «но уже перезрела». В связи с этим он выразил докладчику благодарность за проведенное им исследование.
Адвокат, член СПЧ Юрий Костанов отметил, что ряд проблем (проведение обысков у адвокатов, их недопуск к своим доверителям) существует продолжительное время; он также отметил некоторые недостатки исследования: неглубокий анализ законотворческой инициативы ФПА РФ и проблемы «дела тридцати двух».
В своем выступлении вице-президент ФПА РФ Светлана Володина указала на отсутствие противоречий между Федеральной палатой адвокатов РФ и адвокатским сообществом, для которых характерна помощь, а не противопоставление. «Мы все решаем одну задачу», – пояснила она.
Руководитель судебной практики Института права и публичной политики* Григорий Вайпан полагает, что затронутые в исследовании темы заслуживают более глубокого анализа. По его мнению, доклад суммирует наиболее важные достижения адвокатуры в решении системных проблем на самых высоких уровнях (например, введение института независимых наблюдателей от адвокатского сообщества при проведении обыска у адвокатов).
В ходе выступления были зачитаны отдельные фрагменты комментария к докладу вице-президента ФПА РФ, первого вице-президента АП г. Москвы, председателя Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов, члена СПЧ Генри Резника, полный текст которого опубликован на сайте «АГ» в разделе «Мнения». По словам Генри Резника, сейчас по инициативе АП г. Москвы и ФПА РФ Минюстом подготовлен законопроект о внесении изменений в Закон о содержании под стражей, снимающий ограничения на письменную коммуникацию адвоката с подзащитным: «Он уже прошел экспертизу в СПЧ, но тормозится процессуальными оппонентами – Генпрокуратурой, СК и МВД».
По мнению Генри Резника, проблемы большей частью упираются не в законодательство, а в правоприменение. «Новые вызовы представляют собой попытки подвести адвокатов под статьи УК, ранее к их профессиональной деятельности не применявшиеся: фальсификация доказательств; вмешательство в деятельность суда и органов предварительного расследования; мошенничество в форме завышения гонорара», – отмечено в комментарии Генри Резника.
Вице-президент ФПА РФ Светлана Володина подчеркнула, что Институт права и публичной политики* провел интересное мероприятие по очень актуальной теме. «С 2003 г. существует Федеральная палата адвокатов и при ней Комиссия по защите профессиональных прав адвокатов. Ее возглавляет блестящий Генри Резник. Лучшего защитника для адвокатов, не в обиду никому, представить сложно. При этом в большинстве региональных палат существуют свои органы по защите прав адвокатов, большинство из которых хорошо работают. Все, что сегодня прозвучало на круглом столе, безусловно, заслуживает внимания. Хотя некоторые упомянутые кейсы не вполне убедительны. Нам бы хотелось дополнительно изучить полученную информацию. Тем более что в ближайшее время ФПА планирует провести общероссийское мероприятие по этой теме», – отметила она.
Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко отметил, что «тот факт, что не только адвокатов интересует проблема защиты наших профессиональных прав, вдохновляет». «Многое из сказанного во время презентации заслуживает внимания, и мы это обсудим во время предстоящей всероссийской конференции, посвященной теме защиты профессиональных прав адвокатов. Также следует отметить, что в ретроспективе мы видим определенное снижение числа случаев нарушения прав адвокатов, что не должно нас, конечно, расхолаживать. ФПА намерена акцентировать внимание региональных палат на необходимости более скрупулезного отношения к каждому такому случаю», – указал Юрий Пилипенко.
* Включен в июле 2021 г. Министерством юстиции РФ в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.