Лента новостей

14 мая 2021 г.
Необходимо широко информировать граждан об их правах на БЮП
Глава Минюста России Константин Чуйченко предложил меры по повышению эффективности бесплатной юридической помощи
14 мая 2021 г.
Применим ли Кодекс европейских юристов к их российским коллегам?
С 10 по 14 мая в столице Великобритании прошла Лондонская неделя международных споров
14 мая 2021 г.
Как эксперты изучают содержание сознания человека
Участникам вебинара ФПА РФ дали практические рекомендации по оспариванию показаний, полученных с помощью психологического воздействия на доверителя

Мнения

Сергей Макаров
14 мая 2021 г.
Уважение других к нам невозможно без самоуважения
Размышления о прочитанном и об адвокатском знаке

Интервью

Наша общая цель – независимость адвокатуры
15 апреля 2021 г.
Иван Казаков
Наша общая цель – независимость адвокатуры
Именно совместными усилиями и единой позицией адвокатских палат России и ФПА РФ можно достичь необходимых результатов

Новая страница истории суда присяжных

15 июня 2016 г. 16:32

Совет Федерации одобрил реформу, предложенную Президентом РФ


15 июня Совет Федерации одобрил пакет принятых Государственной Думой законов, направленных на реформирование суда присяжных. Соответствующие законопроекты были внесены в нижнюю палату российского парламента Владимиром Путиным в марте 2016 г.

Как сообщает пресс-служба Совета Федерации, сенаторы одобрили изменения в статью 23 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации», поправки в Уголовно-процессуальный кодекс РФ в связи с расширением применения института присяжных заседателей, изменения в Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», а также поправки в статью 7 Федерального закона «О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Изменения в законодательстве предусматривают участие присяжных в рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 105 (убийство двух и более лиц), ст. 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), ст. 295 (посягательство на жизнь судьи или следователя), ст. 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа), ст. 357 (геноцид), по которым в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь. Кроме того, присяжные будут задействованы в рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 105 (убийство) и ч. 4 ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего).

Тем не менее некоторые эксперты утверждают, что реального расширения компетенции суда присяжных, на котором настаивали сторонники реформы, не произойдет. Профессор кафедры Судебной власти факультета права НИУ ВШЭ, федеральный судья в отставке Сергей Пашин обращает внимание, что новыми для них станут только два состава – дела о «простом» убийстве и об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 1 ст. 105 и ч. 4 ст. 111 УК РФ). Остальные были в компетенции присяжных до 2013 г.

Направляемые теперь на подпись Президенту РФ законы устанавливают, что с июня 2017 г. в судах областного звена начнут действовать коллегии из восьми присяжных вместо нынешних двенадцати. Это, как сказано в пояснительных материалах, должно упростить формирование коллегий. Годом позже, с 1 июня 2018 г., предусмотрено появление коллегий из шести присяжных в районных и гарнизонных судах.

Поделиться