Лента новостей

25 марта 2025 г.
«Экономическая экспертиза в правоприменительной практике»
В ФПА РФ пройдет круглый стол по вопросам специальных знаний в области экономики
25 марта 2025 г.
Имидж адвоката – инструмент, который помогает ему решать профессиональные задачи
Адвокатам рассказали, как создать личный бренд, используя психологические знания
24 марта 2025 г.
Цивилист, изменивший подходы к признанию граждан недееспособными
В ФПА РФ отметили заслуги кандидата юридических наук Юрия Ершова

Мнения

Светлана Казаченок
25 марта 2025 г.
Поддержка семейных ценностей – это ключ к созданию гармоничного общества
О защите семьи в рамках адвокатской деятельности и в качестве руководителя общественной организации

Интервью

«Люди после трагедии чаще всего не знают, куда идти»
22 марта 2025 г.
Ирина Фаст
«Люди после трагедии чаще всего не знают, куда идти»
Федеральная палата адвокатов — о бесплатной помощи пострадавшим в «Крокусе»

Необходим баланс между инновациями и фундаментальными знаниями

13 февраля 2025 г. 18:17

Ведущие юристы, адвокаты и ученые обсудили пути развития юридического образования


Как сообщалось ранее, 12–14 февраля в Екатеринбурге работает XXI Международная научно-практическая конференция «Ковалевские чтения». Тема конференции – «Цели уголовного права. Прошлое, настоящее, будущее. Наследие И.Я. Козаченко». 13 февраля в рамках конференции состоялась сессия «Преподавательская деятельность и формирование научных кадров». Ее модераторами были проректор по научной работе Уральского государственного юридического университета им. В.Ф. Яковлева (УрГЮУ), д.ю.н., профессор Андрей Винницкий и доцент кафедры уголовного права, проректор по молодежной политике УрГЮУ им. В.Ф. Яковлева, к.ю.н. Данил Сергеев. На сессии выступил вице-президент ФПА РФ, президент АП Воронежской области, профессор кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Воронежского государственного университета, д.ю.н. Олег Баулин. По итогам сессии Данил Сергеев отметил, что в настоящее время происходит трансформация юридического образования, выразив надежду, что она не отразится на качестве подготовки юристов. Он также подчеркнул, что бюрократические аспекты в образовании не должны размывать качество юридической подготовки и верифицируемой юридической науки.

В качестве спикеров в сессии также участвовали доцент кафедры конституционного права, первый проректор УрГЮУ, к.ю.н. Максим Гончаров, доцент кафедры международного частного и гражданского права МГИМО МИД России, управляющий партнер АБ «Гребельский и партнеры», к.ю.н. Александр Гребельский, финансовый уполномоченный, профессор кафедры обязательственного права Исследовательского центра частного права им. С.С. Алексеева при Президенте Российской Федерации, доцент НИУ ВШЭ, к.ю.н. Денис Новак, профессор, заведующая кафедрой криминологии и уголовно-исполнительного права Московского государственного университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), помощник президента Союза криминалистов и криминологов, д.ю.н. Елена Антонян, доцент юридического факультета Государственного академического университета гуманитарных наук, к.ю.н. Борис Асриян.

В начале сессии проректор по научной работе УрГЮУ, д.ю.н., профессор Андрей Винницкий предложил разделить обсуждение на четыре основных блока вопросов, которые стоят перед российским юридическим образованием и российской юридической наукой: 1) реформа юридического образования; 2) проблемы интернационализации образования; 3) междисциплинарность в образовании и науке; 4) стимулирование подготовки научных кадров и мотивация.

Реформа юридического образования

В первом блоке сессии, посвященном реформе юридического образования, выступил вице-президент ФПА РФ, президент АП Воронежской области, профессор кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Воронежского государственного университета, д.ю.н. Олег Баулин. Он отметил, что последние годы Федеральная палата адвокатов РФ плотно занимается вопросом качества юридического образования. Действует Кодекс профессиональной этики адвоката, ряд профессиональных стандартов, включая Стандарт профессионального обучения и повышения профессионального уровня адвокатов и стажеров адвокатов, утвержденный IX Всероссийским съездом адвокатов 18 апреля 2019 г. Олег Баулин сообщил, что, согласно данным 2024 г., ученую степень кандидата юридических наук в российской адвокатуре имеют 1497 адвокатов, 217 адвокатов имеют ученую степень доктора юридических наук. 290 адвокатов являются доцентами, 76 адвокатов имеют ученое звание профессора.

Как отметил Олег Баулин, российская адвокатура придерживается мнения о том, что юридическое образование должно быть системным. При этом в настоящее время, когда появились новые серьезные специализации внутри юридической деятельности, необходимо искать баланс. Спикер напомнил, что в России юридическое образование можно получить более чем в 1000 вузов, однако ведущими являются около 15. Именно они дают системное юридическое образование. Он обратил внимание на большую разницу в проходных баллах для поступления в ведущие российские юридические вузы и в другие вузы, также готовящие юристов, – 100 и 40–50.

Олег Баулин привел данные статистики, согласно которым по состоянию на 2024 г. по юридической специальности обучалось 350–400 тыс. студентов. Примерно 70 процентов из них получают юридическое образование заочно, около 80 процентов – на платной основе. Таким образом, имеет место дифференциация юридического образования на договорной и бюджетной основе.

Вице-президент ФПА РФ отметил, что, согласно данным российской адвокатуры, ежегодно на юридический рынок выходит огромное количество выпускников по юридической специальности, имеющих крайне низкий уровень профессиональной подготовки. По его мнению, это связано с тем, что российское юридическое образование, став популярным и востребованным, приобрело характер массового и утратило свое качество.

Отвечая на вопрос модератора сессии Андрея Винницкого о том, на каком уровне должна осуществляться дифференциация – централизованном или децентрализованном, когда сам вуз определяет линейку специализаций, Олег Баулин ответил, что дифференциация – явление объективное и будет существовать всегда, однако его необходимо контролировать. Один из вариантов, по мнению Олега Баулина, – специализация, которая привела к образованию специальных образовательных учреждений, таких как Российская академия адвокатуры и нотариата имени Г.Б. Мирзоева, Университет прокуратуры Российской Федерации, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя и др.

Как подчеркнул Олег Баулин, юридическое образование должно иметь общую фундаментальную основу. Юристы любых вузов должны понимать принципы процесса одинаково, говорить о них одинаково, но при этом иметь специальную профессиональную подготовку.

Далее в первом блоке сессии выступил доцент кафедры конституционного права, первый проректор УрГЮУ, к.ю.н. Максим Гончаров. Он рассказал о разработке проекта Стандарта юридического образования – универсальной модели, которая даст импульс развитию образования в юридических вузах и на юридических факультетах.

По словам Максима Гончарова, на протяжении довольно длительного времени вузы имели право самостоятельно формировать образовательные программы, что привело к исчезновению из программ части юридических дисциплин. В результате появились выпускники-юристы с дипломами государственного образца, получившие разный уровень юридических знаний. В настоящее время от вузов при подготовке будущих юристов требуют учитывать потребности работодателей. Они поняли, что в образовательных программах всех вузов должны быть дисциплины, которые обязаны знать все юристы.

Как сообщил Максим Гончаров, примерно треть образовательной программы по юридической специальности предлагается сделать одинаковой с точки зрения дисциплин и на две трети вузы могут приспосабливать образовательную программу под потребности тех или иных работодателей.

Интернационализация образования

В рамках второго блока сессии доцент кафедры международного частного и гражданского права МГИМО МИД России, управляющий партнер Адвокатского бюро «Гребельский и партнеры», к.ю.н. Александр Гребельский рассказал о работе кафедры, которая ведет свою деятельность с 1969 г. В числе приоритетных курсов – сравнительное обязательственное право, гражданский процесс зарубежных стран, гражданское и торговое право зарубежных стран и др. Александр Гребельский сообщил о подготовке кафедрой российских команд для участия в престижных международных конкурсах по международному коммерческому арбитражу и международному частному праву. По его мнению, для того чтобы иметь кадровый резерв и возможность успешно участвовать в спорах за рубежом в интересах России, необходимо делать больший акцент на изучении зарубежного законодательства, в том числе недружественных стран, и на сравнительном правоведении.

Междисциплинарность

Финансовый уполномоченный, профессор кафедры обязательственного права Исследовательского центра частного права им. С.С. Алексеева при Президенте Российской Федерации, доцент НИУ ВШЭ, к.ю.н. Денис Новак в своем выступлении затронул вопросы междисциплинарности в юридическом образовании и приоритетные сферы междисциплинарности.

По мнению Дениса Новака, изучение юристами смежных или других дисциплин в целом полезно, как любые новые знания. Вопрос заключается в том, чтобы не исказить классическое юридическое образование, поскольку очень важно иметь в нем базу, основанную на трех китах – уголовном, гражданском и процессуальном праве. Их должен знать любой юрист. Поэтому, подчеркнул Денис Новак, важно, чтобы в соответствующих объемах сохранялось количество часов, посвященное этим дисциплинам.

По мнению Дениса Новака, целесообразно сохранить российскую модель юридического образования и обучать студентов юриспруденции с самого начала. При этом важно сохранить изучение теории права и римского права.

Говоря о междисциплинарном подходе, Денис Новак отметил, что модель разделения юридического образования на два уровня – бакалавриат и магистратуру – позволяет сначала дать классическое юридическое образование, а затем переходить на углубление в определенную сферу. Если же в программе базовой ступени уделяется большее внимание другим дисциплинам, чем юридическим, есть опасность смещения внимания с того, что делает юриста настоящим специалистом.

Как полагает Денис Новак, приоритетными междисциплинарными сферами, где будут востребованы юристы с дополнительными навыками, являются IT и цифровые финансовые активы, биотехнологии и медицинское право, психология в медиации.

Заведующая кафедрой криминологии и уголовно-исполнительного права МГЮА, помощник президента Союза криминалистов и криминологов, д.ю.н., профессор Елена Антонян отметила, что сообщения участников сессии свидетельствуют о появлении нового тренда – инновационной юриспруденции. При этом Елена Антонян выразила уверенность в необходимости сохранить классическую основу юридических знаний. По ее словам, необходимо эволюционировать в плане расширения возможностей обогащения юридической специальности знаниями других специальностей. Она согласилась с приоритетными междисциплинарными сферами, выделенными Денисом Новаком.

Как подчеркнула Елена Антонян, инновационная юриспруденция означает необходимость преподавать в новом формате, проводить исследования и вовлекать студентов в исследования с использованием технологий, которые сегодня активно использует молодое поколение.

Стимулирование подготовки научных кадров и мотивация

На четвертом блоке сессии выступил доцент юридического факультета Государственного академического университета гуманитарных наук, к.ю.н. Борис Асриян. Он рассказал о мотивациях студентов и молодых специалистов к занятию научной деятельностью. Со стороны государства – это мотивация к осознанному продолжению карьеры в вузе или НИИ, надбавки к заработной плате, отсрочка и освобождение от военной службы. Со стороны вуза в период обучения – это подразделения с практикующими специалистами, дополнительные занятия по навыкам научной работы, конференции, форумы, круглые столы. Также Борис Асриян рассказал о мероприятиях в вузе, включающих стимулирование преподавателей к привлечению студентов к научной работе, создание широкого спектра организаций для прохождения практики, института тьюторов (наставников), организации игровых процессов, систем поощрения студентов и аспирантов, научных сообществ студентов.

* * *

Подводя итоги сессии, один из ее модераторов – доцент кафедры уголовного права, проректор по молодежной политике УрГЮУ, к.ю.н. Данил Сергеев отметил, что в настоящее время происходит трансформация юридического образования. Он выразил надежду, что эта трансформация не отразится на качестве подготовки юристов, а также подчеркнул, что бюрократические аспекты в образовании не должны размывать качество юридической подготовки и верифицируемой юридической науки.

Светлана Рогоцкая

Поделиться