Лента новостей

12 сентября 2024 г.
Вебинар ФПА 19 сентября
ФПА РФ продолжает обучение для адвокатов в формате вебинаров
11 сентября 2024 г.
Траектории юридической практики
14–15 сентября в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) при поддержке Федеральной палаты адвокатов РФ пройдет I Всероссийская школа молодых юристов-практиков
11 сентября 2024 г.
Человечество рано или поздно превзойдет любую технологию
Вице-президент ФПА РФ Елена Авакян приняла участие в дискуссии о влиянии цифровой трансформации на право и общество

Мнения

Денис Петрович
11 сентября 2024 г.
Работать на опережение
О задачах в новой должности руководителя Общественной приемной Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области

Интервью

Закон исключает вмешательство в профессиональную деятельность адвоката
6 сентября 2024 г.
Олег Баулин
Закон исключает вмешательство в профессиональную деятельность адвоката
Число случаев оказания адвокатами помощи участникам СВО при взаимодействии с Фондом «Защитники Отечества» и Комитетом семей защитников Отечества кратно больше, чем в рамках государственной системы БЮП

«Никто не защитит нас лучше нас самих»

20 августа 2021 г. 13:49

Вадим Клювгант ответил на вопросы адвокатов в прямом эфире


19 августа состоялся телемост Москва – Санкт-Петербург «Профессия АДВОКАТ», организованный Санкт-Петербургским институтом адвокатуры. Мероприятие, которое проводилось с использованием программы Zoom, проходило в свободном формате вопрос-ответ. Член Совета ФПА РФ, заместитель председателя Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов, вице-президент Адвокатской палаты г. Москвы, кандидат исторических наук Вадим Клювгант ответил на вопросы модераторов и участников телемоста.

Телемост был приурочен к 30-летию с начала событий августа 1991 г., известных как «августовский путч».

Модераторами выступили член Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам, вице-президент АП Санкт-Петербурга Максим Семеняко и адвокат АП г. Москвы, доцент РАНХиГС при Президенте РФ, к.ю.н. Андрей Гольцов.

Открывая онлайн-встречу, Максим Семеняко отметил критический настрой многих высказываний Вадима Клювганта в СМИ относительно существующего правопорядка и спросил, есть ли что-то такое, что его радует, а не огорчает.

Поприветствовав аудиторию и выразив надежду на свободный диалог, герой телемоста предупредил, что в своих ответах на вопросы будет прибегать к высказываниям классиков литературы и адвокатуры.

В ответ на первый вопрос модератора он признался, что есть такие моменты, которые примиряют с существующими реалиями. К примеру, недавно по одному из уголовных дел, которое Вадим Клювгант ведет с коллегами из Коллегии адвокатов «Pen&Paper», доверителя, необоснованно обвиняемого в организации преступного сообщества и контрабанде, суд освободил из-под стражи, а дело возвратил прокурору. Адвоката радует и само это событие, и причастность к нему. Таких событий должно быть больше, считает он.

О свободе

Говоря о трудовом пути Вадима Клювганта, Максим Семеняко упомянул о его разностороннем опыте государственной и муниципальной службы (следователь, мэр Магнитогорска, народный депутат России, член Верховного Совета РСФСР) и задал вопрос о его взаимоотношениях с российской властью сейчас.

Вадим Клювгант пояснил, что в 1995 г. он распрощался с государственной службой, и это было осознанное собственное решение. Он понял, что дальше не хочет находиться в этой системе отношений и что ему нужно больше внешней свободы. Затем был период работы в корпоративном секторе, после которого для него наступила свободная адвокатская жизнь. «Сейчас мы с властью мирно сосуществуем, относясь друг к другу критически», – сказал он.

Андрей Гольцов попросил уточнить, что значит «иметь больше внешней свободы» и как адвокату выжить в этой свободе.

Вадим Клювгант ответил, что далек от мысли о том, что владеет какими-то универсальными рецептами выживания, и может поделиться лишь собственными мыслями и опытом. То, что внешней свободы в адвокатуре больше, ему представляется бесспорным, поскольку там нет отношений подчиненности. «Но никто ведь не сказал, что так легче», – заметил спикер, добавив, что знает очень хороших людей, которые не могут существовать вне корпоративной структуры, обеспечивающей им определенные социальные условия и неплохой доход. В отрыве от нее они испытывают внутренний дискомфорт.

«Я устроен по-другому, как, наверное, все коллеги-адвокаты или большинство... Но это очень сложная жизнь», – отметил Вадим Клювгант и пояснил: адвокату необходимо, во-первых, обеспечивать себя и своих близких, а во-вторых, самому нести за все ответственность. «Ты отвечаешь сам, своими именем и своей судьбой… за все, что ты делаешь, и за то, как ты это делаешь», – сказал он, напомнив слова мэтра российской адвокатуры Федора Плевако о том, что за прокурором стоит закон, а за адвокатом – только доверитель, который взбирается на плечи, молит о помощи, и очень страшно поскользнуться с такой ношей.

Отвечая на вопрос о «зависимости» в адвокатской профессии, Вадим Клювгант обратил внимание на то, что все люди постоянно находятся от кого-то в какой-то зависимости, и трудно себе представить иное. Но этого не нужно и нельзя бояться. Главное, чтобы зависимость не превращалась в заложничество, в неволю и кабалу. Зависимость, состоящая в том, что адвокат должен за гонорар «выложиться по максимуму», представляется спикеру нормальной. В данном случае зависимость – это не что иное, как ответственность и профессиональная обязанность, пояснил он.

Заложничество же или кабала плохо совмещаются с сущностью адвокатской профессии, убежден Вадим Клювгант. И найти баланс в этом вопросе, по его мнению, непросто, но необходимо.

В условиях невысокой платежеспособности населения и неуважения к ценностям права в России люди отказывают себе в помощи адвоката, направляя свои расходы на более приоритетные, с их точки зрения, вещи.

По мнению спикера, нужно добиться, чтобы у людей не было необходимости делать такой выбор, и в то же время всячески повышать востребованность и авторитет адвокатской профессии. Ему представляется очевидным, что в одиночку адвокатам ни то, ни другое не под силу, но это тот случай, когда нужно делать что должно.

О политике

Максим Семеняко упомянул, что телемост проходит в день юбилея – прошло 30 лет с начала известных августовских событий 1991 г. в СССР, и спросил спикера о его причастности к этим событиям и о последовавшем за ними распаде Советского Союза.

Вадим Клювгант сообщил, что, будучи народным депутатом России, в этих событиях непосредственно участвовал в рядах защитников Белого дома и считает несправедливыми те спекуляции, которые приходится слышать сейчас по этому поводу. По его убеждению, это была бесспорная, хотя и неудачная попытка государственного переворота. Голосование же за ратификацию беловежских соглашений в Верховном Совете РСФСР, членом которого он в 1991 г. являлся, стало констатацией факта распада советского государства, созданного, по его мнению, искусственно и в значительной мере насильственно. Советский Союз исчерпал свой политический и экономический ресурс, а то, что пытались создать ему на смену, было бы совсем иным образованием, т.е. СССР все равно прекратил бы свое существование, считает Вадим Клювгант.

О правосудии

По вопросу о том, когда правосудие было более правовым и больше прислушивалось к адвокатам – сейчас или в советское время, спикер уточнил, что если иметь в виду «особо резонансные», в том числе политически мотивированные дела, то в СССР также было много беззакония и произвола. Он процитировал блестящего советского адвоката Дину Каминскую, мужественно и принципиально защищавшую, в том числе, многих диссидентов, которая вопреки мнению большинства ее коллег считала, что обреченность дела не может позволить адвокату устраниться из него или работать хуже.

Вадим Клювгант также напомнил, что в советское время существовали личные приемы, которые проводили руководители Верховных Судов и прокуратуры Союза ССР и союзных республик – первые лица и их заместители. На эти приемы могли приходить и адвокаты. И если у адвоката были достойные аргументы, ему удавалось добиться перелома в судьбе дела. Как заметил Вадим Клювгант, чудеса в нашей профессиональной сфере происходят в результате профессиональной работы и нелегкой борьбы. Весь вопрос в том, на каком этапе и в какой момент адвокат будет услышан. Поэтому одним из главных профессиональных качеств защитника является высочайшая стрессоустойчивость и способность к длительной затяжной работе и борьбе, считает он.

Ответ на очередной вопрос, который касался того, может ли сегодня адвокат в суде на что-то повлиять, Вадим Клювгант сопроводил цитатой выдающегося адвоката Семена Арии, который считал, что миссия адвоката состоит не только в стремлении отстоять свою позицию, но и в том, чтобы служить опорой человеку, против которого ополчилось государство. Семен Ария считал, что адвокатура играет в обществе роль «колокола добра» и речи адвокатов с призывами к милосердию оказывают воздействие на нравственный климат в обществе. Полностью соглашаясь со словами мэтра, Вадим Клювгант от себя добавил: «Мы не должны потерять веру в то, что мы делаем».

Рассуждая о критериях «выигрыша» или «проигрыша» дела адвокатом, спикер заметил, что ответ на этот вопрос предполагает честный поединок с прозрачными правилами: только тогда формальный результат может быть назван «выигрышем» или «проигрышем». Иначе критерии победы-поражения иные. «Когда ты понимаешь, что нравственное превосходство на твоей стороне, когда всем понятно, что юридическая правота на твоей стороне, когда ты получаешь в ответ на свои доводы какое-то невнятное бормотание под названием акта судебного или следственного, – это не называется выигрыш или проигрыш, это просто говорит о том, что борьба должна продолжаться», – подчеркнул Вадим Клювгант.

О гонораре

Вадим Клювгант дал совет, как правильно выстраивать взаимоотношения с доверителем, чтобы избежать или снизить риск необоснованных претензий, и высказал свое мнение о том, должен ли адвокат возвращать отработанный гонорар доверителю, если тот не удовлетворен результатом. Он отметил, что профессиональная обязанность адвоката – уметь объяснять доверителю необходимость настраиваться на долгую борьбу в силу особенностей системы правосудия. По его словам, многие доверители понимают это, однако так бывает не всегда. В такой ситуации адвокат должен уметь объяснить доверителю, что работа выполнена надлежащим образом и оснований для возврата гонорара нет.

Вадим Клювгант напомнил, что адвокат ни при каких обстоятельствах не должен давать обещаний относительно результата по делу. Это запрещено нормами Кодекса профессиональной этики адвоката. Также он акцентировал внимание на необходимости четко сформулировать в письменном соглашении предмет поручения во избежание двоякого его толкования в дальнейшем и тщательно оформлять документы, обосновывающие работу адвоката на каждом ее этапе, фиксируя в том числе и хронометраж, если гонорар привязан к затраченному времени.

Рассматривая вопрос, может ли адвокат прекратить осуществление защиты по уголовному делу в случае, если доверитель перестал оплачивать его работу, Вадим Клювгант сообщил о наличии различных точек зрения. Он придерживается позиции, согласно которой адвокат должен проявить предусмотрительность при составлении соглашения и прямо указать в нем, что если на каком-либо этапе доверитель перестает оплачивать работу адвоката, то такое неисполнение обязательств, продолжающееся после нескольких уведомлений и напоминаний, означает отказ доверителя от соглашения. А раз нет соглашения, то нет и оснований для участия адвоката в деле, пояснил спикер.

О защите прав адвокатов

Вадим Клювгант высказал свое мнение и о том, как адвокатам защитить себя от незаконных действий со стороны правоохранительных органов. «Никто не защитит нас лучше нас самих», – заявил он, напомнив, что адвокат всегда действует в личном качестве и у него есть право на самозащиту своих прав и возможность для этого. Вместе с тем корпорацией выстроена система защиты профессиональных прав адвокатов, созданы и активно действуют Комиссии по защите прав адвокатов Совета Федеральной палаты адвокатов РФ и региональных адвокатских палат.

Спикер выразил озабоченность отсутствием в российском законодательстве ответственности (в том числе уголовной) за воспрепятствование адвокатской деятельности, в то время как такая ответственность предусмотрена, например, за воспрепятствование журналистской деятельности или осуществление религиозных обрядов. При этом положительным моментом, по его мнению, является введение административной ответственности за неисполнение адвокатского запроса. Есть и другие положительные результаты в установлении дополнительных законодательных гарантий адвокатской деятельности, хотя у всех таких инициатив трудная судьба, они встречают активное сопротивление силовых структур, а порой и просто блокируются. По словам Вадима Клювганта, необходимо аккумулировать опыт по защите прав адвокатов и активно им пользоваться.

Активно обсуждается в юридическом сообществе вопрос о том, как защитить права адвоката в случае банкротства его доверителя – юридического лица, когда арбитражный управляющий предъявляет требования о возврате гонорара адвоката как якобы необоснованно выплаченного. Данный вопрос был задан Вадиму Клювганту.

Он считает, что в такой ситуации важным аспектом «профессиональной гигиены» адвоката является тщательный сбор досье, подтверждающего выполнение адвокатом работы согласно заключенному соглашению. Вадим Клювгант отметил, что данная проблема получила достаточно широкое распространение, в связи с чем Совет АП г. Москвы неоднократно давал официальные разъяснения для адвокатов и публично обращался к правоприменителям. Спикер отметил, что недопустимым является подход, согласно которому адвокат не должен оказывать юридическую помощь организации с признаками банкротства. «Этот подход – откровенно антиправовой, я даже больше скажу – антиконституционный, поскольку он ущемляет универсальную конституционную гарантию на получение квалифицированной юридической помощи. На это имеют право абсолютно все без малейшего изъятия», – подчеркнул Вадим Клювгант. Он также отметил недопустимость таких действий арбитражных управляющих, когда они истребуют у адвокатов информацию об их работе, составляющую адвокатскую тайну, чтобы затем использовать эту информацию для предъявления безосновательных имущественных требований к адвокату.

Судебная практика по данному вопросу пока противоречива. В связи с этим, полагает Вадим Клювгант, важно, какую позицию займут высшие судебные инстанции.

Участника телемоста, поинтересовавшегося тем, через сколько лет работы в профессии адвокат может рассчитывать на востребованность у состоятельных доверителей, Вадим Клювгант призвал не думать исключительно о финансовом успехе, не превращать это в самоцель, а направить все внимание и силы на качественное выполнение своей работы и профессиональный рост. «Когда ты работаешь каждый день, делаешь то, что ты должен делать, и делаешь это хорошо, тебя обязательно заметят», – убежден член Совета ФПА РФ.

О соотношении профессии и политического активизма

Отвечая на вопрос, каким должно быть соотношение между политикой и правовой помощью в работе адвоката, Вадим Клювгант отметил, что адвокат, как и любой гражданин, обладает всей полнотой гражданских прав, в том числе и в политической сфере. Однако реализовывать эти права адвокату следует без ущерба для профессии и создания рисков для корпорации, ее авторитета. К этому адвоката обязывают принесенная присяга и требования профессиональной этики. Адвокатура по своему существу предназначена для того, чтобы помогать всем. «Если мы становимся на одну сторону в политических пристрастиях, то мы тем самым себя позиционируем как готовых помогать только тем, кто на этой стороне. Это неправильно, это уже не адвокатура», – сказал он. В конкретном же деле позиция защиты должна строиться индивидуально, по согласованию с доверителем и с неуклонным следованием заповеди «Не навреди». И если этим критериям соответствует публичная протестная защита со ссылкой на политическую или иную ненадлежащую мотивированность обвинения, значит – такой она и должна быть. Другое дело, что никогда защита не должна сводиться только к политическим доводам и политическому протесту. В ее основе всегда должна лежать безупречная правовая и фактическая позиция – только в этом случае будут весомыми и доводы о ненадлежащей мотивации преследования.

Вадима Клювганта попросили высказать мнение о том, не пора ли создавать самостоятельную отрасль права – адвокатское право.

Он полагает, что неформально данная отрасль права уже есть в виде Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Кодекса профессиональной этики адвоката как акта делегированного законодательства и большого объема корпоративных актов. Однако, по мнению спикера, проблема не в формальном обозначении отдельной отрасли, а в том, чтобы международно признанный принцип благоприятствования защите пришел в нашу жизнь, стал осуществляться здесь и сейчас. «Он пока существует в монографиях, в диссертациях, в наших мечтах и грезах, но, к сожалению, не в нашей правоприменительной реальности», – заметил Вадим Клювгант. Важнейшей задачей он назвал стремление к той реальности, в которой этот принцип станет повседневностью. «Мы должны идти к этому всеми не запрещенными законом способами», – подчеркнул спикер.

В заключение Вадим Клювгант дал адвокатам совет, как избежать профессионального выгорания. Он считает, что самым важным является умение быть в ладу с собой, оказывать себе психологическую поддержку, замечать позитивные моменты, иметь увлечения и интересы помимо работы, общаться с единомышленниками, а при необходимости – не стесняться обращаться за помощью к специалистам.

Полную видеозапись телемоста можно посмотреть на ютуб-канале Санкт-Петербургского института адвокатуры здесь.

Сергей Гусев, Анна Стороженко, Светлана Рогоцкая

Поделиться