Лента новостей

19 апреля 2024 г.
Обозначить риски адвокатов и консультантов и указать способы их минимизировать
В Москве прошел второй день VIII конференции «Юридический бизнес России 2024»
19 апреля 2024 г.
За заслуги в укреплении законности, защите прав и интересов граждан и многолетнюю работу
Президенту Гильдии российских адвокатов, вице-президенту ФПА РФ Гасану Мирзоеву вручен Орден Дружбы
19 апреля 2024 г.
«Нам важна точка зрения каждого»
18 апреля Научно-консультативный совет ФПА РФ обсудил тему смертной казни и моратория на ее применение, ставшую актуальной в связи с трагическими событиями в «Крокус Сити Холле»

Мнения

Наталья Червякова
19 апреля 2024 г.
Решать проблемы оказания БЮП участникам СВО и членам их семей необходимо совместными усилиями
О докладе по участию адвокатов АП Новгородской области в государственной системе бесплатной юридической помощи в 2023 г.

Интервью

Адвокатура – это своего рода семья
12 апреля 2024 г.
Александр Илькун
Адвокатура – это своего рода семья
Роль женщин в адвокатуре сложно переоценить

Не допускать нарушений

30 июня 2017 г. 10:25

ФПА РФ просит Минюст России принять меры к неукоснительному исполнению новелл УПК РФ


27 июня Федеральная палата адвокатов РФ направила письмо министру юстиции РФ Александру Коновалову, в котором сообщается о продолжающихся случаях отказа адвокатам-защитникам в допуске к доверителям по предъявлении только ордера и адвокатского удостоверения.

В письме президент ФПА РФ Юрий Пилипенко напомнил, что Федеральным законом от 17 апреля 2017 г. № 73-ФЗ в УПК РФ внесены изменения, уточняющие статус адвоката-защитника в уголовном судопроизводстве. В частности, теперь адвокат не допускается, а вступает в уголовное дело в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и ордера. С этого момента адвокат обладает всеми процессуальными полномочиями защитника, включая право на свидания с подозреваемым, обвиняемым, содержащимся под стражей, и не нуждается в каком-либо допуске в дело со стороны следователя или суда. Это касается и свиданий, необходимых для получения согласия подозреваемого или обвиняемого на участие адвоката в его деле. Также Юрий Пилипенко напомнил об аналогичной позиции Конституционного Суда РФ, которой тот придерживается в своих решениях на протяжении последних пятнадцати лет.

«Вместе с тем сотрудники СИЗО продолжают отказывать адвокатам в допуске к подзащитным, содержащимся под стражей, мотивируя это отсутствием информации от следствия, дознавателя или суда об участии конкретного адвоката в судопроизводстве в качестве защитника», – указал в письме президент ФПА РФ.

Он пояснил, что такие отказы чаще всего обосновываются тем, что к лицу, содержащемуся под стражей, может получить доступ не только адвокат, с которым заключено соглашение на защиту или которому поручена защита по назначению, но и любой другой адвокат, который может оформить себе ордер. В ходе свидания такой адвокат может навязывать обвиняемому, подозреваемому свою помощь, передавать ему и получать от него информацию, препятствующую расследованию дела.

«Формально такие аргументы могут показаться правильными, но, по сути, являются издевательством над адвокатами-защитниками, свидетельствуют о презумпции недоверия к адвокату и грубо нарушают императивные нормы УПК РФ, которые не допускают двоякого толкования», – подчеркнул Юрий Пилипенко.

Он сообщил, что Федеральной палатой адвокатов РФ не выявлено ни одной ситуации, когда адвокат самостоятельно пришел бы в СИЗО к потенциальному подзащитному без оформленного поручения или соглашения на защиту. Напротив, известны случаи, когда адвокат неправомерно проникал в следственный изолятор с помощью дознавателей или следователей, получая от них разрешение на свидание.

Президент ФПА РФ особо отметил, что в случае, если адвокат будет уличен в использовании ордера без поручения на защиту по назначению или без заключения соглашения на защиту, он подлежит дисциплинарной ответственности, вплоть до лишения статуса. В то же время следователи и дознаватели ничем не рискуют, разрешая адвокату, не являющемуся защитником, свидание с содержащимся под стражей лицом.

Юрий Пилипенко обратил внимание на то, что форма ордера утверждена приказом Минюста России, а также на строгие правила изготовления, оформления и выдачи ордеров, которые приняты Советом ФПА РФ еще в 2003 г. и неукоснительно выполняются.

«Представляется, что ордер на исполнение адвокатом соответствующего поручения является документом ничуть не менее официальным и значимым, чем информирование следователем в произвольной форме администрации СИЗО об участии конкретного адвоката в конкретном судопроизводстве», – заключил президент ФПА РФ.

На основании изложенного в письме Федеральная палата адвокатов РФ просит Министерство юстиции РФ принять меры к неукоснительному исполнению новелл УПК РФ, принятых по инициативе Президента РФ. 

Поделиться