Лента новостей

12 ноября 2024 г.
Рабочая встреча в Севастополе
Медаль ФПА РФ «За профессионализм» вручена Юлии Марчук
11 ноября 2024 г.
КЭС дала разъяснение по вопросу заключения арбитражного (третейского) соглашения между адвокатом и доверителем
11 ноября состоялось очередное заседание Комиссии по этике и стандартам ФПА РФ
11 ноября 2024 г.
Адвокатам прочитают лекцию о градостроительных правоотношениях
Программа вебинаров ФПА РФ наполняется новыми практико-ориентированными темами

Мнения

Виктор Буробин
12 ноября 2024 г.
Пушкин адвокатуры. По следам сериала «Плевако»
О значении Фёдора Плевако для адвокатской корпорации и его кинообразе, воплощенном Сергеем Безруковым в новом сериале

Интервью

Династии обеспечивают преемственность в адвокатуре
1 ноября 2024 г.
Сергей Макаров
Династии обеспечивают преемственность в адвокатуре
Династии адвокатуры – лучший способ для того, чтобы прошлое адвокатуры нашей страны, став настоящим, продолжалось в будущем

Манипулирование правом на защиту недопустимо

22 мая 2020 г. 15:32

АП Московской области призывает Следственный комитет РФ предотвратить злоупотребления в отношении адвокатов по назначению


Совет Адвокатской палаты Московской области (далее – Совет АПМО) обратился к руководству Следственного комитета РФ с просьбой принять необходимые меры для исключения фактов злоупотреблений и незаконных действий по «выдавливанию» неугодных следствию адвокатов, осуществляющих защиту по назначению органов дознания и предварительного следствия, используя «сфабрикованные» заявления об отказе от защитника. Как считает Совет АПМО, подобные действия дискредитируют, прежде всего, следственные органы и их способность честно и в соответствии с требованиями закона выполнять свои профессиональные обязанности. Вице-президент ФПА РФ, первый вице-президент АП Московской области Михаил Толчеев пояснил, что такие случаи вытеснения адвокатов из процесса Совет расценил как систему, призванную обойти порядок распределения дел по назначению. Выражая мнение Совета, он отметил, что некоторые случаи содержат признаки состава должностного преступления и отражают непроцессуальную заинтересованность должностных лиц и манипулирование правом на защиту.

Письмо председателю Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину направил президент АП Московской области Алексей Галоганов. В нем указано, что обращение Совета АПМО вынужденное, поскольку ранее принятые меры и обращения не привели к должному результату.

Совет АПМО в своем обращении отмечает, что в Люберецком судебном районе в течение длительного времени складывается негативная практика «выдавливания» неугодных адвокатов, осуществляющих защиту по назначению органов дознания и предварительного следствия. Для этого следователь получает от подследственного не подтвержденное никакими материалами дела заявление о том, что его позиция по делу якобы противоречит позиции адвоката и он отказывается от этого конкретного защитника. Как правило, такое заявление следователь отбирает у подозреваемого (обвиняемого) в отсутствие адвоката, что не позволяет утверждать о свободном характере волеизъявления. После этого следователь обращается в Адвокатскую палату с требованием представить иного защитника.

Такая практика, применяющаяся некоторыми следователями в отношении определенных адвокатов, как считает АПМО, является злоупотреблением правом с целью обхода порядка, установленного законом. Такие действия ставят под сомнение объективность и беспристрастность следствия и не исключают неправовой заинтересованности следователя в ходе расследования уголовных дел.

В обращении приводится еще ряд подобных случаев, один из которых произошел 15 апреля 2020 г. Так, Центром субсидируемой юридической помощи АПМО было распределено требование следователя ГСУ СК РФ по Московской области о предоставлении защитника по уголовному делу лицу, подозреваемому в совершении преступления по ч. 1 ст. 105 УК РФ. Адвокат явился для проведения следственных действий, однако не был допущен к подзащитному. Спустя длительное время ожидания адвокат был извещен об отказе от него подзащитным. Отказ от адвоката, с которым подозреваемый никогда не встречался, обосновывался несовпадением позиций доверителя и адвоката и был очевидно надуманным предлогом. Несмотря на это, следователь принял этот отказ и потребовал назначить другого адвоката.

Как полагает Совет АПМО, подобные факты злоупотреблений и незаконных действий, носящие в Люберецком районе системный характер, являются грубым нарушением конституционного права на эффективную правовую помощь, умаляют авторитет следствия и снижают общественное доверие к институту правосудия в целом. В связи с чем Совет просит руководство СК РФ принять необходимые меры для исключения подобных действий со стороны следователей, дискредитирующих, прежде всего, следственные органы и их способность честно и в соответствии с требованиями закона выполнять свои профессиональные обязанности.

Комментируя факт обращения в СК РФ, вице-президент ФПА РФ, первый вице-президент АП Московской области Михаил Толчеев отметил, что АПМО несколько лет внедряла прозрачную и справедливую систему распределения дел по назначению судебно-следственных органов. Ее основная задача – устранить любые манипуляции правом на защиту и такое явление, как «карманные адвокаты». Несмотря на название, это порождение именно недобросовестных следователей, которым удобно работать с адвокатами, доставляющими меньше хлопот.

«Со временем этот рычаг превратился в способ давления на адвоката. Вот его мы стремимся исключить. И в большинстве случаев это получается, – пояснил Михаил Толчеев. – Однако время от времени система фиксирует попытки найти лазейки и все-таки вернуться к “старым методам”. Такие злоупотребления преподносятся под флагом необходимости соблюдения сжатых сроков расследования, защиты следователем или судом прав подозреваемого (обвиняемого) и другими. Вместе с тем мы уверены, что никакие резоны целесообразности не могут сделать допустимым нарушение закона. Мы реагировали и будем реагировать по каждому такому случаю».

Вице-президент ФПА РФ с сожалением констатировал, что в Люберецком районе такая недобросовестная практика стала приобретать системный характер. По его словам, в отсутствие должной реакции со стороны Люберецкого суда, следствие и дознание все чаще стали «выдавливать» неугодных адвокатов, заставляя подзащитного написать заявление о замене защитника из-за «расхождения позиций по делу». В итоге дошло до вопиющих случаев, когда позиции стали расходиться еще до того, как адвокат встретился с подзащитным, и сразу после того, как следователь узнал, кто именно назначен по делу. В другом случае доверитель при продлении стражи сообщила, что заявление ее вынудил написать следователь. От адвоката она не отказывается. Но, несмотря на это и даже на то, что в дальнейшем с адвокатом было заключено соглашение, следователь несколько дней не допускал его в изолятор временного содержания и требовал предоставить другого адвоката.

«Эти и другие, возможно, менее вопиющие случаи стали основанием для того, что Совет АПМО посчитал это системой, призванной обойти порядок распределения дел по назначению, и обратился с соответствующим заявлением к руководству Следственного комитета РФ. По нашему мнению, некоторые случаи содержат признаки состава должностного преступления и отражают непроцессуальную заинтересованность должностных лиц и манипулирование правом на защиту», – заключил Михаил Толчеев.

Напомним, что ранее обращение с аналогичной просьбой было направлено руководству Главного следственного управления Следственного комитета РФ по Московской области.

Вопрос вытеснения из процесса неугодных следствию адвокатов, которые назначаются созданным АПМО Центром субсидируемой юридической помощи, обсуждался на заседании Совета ФПА РФ 29 апреля. Михаил Толчеев информировал о ситуации, сообщив о нескольких случаях, когда подследственного, находящегося под стражей, вынуждают написать заявление об отказе от назначенного в соответствии с утвержденным порядком адвоката на том основании, что его позиция по делу не совпадает с позицией подзащитного (хотя никаких доказательств этому не имеется). Поскольку региональное следственное управление и суды поддерживают позицию органов следствия, АП Московской области обратится к председателю СК РФ Александру Бастрыкину, сказал он.

Как показало обсуждение вопроса, такая же проблема, как в Московской области, наблюдается и в некоторых других субъектах РФ, в частности в Чувашской Республике, Республике Северная Осетия – Алания, Челябинской области, на Сахалине. В связи с этим Совет ФПА РФ принял решение обобщить имеющуюся в регионах практику, чтобы выработать позицию по данному вопросу.

Поделиться