Лента новостей

23 ноября 2020 г.
Особый день в особых условиях
Ряд палат нашли возможность безопасно провести традиционную акцию «Адвокаты – гражданам» во время пандемии коронавируса
23 ноября 2020 г.
Продолжение традиции
Началась Неделя английского и российского права – 2020
20 ноября 2020 г.
Ориентиры, способствующие возрастанию роли права
Подведены итоги VII Юридического форума стран БРИКС 2020

Мнения

Сергей Мальфанов
24 ноября 2020 г.
Консолидированная позиция по поддержке законопроекта
О расширении категорий граждан, которым оказывается бесплатная юридическая помощь в Орловской области

Интервью

Адвокаты плывут против течения
20 ноября 2020 г.
Нвер Гаспарян
Адвокаты плывут против течения
Происходит ослабление суда и усиление правоохранительных органов

Новеллы уголовной ответственности за коррупцию

19 ноября 2020 г. 17:37

Адвокатам рассказали о теоретических и правоприменительных проблемах ст. 200.4 и 200.5 УК РФ


19 ноября в ходе очередного вебинара ФПА РФ по повышению квалификации адвокатов заведующая кафедрой уголовного права, уголовного процесса и криминалистики РУДН, доктор юридических наук, профессор Людмила Букалерова прочитала лекцию на тему «Новеллы в антикоррупционном уголовном законодательстве».

Людмила Букалерова уточнила, что в контексте рассматриваемой темы речь идет о двух статьях Уголовного кодекса РФ, введенных Федеральным законом № 99-ФЗ от 23 апреля 2018 г. «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», а именно: ст. 200.4 «Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд» и ст. 200.5 «Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок».

Лектор напомнила, что согласно пояснительной записке к указанному законопроекту, он ориентирован на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, устранение пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в названной сфере со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты. То есть данное предложение криминализировало нарушения, связанные со сферой закупок, определением цены государственного или муниципального контракта, заключением или исполнением государственного или муниципального контракта, совершаемые из корыстной или иной личной заинтересованности представителями заказчика, не являющимися должностными лицами. Однако на практике, как отметила Людмила Букалерова, принятые статьи не применяются, что вызвано несовершенством их конструкции, приводящим к конкуренции норм, а это неправильно и усложняет работу правоприменителей.

Лектор подробно остановилась на характеристике составов преступлений, предусмотренных ст. 200.4 и ст. 200.5 УК РФ. Она привела множество примеров из судебной практики, проанализировала теоретические и правоприменительные проблемы.

В частности, она заметила, что, вводя новые статьи, законодатель пошел по пути гибридизации положений ст. 201, 204, 285, 291, 290 УК РФ с одновременным исключением такого субъективного признака, как должностное (служебное) положение. Получается, что к уголовной ответственности может быть привлечен чрезвычайно широкий круг граждан, не являющихся должностными лицами или не выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации. Такое положение вызывает ряд вопросов.

Людмила Букалерова обратила внимание, что в силу универсального принципа формального равенства, установление уголовно-правовых запретов для одной сферы правоотношений должно предполагать криминализацию правонарушений, совершаемых в других схожих сферах человеческой деятельности.

Преступления, предусмотренные ст. 200.4, 200.5 УК РФ, без сомнения, являются коррупционными, так как в их основе лежит разрешенный преступным путем конфликт интересов на службе. Например, коррупционное преступление, совершенное должностным лицом, при наличии соответствующего мотива и существенных последствий оценивается по ст. 285 УК РФ независимо от сферы, в которой такое деяние было совершено (госзакупки, безопасность, социальное обеспечение и другие).

Людмила Букалерова резюмировала, что ст. 200.4, 200.5 УК РФ сужают круг криминализированных деяний до сферы государственных закупок. Таким образом, другие сферы общественного воспроизводства, где упомянутые категории служащих и работников умышленно нарушают закон, причиняя крупный ущерб, остаются без уголовно-правовой охраны.

С презентацией лектора можно ознакомиться здесь.

Обращаем ваше внимание, что повтор вебинара состоится в субботу, 21 ноября.

Поделиться