Лента новостей

13 января 2025 г.
Состоялось первое в 2025 году заседание КЭС
На заседании рассмотрены жалобы на решения советов адвокатских палат о прекращении статуса адвоката
13 января 2025 г.
Не стало яркого ученого и адвоката
11 января скончался Борис Иванович Пугинский
10 января 2025 г.
Вопросы правового взаимодействия на пространстве Содружества Независимых Государств
Президент ФПА РФ Светлана Володина и исполнительный вице-президент ФПА РФ Оксана Сергеева приняли участие в совещании представителей министерств юстиции СНГ

Мнения

Александр Манухин
10 января 2025 г.
А вы видели адвоката в мантии в суде?
О личном опыте ношения адвокатской мантии и реакции на нее окружающих

Интервью

Наука – путь к самосовершенствованию и возможность принести пользу обществу
28 декабря 2024 г.
Алексей Шаповал
Наука – путь к самосовершенствованию и возможность принести пользу обществу
Впервые в отечественной правовой науке юрист Алексей Шаповал защитил диссертацию междисциплинарного характера, где сформулировал общий перечень задач адвоката в любых неотложных следственных действиях

Настоятельное веление времени

17 ноября 2022 г. 17:12

Первый вице-президент ФПА РФ Михаил Толчеев прокомментировал инициативу Верховного Суда РФ о внесении изменений в ГПК РФ, закрепляющих профессиональное представительство в суде


Пленум Верховного Суда РФ принял постановление о внесении в Государственную Думу ФС РФ поправок в отдельные законодательные акты РФ, направленных на повышение уровня судебной защиты граждан и организаций, а также унификацию процессуальных норм. В числе них изменения в ч. 2 ст. 49 ГПК РФ, касающиеся представительства в суде: возможность быть представителями предлагается оставить только адвокатам и лицам, имеющим высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности. Первый вице-президент ФПА РФ Михаил Толчеев отметил, что данный законопроект завершает процесс перехода профессионального судебного представительства к необходимым формам. «Требование статуса адвоката или хотя бы наличия юридического образования для такой деятельности не только является настоятельным велением времени, но и – как справедливо отмечается в пояснительной записке – уже зарекомендовало себя с положительной стороны», – подчеркнул он в комментарии «АГ».

8 ноября прошло заседание Пленума Верховного Суда РФ, на котором в числе прочих вопросов рассматривался проект поправок в отдельные законодательные акты РФ – в частности, в ГПК РФ. По итогам рассмотрения соответствующее постановление о внесении законопроекта в Госдуму было принято.

Как отмечается в пояснительной записке, в предыдущие годы ВС РФ были инициированы изменения в ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ. В частности, Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ для судов общей юрисдикции и арбитражных судов установлены схожие процедуры рассмотрения дел, возникающих из гражданских и административных правоотношений. Представленный документ «направлен на повышение уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций, а также дальнейшую унификацию процессуальных норм, что предполагает внесение ряда изменений в ГПК».

Одна из поправок в ГПК РФ касается профессионального представительства в суде. Сейчас, согласно ч. 2 ст. 49 ГПК РФ, представителями в суде, за исключением дел, рассматриваемых мировыми судьями и районными судами, могут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности. Предлагаемая Верховным Судом РФ поправка изымает из данной нормы исключение, которое распространяется на дела, рассматриваемые мировыми судьями и районными судами.

Правило о профессиональном представительстве, предусмотренное в ГПК РФ в 2019 г. для ведения дел в судах апелляционной и кассационной инстанций, зарекомендовало себя положительно, следует из пояснительной записки. Указанное изменение направлено на реализацию конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатно, подчеркивается в документе. Соответственно, оно не ограничивает доступность правосудия для граждан, поскольку бремя возмещения судебных расходов, включая расходы на оплату услуг представителей, по правилам судопроизводства возлагается на проигравшую сторону.

Как отметил первый вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Михаил Толчеев, предлагаемый законопроект завершает процесс перехода профессионального судебного представительства к необходимым формам. «Требование статуса адвоката или хотя бы наличия юридического образования для такой деятельности не только является настоятельным велением времени, но и – как справедливо отмечается в пояснительной записке – уже зарекомендовало себя с положительной стороны», – подчеркнул он в комментарии «АГ».

Михаил Толчеев добавил, что мировые судьи и суды общей юрисдикции районного уровня, рассматривающие гражданские дела по первой инстанции, – последнее прибежище непрофессиональных и неподготовленных участников судебного разбирательства: «АПК и КАС, а также ГПК в отношении апелляционного и кассационного разбирательства уже значительное время имеют дело только с адвокатами или лицами, имеющими высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности. И высказывавшиеся опасения о безудержном росте стоимости юридической помощи, мягко говоря, не подтвердились. Зато удалось избавиться от случайных людей в процедуре судебного рассмотрения дел».

«Процессуальная форма неуклонно усложняется и не терпит дилетантизма. Он слишком дорого может обойтись участникам правоотношений. Даже предлагаемые изменения отражают такое усложнение. Судебная защита материальных прав все больше переходит в сферу процессуальной ответственности самих участников спора и их представителей. Суд все в меньшей степени исполняет несвойственные ему функции защитника прав участников процесса и все в большей становится независимым “рассуживателем” по праву. Надлежащее же использование процессуальных инструментов и несение последствий риска их выбора ложатся на участников», – сказал первый вице-президент ФПА РФ.

Из других предлагаемых поправок Михаил Толчеев особо выделил отказ от института договорной подсудности, который, действительно, все чаще используется для злоупотреблений, а также легализацию аудиозаписи процесса, производившуюся самими участниками, в целях подтверждения замечаний на протокол судебного заседания. «В целом, на мой взгляд, поправки носят разумный и обоснованный характер, хотя и отражают процессы усложнения процедур судебного разбирательства», – резюмировал вице-президент ФПА РФ.

Поделиться