Лента новостей

24 января 2025 г.
Обсудили пути дальнейшей работы
Вице-президент ФПА РФ Гасан Мирзоев выступил на заседании Попечительского совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом
24 января 2025 г.
О предоставлении адвокатами статистической отчетности
Федеральная палата адвокатов РФ обратилась к руководителю Федеральной службы государственной статистики с просьбой дать разъяснения
24 января 2025 г.
ФПА РФ приглашает на онлайн-презентацию книг по управлению адвокатским образованием
4 февраля 2025 года в 17:00 (по московскому времени) в ФПА РФ в режиме видео-конференц-связи будут представлены книги, опубликованные в рамках издательского проекта ФПА РФ и Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».  

Мнения

Игорь Поляков
21 января 2025 г.
Учебник как основа юридических знаний любого адвоката
О пользе дополнительного изучения теории той отрасли права, в которой адвокат специализируется

Интервью

Наука – путь к самосовершенствованию и возможность принести пользу обществу
28 декабря 2024 г.
Алексей Шаповал
Наука – путь к самосовершенствованию и возможность принести пользу обществу
Впервые в отечественной правовой науке юрист Алексей Шаповал защитил диссертацию междисциплинарного характера, где сформулировал общий перечень задач адвоката в любых неотложных следственных действиях

Новеллы уголовной ответственности за коррупцию

19 ноября 2020 г. 17:37

Адвокатам рассказали о теоретических и правоприменительных проблемах ст. 200.4 и 200.5 УК РФ


19 ноября в ходе очередного вебинара ФПА РФ по повышению квалификации адвокатов заведующая кафедрой уголовного права, уголовного процесса и криминалистики РУДН, доктор юридических наук, профессор Людмила Букалерова прочитала лекцию на тему «Новеллы в антикоррупционном уголовном законодательстве».

Людмила Букалерова уточнила, что в контексте рассматриваемой темы речь идет о двух статьях Уголовного кодекса РФ, введенных Федеральным законом № 99-ФЗ от 23 апреля 2018 г. «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», а именно: ст. 200.4 «Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд» и ст. 200.5 «Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок».

Лектор напомнила, что согласно пояснительной записке к указанному законопроекту, он ориентирован на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, устранение пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в названной сфере со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты. То есть данное предложение криминализировало нарушения, связанные со сферой закупок, определением цены государственного или муниципального контракта, заключением или исполнением государственного или муниципального контракта, совершаемые из корыстной или иной личной заинтересованности представителями заказчика, не являющимися должностными лицами. Однако на практике, как отметила Людмила Букалерова, принятые статьи не применяются, что вызвано несовершенством их конструкции, приводящим к конкуренции норм, а это неправильно и усложняет работу правоприменителей.

Лектор подробно остановилась на характеристике составов преступлений, предусмотренных ст. 200.4 и ст. 200.5 УК РФ. Она привела множество примеров из судебной практики, проанализировала теоретические и правоприменительные проблемы.

В частности, она заметила, что, вводя новые статьи, законодатель пошел по пути гибридизации положений ст. 201, 204, 285, 291, 290 УК РФ с одновременным исключением такого субъективного признака, как должностное (служебное) положение. Получается, что к уголовной ответственности может быть привлечен чрезвычайно широкий круг граждан, не являющихся должностными лицами или не выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации. Такое положение вызывает ряд вопросов.

Людмила Букалерова обратила внимание, что в силу универсального принципа формального равенства, установление уголовно-правовых запретов для одной сферы правоотношений должно предполагать криминализацию правонарушений, совершаемых в других схожих сферах человеческой деятельности.

Преступления, предусмотренные ст. 200.4, 200.5 УК РФ, без сомнения, являются коррупционными, так как в их основе лежит разрешенный преступным путем конфликт интересов на службе. Например, коррупционное преступление, совершенное должностным лицом, при наличии соответствующего мотива и существенных последствий оценивается по ст. 285 УК РФ независимо от сферы, в которой такое деяние было совершено (госзакупки, безопасность, социальное обеспечение и другие).

Людмила Букалерова резюмировала, что ст. 200.4, 200.5 УК РФ сужают круг криминализированных деяний до сферы государственных закупок. Таким образом, другие сферы общественного воспроизводства, где упомянутые категории служащих и работников умышленно нарушают закон, причиняя крупный ущерб, остаются без уголовно-правовой охраны.

С презентацией лектора можно ознакомиться здесь.

Обращаем ваше внимание, что повтор вебинара состоится в субботу, 21 ноября.

Поделиться