Лента новостей

12 июня 2024 г.
С Днем России!
Поздравление президента ФПА РФ Светланы Володиной
11 июня 2024 г.
Две завершающие защиты
Ученые степени докторов юридического администрирования присуждены адвокату АП Санкт-Петербурга и адвокату АП города Москвы
11 июня 2024 г.
Полностью поддержаны выводы первой инстанции
Изготовлена мотивировка решения апелляции по иску юрфирмы «Лучшие юристы» к ФПА

Мнения

Олег Баулин
11 июня 2024 г.
Оценка качества юридической помощи – повседневная работа органов адвокатской сообщества
О проблемах качества юридической помощи и профессиональных стандартах адвокатуры

Интервью

Корпоративная взаимопомощь и взаимовыручка
31 мая 2024 г.
Евгений Шмелев
Корпоративная взаимопомощь и взаимовыручка
Адвокат АП города Москвы, КА «Адвокаты на Дубровке»

Новеллы уголовной ответственности за коррупцию

19 ноября 2020 г. 17:37

Адвокатам рассказали о теоретических и правоприменительных проблемах ст. 200.4 и 200.5 УК РФ


19 ноября в ходе очередного вебинара ФПА РФ по повышению квалификации адвокатов заведующая кафедрой уголовного права, уголовного процесса и криминалистики РУДН, доктор юридических наук, профессор Людмила Букалерова прочитала лекцию на тему «Новеллы в антикоррупционном уголовном законодательстве».

Людмила Букалерова уточнила, что в контексте рассматриваемой темы речь идет о двух статьях Уголовного кодекса РФ, введенных Федеральным законом № 99-ФЗ от 23 апреля 2018 г. «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», а именно: ст. 200.4 «Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд» и ст. 200.5 «Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок».

Лектор напомнила, что согласно пояснительной записке к указанному законопроекту, он ориентирован на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, устранение пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в названной сфере со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты. То есть данное предложение криминализировало нарушения, связанные со сферой закупок, определением цены государственного или муниципального контракта, заключением или исполнением государственного или муниципального контракта, совершаемые из корыстной или иной личной заинтересованности представителями заказчика, не являющимися должностными лицами. Однако на практике, как отметила Людмила Букалерова, принятые статьи не применяются, что вызвано несовершенством их конструкции, приводящим к конкуренции норм, а это неправильно и усложняет работу правоприменителей.

Лектор подробно остановилась на характеристике составов преступлений, предусмотренных ст. 200.4 и ст. 200.5 УК РФ. Она привела множество примеров из судебной практики, проанализировала теоретические и правоприменительные проблемы.

В частности, она заметила, что, вводя новые статьи, законодатель пошел по пути гибридизации положений ст. 201, 204, 285, 291, 290 УК РФ с одновременным исключением такого субъективного признака, как должностное (служебное) положение. Получается, что к уголовной ответственности может быть привлечен чрезвычайно широкий круг граждан, не являющихся должностными лицами или не выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации. Такое положение вызывает ряд вопросов.

Людмила Букалерова обратила внимание, что в силу универсального принципа формального равенства, установление уголовно-правовых запретов для одной сферы правоотношений должно предполагать криминализацию правонарушений, совершаемых в других схожих сферах человеческой деятельности.

Преступления, предусмотренные ст. 200.4, 200.5 УК РФ, без сомнения, являются коррупционными, так как в их основе лежит разрешенный преступным путем конфликт интересов на службе. Например, коррупционное преступление, совершенное должностным лицом, при наличии соответствующего мотива и существенных последствий оценивается по ст. 285 УК РФ независимо от сферы, в которой такое деяние было совершено (госзакупки, безопасность, социальное обеспечение и другие).

Людмила Букалерова резюмировала, что ст. 200.4, 200.5 УК РФ сужают круг криминализированных деяний до сферы государственных закупок. Таким образом, другие сферы общественного воспроизводства, где упомянутые категории служащих и работников умышленно нарушают закон, причиняя крупный ущерб, остаются без уголовно-правовой охраны.

С презентацией лектора можно ознакомиться здесь.

Обращаем ваше внимание, что повтор вебинара состоится в субботу, 21 ноября.

Поделиться