Мнения

Тимофей Жирнов
22 апреля 2024 г.
Основная цель – сделать квалифицированную юридическую помощь доступной каждому нуждающемуся в ней гражданину
Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в МФЦ, Брянском филиале Фонда «Защитники Отечества» и Негосударственном центре бесплатной юридической помощи при АП Брянской области

Интервью

Адвокатура – это своего рода семья
12 апреля 2024 г.
Александр Илькун
Адвокатура – это своего рода семья
Роль женщин в адвокатуре сложно переоценить

Необходимо сохранить правовое единство

10 апреля 2020 г. 20:04

10 апреля в рамках специального ПМЮФ 9 1/2: Законы коронавируса министры юстиции обсудили правовые меры для борьбы с пандемией и стратегию межгосударственного взаимодействия


Обсуждение прошло онлайн в ходе открытого совещания министров юстиции «Государственное управление и законотворчество в условиях пандемии». Модератором выступил министр юстиции РФ Константин Чуйченко. В совещании приняли участие министр юстиции Республики Армения Рустам Бадасян, министр юстиции Республики Узбекистан Русланбек Давлетов, министр внутренних дел и министр юстиции Республики Сингапур Кашивишванатхан Шанмугам. Как заявил министр юстиции РФ Константин Чуйченко, необходимо сохранить правовое единство страны, обеспечить координацию всех мер, принимаемых на разных уровнях власти, гарантировать законность и неуклонное соблюдение особых положений. Также важно сохранить работоспособность институтов, отвечающих за правильное правоприменение, за соблюдение прав и свобод, в частности, судов, адвокатуры, нотариата и судебно-экспертных учреждений.

Читайте также:
Необходимые изменения как залог победы
10 апреля в ходе пленарного заседания специального ПМЮФ «9 1/2: Законы коронавируса» были определены направления консолидации усилий международного сообщества по борьбе с пандемией

Министр юстиции РФ Константин Чуйченко отметил, что, несмотря на различия в функциях и полномочиях, министерства юстиции всех стран являются ключевыми правовыми советниками, отвечают за развитие законодательства и формирование норм международного права. По его словам, пандемия и ее последствия – самая серьезная за последние десятилетия «проверка на прочность» не только экономики, но и эффективности, устойчивости правовых институтов.

«Многие принимаемые юридические меры являются экстраординарными, тяжело вписываются в известные правовые конструкции. Фактически на наших глазах возникают новые правовые институты. Беспрецедентной является и скорость правовой защиты. Несмотря на это, мы обязаны обеспечить качество регулирования, его структурную целостность, соблюдение правил юридических техник. Более того, мы уже сейчас должны прогнозировать, какие из этих актов будут востребованы после окончания эпидемии и перейдут из пилотного в постоянный режим применения, а какие потребуют оперативной отмены. Иначе мы рискуем повредить правовую систему в ее нормальном состоянии», – подчеркнул Константин Чуйченко.

Министр юстиции РФ также отметил, что право всегда предполагает значительный элемент свободы усмотрения, гибкость, диспозитивность. По его мнению, в ближайшее время неумолимо встанет вопрос о необходимости кодификации введенных норм и их свода в единую систему, возможно, в единый законодательный акт, а может быть, акт с общей и особенными частями, четкими определениями терминов, исчерпывающим описанием разных правовых режимов (повышенная готовность, угрожающая ситуация, карантин и другие).

Константин Чуйченко обратил внимание на необходимость кодификации и унификации принимаемых мер и на международном уровне. «В противном случае мы неминуемо столкнемся в международном праве с практикой двойных стандартов, когда одни и те же меры, принимаемые одними странами, будут признаваться необходимыми и легитимными, а в адрес других стран посыплются голословные обвинения в умалении прав и свобод», – добавил он.

«Уже сейчас возникает вопрос о совершенствовании действующего международно-правового регулирования. Такая работа может быть запущена на одной из профильных международных площадок, как только это позволит сделать обстановка. Ее итогом должна стать подготовка проекта международного договора. В этом документе на глобальном уровне необходимо урегулировать вопросы обеспечения оперативного обмена информации, трансграничного перемещения людей в чрезвычайных условиях, оказания помощи наиболее пострадавшим государствам, эффективной координации международных усилий по борьбе с эпидемией и другие вопросы. Мы готовы активно подключиться к этой работе вместе с нашими партнерами», – заключил Константин Чуйченко.

«Важно понимать, что одинаковые по правовому содержанию меры будут по-разному работать в большом и маленьком городах, в разных регионах страны. При этом, безусловно, необходимо сохранить правовое единство страны, обеспечить координацию всех мер, принимаемых на разных уровнях власти, гарантировать законность и неуклонное соблюдение особых положений. Наконец, важно сохранить работоспособность институтов, отвечающих за правильное правоприменение, за соблюдение прав и свобод. Это суды, адвокатура, нотариат, судебно-экспертные учреждения, другие государственные правоохранительные и правозащитные институты, – подчеркнул Константин Чуйченко. – Люди должны иметь доступ к правовой защите независимо от того, находятся они на изоляции дома или в больнице, содержатся во время эпидемии в следственных изоляторах или в исправительных колониях. Также необходимо обеспечить правовое сопровождение совершаемых сделок, обращений в органы власти, расследуемых преступлений, исполнение других юридических обязанностей».

Министр внутренних дел и министр юстиции Республики Сингапур Кашивишванатхан Шанмугам считает, что пандемию необходимо воспринимать как общую человеческую проблему и выработать общий языковой инструмент, поскольку эпидемия может возникнуть и в будущем. «Полезно рассмотреть, что работает, а что нет, оценить передовую практику стран Европы, США, Китая, и постараться сформировать нечто, что будет работать не только в текущей ситуации, но и в будущем», – заявил он.

Министр юстиции Республики Узбекистан Русланбек Давлетов предложил странам несколько направлений работы в условиях пандемий. Первое – это активизация содействия развитию правовых основ социальных отношений, проведение мер по анализу правовой базы и практики, подготовка предложений по улучшению законодательства об электронном правительстве.

Второе направление – это подготовка к организации общественного обслуживания после карантина. Необходимо менять методы работы, все, что можно перевести в цифровой формат и делать удаленно, нужно перевести в период карантина в такой формат. Необходимо инвестировать новый этап внедрения электронных услуг. Третье направление – обеспечение прав и свобод в условиях карантина. Требуется дальнейшее совершенствование работы судов с учетом того, что рассмотрение многих дел отложено, после карантина их количество возрастет с учетом прежних дел. Также предстоит совершенствование оказания правовых консультаций путем новых механизмов онлайн.

Русланбек Давлетов высказал предложения для межгосударственного взаимодействия. Так, необходимо перевести на электронную платформу систему оказания правовой помощи между государствами; создать международную онлайн-платформу для обмена правовой информацией в период пандемии в целях обеспечения оперативного информирования всех стран по принимаемым нормативно-правовым документам, направленным на противодействие распространению пандемии; организовывать онлайн-встречи ведущих экспертов в сфере права для обсуждения принимаемых срочных мер в условиях трансформации права в период пандемии.

«Наша миссия на сегодняшний день – помочь “распутать клубок” юридических и правоприменительных вопросов, возникших из-за пандемии. Долгосрочная задача – формирование правовой базы, обеспечивающей устойчивую деятельность государства, общества и личности при возможном возникновении факторов, аналогичных эпидемии коронавируса», – заявил Русланбек Давлетов.

Министр юстиции Республики Армения Рустам Бадасян рассказал о мерах по борьбе с угрозой заражения коронавирусом, предпринимаемых в Армении. Министр подчеркнул, что его страна ориентируется на принятые в Европе нормы, чтобы определить, будут ли приемлемы конкретные меры, связанные с борьбой с COVID-19. Введенный в Армении режим ЧС наложил определенные ограничения на свободу передвижения и собраний, а также на свободу СМИ в части публикации информации медицинского характера. Такие меры являются временными, а все собранные в рамках этих мер персональные данные будут уничтожены и не могут быть использованы ни в каких иных целях, заверил министр юстиции.

В свою очередь Константин Чуйченко отметил, что «борьба с пандемией – это обязанность государства. Мы должны сосредоточить усилия на том, чтобы формировать общие “правила игры” – как в международно-правовом аспекте, так и в национальном».

Анна Стороженко

Поделиться