Лента новостей
Единая понятийная база, безусловно, нужна
Поблагодарили за активность
«Пепеляев: фирменный стиль»
Мнения
Корпоративное мероприятие «со смыслом»
Интервью
Грани профессионального мастерства
Минюст предлагает укрепить независимость адвокатуры
Опубликован законопроект, предлагающий меры по исключению влияния любых заинтересованных лиц на назначение адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизводстве
Вице-президент ФПА РФ Геннадий Шаров и советник ФПА РФ Сергей Насонов позитивно оценили опубликованный на официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения законопроект Министерства юстиции РФ, которым вносятся изменения в ряд статей УК РФ и УПК РФ. Напомним, что о начале разработки этого документа Минюст России уведомил 19 сентября. Предусматривается, в частности, назначение адвоката в качестве защитника в порядке, определенном Советом ФПА РФ, путем использования автоматизированной системы; признание недопустимыми доказательствами показаний подозреваемого, обвиняемого, данных в ходе досудебного производства с участием защитника, который назначен с нарушением данного порядка; возмещение условно осужденными издержек по уголовному делу, включая суммы, выплаченные адвокату за оказание юридической помощи по назначению.
Как указано в пояснительной записке, данный законопроект направлен на повышение гарантий реализации предусмотренного ст. 48 Конституции РФ права граждан на получение квалифицированной юридической помощи.
Поправки в ст. 73 и 74 УК РФ предусматривают возмещение осужденным процессуальных издержек по уголовному делу при назначении наказания в виде лишения свободы условно, а также при условно-досрочном освобождении от отбывания наказания. Возместить придется «в том числе суммы, выплаченные адвокату за оказание им юридической помощи в уголовном судопроизводстве по назначению дознавателя, следователя или суда». Размер возмещения определит суд.
Если условно осужденный в течение продленного испытательного срока уклоняется от возмещения вреда, причиненного преступлением, а также от возмещения процессуальных издержек по его уголовному делу, суд по представлению органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, «может вынести решение об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда».
О необходимости возмещения процессуальных издержек по уголовному делу, включая суммы, выплаченные адвокату за оказание им юридической помощи в уголовном судопроизводстве по назначению дознавателя, следователя или суда, в размере, определенном решением суда, говорят также поправки, предлагаемые в ст. 79 и 80 УК РФ.
Законопроектом предусматривается также внесение в УПК РФ изменений, направленных на закрепление обязанности суда взыскивать процессуальные издержки, связанные с производством по уголовному делу, в том числе на оплату адвокатов по назначению.
Нормы о том, что меры по назначению защитника принимаются в порядке, определенном Советом Федеральной палаты адвокатов, из ч. 3 и 4 ст. 50 УПК РФ переносятся в ч. 4.1, которой предлагается дополнить указанную статью:
«4.1. Назначение защитника в случаях, предусмотренных частями третьей и четвертой настоящей статьи, осуществляется в порядке, определенном Советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, путем использования автоматизированной информационной системы, исключающей влияние любых заинтересованных лиц на распределение поручений между адвокатами».
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что в настоящее время Порядок, установленный Советом ФПА РФ, предусматривает пять возможных способов распределения поручений на защиту по назначению. Наряду с графиками дежурств, распределением поручений на защиту по назначению координаторами (кураторами) или сотрудниками Сall-центров, предусмотрены распределение с использованием специализированных компьютерных программ и смешанный тип распределения поручений. При распределении поручений с использованием автоматизированной информационной системы полностью исключено влияние любых заинтересованных лиц, что отвечает принципу независимости адвокатуры.
Указав, что, по данным ФПА РФ, в семи субъектах РФ введены и успешно используются специализированные компьютерные программы для распределения поручений, а в девяти – распределение осуществляется сотрудниками Центров, разработчики законопроекта особо отмечают, что «Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации заканчиваются работы по созданию единой программы АС “АдвокатураПлюс”, которая позволит осуществлять автоматическое распределение поручений по назначению между адвокатами как с использованием Call-центра, так и полностью в автоматическом режиме».
После апробации АС «АдвокатураПлюс» на площадках ряда адвокатских палат программа будет скорректирована. Одновременно с этим «будут скорректированы соответствующие положения Порядка в целях использования автоматизированной информационной системы в качестве единственного способа назначения адвокатов (исключение предусмотрено только для отдаленных и труднодоступных районов страны)».
В целях создания гарантий соблюдения установленного порядка назначения адвокатов Минюст России предлагает также внести в ст. 75 «Недопустимые доказательства» УПК РФ изменения, согласно которым показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу с участием защитника, назначенного с нарушением требований, установленных статьей 50 УПК РФ, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде, являются недопустимыми доказательствами.
Еще несколько точечных изменений предлагается внести в ст. 220, 225, 299 и 309 УПК РФ, с тем чтобы в процессуальных документах отдельно указывались суммы, выплачиваемые адвокату за оказание им юридической помощи в уголовном судопроизводстве по назначению следователя, дознавателя или суда.
Советник ФПА РФ Сергей Насонов не считает, что предложенные Минюстом новации каким-то образом ухудшают положение осужденных, поскольку этот законопроект не меняет существующего положения дел.
«По действующему УПК РФ издержки взыскиваются либо с государственного бюджета, либо за счет средств участников судопроизводства. Если защитник по назначению участвовал в деле, то у нас во все времена допускалось взыскание этих сумм с осужденного. Однако на это должно быть указано в приговоре», – отметил Сергей Насонов.
Он напомнил, что не применяется данное правило в случаях, если обвиняемый отказывается от защитника, если он оправдан или реабилитирован. «Если же человек осужден, то на него можно обратить взыскание, и ничего дискриминирующего в такой норме нет. К тому же суд обычно применял данную норму только в том случае, если осужденный реально мог выплатить эту сумму. Если же суд видел, что осужденный находится в сложном материальном положении, то эти издержки он часто относил на счет бюджета», – уточнил адвокат.
Таким образом, по мнению советника ФПА РФ, законопроект устанавливает дополнительные гарантии исполнения уже действующих положений. А суд, принимающий решение, лишь осуществляет реализацию этих гарантий. Что касается условно-досрочного освобождения, то, по словам Сергея Насонова, и сейчас оно невозможно, если осужденный не исполнил обязательств по гражданскому иску.
Вице-президент ФПА РФ Геннадий Шаров согласился с позицией Сергея Насонова по поводу взысканий издержек с осужденных и уделил больше внимания поправкам, касающимся использования автоматизированной информационной системы, обозначив ключевые задачи, которые позволяет решать АС «АдвокатураПлюс».
По его словам, автоматизированный режим действительно исключает влияние любых заинтересованных лиц на распределение поручений по назначению и обеспечивает ответственное отношение к распределению бюджетных средств
«Внедрение автоматизированной системы, независимо от того, работает ли она в автоматическом режиме или с помощью сотрудников Call-центра, – это не самоцель. Задача программы в том, чтобы не только обеспечить распределение дел в установленном порядке, но и маркировать злоупотребления, выявлять схемы, которые используются некоторыми недобросовестными участниками уголовного процесса. Кроме того, она позволит иметь полную и актуальную информацию о том, как происходит распределение дел в каждом регионе и в целом по всей России», – считает Геннадий Шаров.