Лента новостей

21 марта 2025 г.
Советовать, а не принимать решение
Об особенностях оказания адвокатом консультационной помощи
21 марта 2025 г.
Основы дисциплинарного производства и безопасности адвокатской деятельности
21 марта в ходе вебинара ФПА РФ стажерам и молодым адвокатам рассказали о дисциплинарной практике и безопасности при осуществлении адвокатской деятельности
21 марта 2025 г.
«Ранее такой нормы не было ни в советском, ни в российском УПК»
Проведение предварительного расследования хотят разрешить по месту нахождения потерпевших

Мнения

Екатерина Ухарева
21 марта 2025 г.
Случай из практики оказания бесплатной юридической помощи
О защите прав недееспособного лица на условиях pro bono

Интервью

«Люди после трагедии чаще всего не знают, куда идти»
22 марта 2025 г.
Ирина Фаст
«Люди после трагедии чаще всего не знают, куда идти»
Федеральная палата адвокатов — о бесплатной помощи пострадавшим в «Крокусе»

Необходима компромиссная модель

18 декабря 2017 г. 23:05

18 декабря прошла встреча руководства ФПА РФ с представителями ведущих практику в России международных юридических фирм


Состоялось обсуждение положений проекта Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, касающихся деятельности зарубежных и международных юридических фирм в России. В ближайшее время участники встречи проанализируют прозвучавшие идеи и сформулируют предложения по корректировке некоторых аспектов. Их цель – при выполнении общей задачи Концепции о едином регулировании сферы оказания профессиональной юридической помощи, создающем равные правовые условия для всех ее участников, обеспечить зарубежным и международным юридическим фирмам возможность вести в России деятельность в организационно-правовых формах, отвечающих специфике их внутренней структуры и системы управления проектами.

   

Встречу провели президент ФПА РФ Юрий Пилипенко, исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков, вице-президент ФПА РФ Геннадий Шаров, советник ФПА РФ Василий Рудомино. Участвовали представители юридических фирм «Allen & Overy», «Baker & McKenzie», «Cleary Gottlieb», «Debevoice & Plimpton LLP», «Eversheds Sutherland», «DLA Piper», «Frechfields Bruckhaus Deringer», «Clifford Chance», «Dechert LLP», «Herbert Smith», «Hogan Lovells», «Linklaters LLP», «Norton Rose», «Scadden, Arps, Slate, Meagner & Flom LLP», АО «ТК “Мегаполис”».

Продолжилась дискуссия, начавшаяся 14 декабря в рамках круглого стола «Проблемы регулирования рынка профессиональной юридической помощи», организованного Комитетом Совета Федерации ФС РФ по конституционному законодательству и государственному строительству.

Тогда представители сообщества международных юридических фирм заявили о поддержке реформы юридической профессии в России и одобрили ту меру, которую Министерство юстиции РФ предлагает для повышения качества юридической помощи, – введение единого регулирования сферы оказания профессиональной юридической помощи. В то же время они высказали опасения, что реализация положений проекта, закрывающих для иностранных фирм возможность вести деятельность в формах филиала или представительства, а также исключающих возможность иностранного контроля за деятельностью юристов, привела бы к оттоку из России этих фирм, а следовательно, и их клиентов – иностранных инвесторов.

Открывая встречу 18 декабря, Юрий Пилипенко в первую очередь поблагодарил гостей за поистине неоценимый вклад иностранных юридических фирм, пришедших в нашу страну в конце 1980-х – начале 1990-х гг., в развитие российской адвокатуры, прежде всего в области юридического сопровождения бизнеса. Они принесли в Россию свой колоссальный опыт, высочайшие профессиональные и этические стандарты деятельности – мировые образцы, на которых учились и продолжают учиться их российские коллеги.

Президент ФПА РФ напомнил, что Федеральная палата адвокатов РФ, поддержав высказанную Минюстом России семь лет назад идею об установлении единого регулирования в сфере оказания профессиональной юридической помощи, активно участвовала в диалоге, который в период подготовки проекта Концепции Министерство юстиции РФ провело с представителями всех сегментов этой сферы. Встречи с представителями зарубежных и международных юридических фирм проводились в том числе и на площадке ФПА РФ.

Еще два с половиной года назад, на состоявшемся в апреле 2015 г. Совете Федерации ФС РФ круглом столе, посвященном законодательному регулированию консалтинговой и аудиторской деятельности иностранных компаний, он сформулировал позицию Федеральной палаты адвокатов РФ о том, что необходимо выработать единые правила и стандарты, благодаря которым все участники рынка юридических услуг будут находиться в равных правовых условиях:

«Мы очень сдержанно относимся к какому-либо прямому запрету на работу иностранных консультантов – налоговых, финансовых, экономических, юридических – на нашем рынке. Это не представляется возможным юридически сделать с учетом тех обязательств, которые существуют у нашей страны, в том числе в рамках ВТО, и с учетом очень многих других прагматических вещей. Государству надо определиться с установлением более понятных, четких и транспарентных правил игры. Единство подходов и стандартов – вот к чему мы должны стремиться».

На круглом столе в Совете Федерации 24 апреля 2015 г. отмечалось, что существует множество аргументов против ограничения деятельности иностранных юридических компаний в России, в том числе: обеспечить должное качество помощи по праву других государств могут только юристы, специализирующиеся по этому праву; ограничение доступа иностранных фирм на российский рынок вызвало бы ответные ограничительные меры в отношении национальных фирм; отсутствие на рынке сильных иностранных конкурентов неизбежно приведет к стагнации национальной юридической профессии и снижению качества помощи.

Возвращаясь к теме дискуссии в Совете Федерации ФС РФ, проведенной 14 декабря, Юрий Пилипенко предложил выработать компромиссное решение, которое позволило бы при выполнении общей задачи Концепции о едином регулировании сферы оказания профессиональной юридической помощи, создающем равные правовые условия для всех ее участников, обеспечить зарубежным и международным юридическим фирмам возможность вести в России деятельность в организационно-правовых формах, отвечающих специфике их внутренней структуры и системы управления проектами.

Кроме того, он предложил представителям иностранных юридических фирм сотрудничество с адвокатурой в области повышения квалификации, оказания юридической помощи на основе pro bono, а также в экспертной работе по подготовке проектов профессиональных и этических стандартов российской адвокатуры, отметив при этом высочайший уровень стандартов, которые приняты за рубежом.

Во время встречи говорилось о том, что, например, правила профессиональной этики адвокатов в зарубежных юрисдикциях постоянно совершенствуются с учетом анализа практики, и некоторые их разделы (в частности, положения о конфликте интересов) проработаны тщательнее, чем в российском Кодексе профессиональной этики адвоката.

Предложения руководства ФПА РФ были приняты, и представители иностранных юридических фирм высказали ряд аргументов в пользу необходимости скорректировать два спорных положения проекта Концепции, касающиеся их деятельности в России.

Так, партнер московского представительства «Debevoice & Plimpton LLP» Алан Карташкин заметил, что представители международных юридических фирм всегда выступают в качестве «пропагандистов и агитаторов» России за рубежом, поясняя иностранным инвесторам, что с нашей страной можно и нужно сотрудничать. «Если мы уйдем с рынка, это будет большой удар по конкурентоспособности России, так как мы представляем инвесторов и как адвокаты, и будучи адвокатами. Мы пытаемся сдерживать прессинг, в том числе информационный», – сказал он.

«У нас сформирован консенсус в том, что мы готовы войти в единое регулирование профессии, – продолжал Алан Карташкин. – Концепция нам понятна, поскольку такое регулирование существует во всем мире, и это правильный шаг в развитии юридической профессии в России».

Далее он подробно проанализировал те моменты Концепции, которые, по мнению иностранных юридических фирм, не позволят им осуществлять в России ту деятельность, которую они ведут в настоящее время. «Если вы поддержите нас в процессе доработки некоторых положений проекта, это будет важно в плане развития профессии и станет хорошим посылом для наших зарубежных коллег», – сказал он, обращаясь к руководству ФПА РФ.

Для иностранных юридических фирм в России важна в первую очередь возможность сохранить те организационно-правовые формы, в которых они работают сейчас. Международные компании уже представили в Минюст России информацию о том, на каких условиях их филиалы и представительства действуют в зарубежных юрисдикциях. Участники встречи договорились о том, что эта информация будет передана в ФПА РФ для совместного изучения и анализа с целью выработать приемлемую для международных фирм модель, которая не нарушала бы общих требований к участникам российского рынка.

Касаясь вопроса о контроле за деятельностью иностранных юристов со стороны сотрудников головных офисов международных фирм, Алан Карташкин пояснил, что при таком контроле полностью соблюдается принцип независимости адвокатов: партнер из головного офиса может дать адвокату фирмы консультации по вопросу, которым тот занимается, но не имеет права указывать ему, каким должно быть правовое заключение. Принципиальное положение о том, что руководство фирмы не вправе влиять на позицию, которую адвокат занимает по делу, он предложил закрепить на нормативном уровне при корректировке соответствующего положения проекта Концепции.

Кроме того, отмечалось, что в настоящее время все зарубежные инвесторы в России вправе открывать филиалы и представительства – в любом секторе оказания услуг для иностранных фирм есть возможность в плане организационно-правовых форм деятельности пользоваться «расширенной линейкой», которую предоставляет российское законодательство.

В завершение встречи была достигнута договоренность о создании рабочей группы с участием представителей ФПА РФ и международных юридических фирм, которая подготовит предложения по созданию компромиссной, отвечающей заложенным в проекте Концепции единым правилам деятельности всех участников национального рынка юридических услуг модели тех организационно-правовых форм, в которых иностранные юридические компании могли бы продолжать свою работу в России.  

Поделиться