Мнения

Тимофей Жирнов
22 апреля 2024 г.
Основная цель – сделать квалифицированную юридическую помощь доступной каждому нуждающемуся в ней гражданину
Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в МФЦ, Брянском филиале Фонда «Защитники Отечества» и Негосударственном центре бесплатной юридической помощи при АП Брянской области

Интервью

Адвокатура – это своего рода семья
12 апреля 2024 г.
Александр Илькун
Адвокатура – это своего рода семья
Роль женщин в адвокатуре сложно переоценить

Люди в «клетке»: униженные, бесправные, хотя еще невиновные

25 февраля 2021 г. 19:09

Как обеспечить реализацию принципа презумпции невиновности, прежде всего в судебном процессе


Участники состоявшегося в Совете Федерации круглого стола на тему «Обеспечение реализации принципа презумпции невиновности» рассмотрели проблемы соблюдения прав человека в уголовном судопроизводстве и международную практику нормативно-правового регулирования реализации принципа презумпции невиновности. Статс-секретарь, член Совета ФПА РФ Константин Добрынин пояснил, почему в нашей стране нарушаются базовые постулаты презумпции невиновности и каким образом их игнорируют судьи в уголовном процессе. Он поддержал предложение члена Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Александра Башкина довести до обсуждения в парламенте проект закона о внесении изменений в ст. 9 УПК РФ о запрете использования защитных кабин в зале судебного заседания.

В работе круглого стола приняли участие директор Федеральной службы исполнения наказаний Александр Калашников, Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова, региональные омбудсмены, представители органов МВД России, научного и экспертного сообществ. Федеральную палату адвокатов РФ представлял статс-секретарь ФПА РФ, член Совета ФПА РФ Константин Добрынин.

В первой части дискуссии речь зашла о нарушении прав подсудимого непосредственно в судебном процессе.

Сенатор Людмила Нарусова напомнила, что использование защитных кабин в судах, которые называют «клетками» или «аквариумами», для еще не осужденных нигде не прописано, оно не регламентировано ни Конституцией, ни законами РФ. Она сообщила, что наличие защитных кабин предусмотрено лишь сводом правил проектирования зданий судов общей юрисдикции. Строительный норматив оказался выше любого закона, хотя он вообще не может применяться в данном случае, и стал «деловым обыкновением». Суды, по ее словам, даже не мотивируют отказы адвокатам, которые ходатайствуют о том, чтобы их доверители находились рядом с ними.

Каждый обвиняемый является невиновным, пока его вина не доказана решением суда, он не должен подвергаться унижающему достоинство обращению. Таким образом, по мнению Людмилы Нарусовой, нарушаются положения Европейской Конвенции о правах человека, что подтверждается решениями ЕСПЧ, обязывающими Россию выплатить компенсацию за нахождение обвиняемого в «клетке».

Демонтаж «клеток», который достаточно затратен, абсолютно не обязателен. Их можно просто не использовать, отметила Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова. Нахождение подсудимого в «клетке» нарушает права человека на осуществление его защиты, подчеркнула она и рассказала, что в Киеве, где проходил процесс над журналистом Кириллом Вышинским, именно по ее ходатайству судья принял решение выпустить подсудимого из «клетки».

Заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалистики СПбГУ Алексей Александров согласился с тем, что осуществлять судебный процесс можно, не помещая обвиняемого в «клетку». «Человек не может защищаться, когда прокурор сидит за столом, а обвиняемый – в “клетке”, похожей на клетку в зоопарке», – сказал он.

«Очень трудно общаться с нашими доверителями. К тому же приставы даже не подпускают нас к небольшому окошечку в такой кабине», – подтвердил президент Гильдии российских адвокатов Гасан Мирзоев. Мы должны ставить во главу угла права человека, а судьи иногда боятся принимать законные решения, чтобы их не обвинили в коррупции, сказал он.

Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Башкин констатировал, что нарушаются права не только подсудимого, но и еще одного участника процесса – адвоката, которому международными документами гарантируется конфиденциальность общения со своим доверителем. По словам сенатора, в ноябре 2018 г. семь сенаторов и пять депутатов внесли в Государственную Думу ФС РФ проект закона о внесении изменений в ст. 9 УПК РФ о запрете использования в зале судебного заседания защитных кабин, но он даже не дошел до первого чтения. Он предложил обратиться в Госдуму с тем, чтобы довести этот законопроект до обсуждения в парламенте.

Статс-секретарь ФПА РФ Константин Добрынин выразил недоумение тем, что получившая положительное заключение Правительства законодательная инициатива легла почти на четыре года под сукно.

«Не понимаю, почему наши судьи чего-то ждут и не могут самостоятельно принять процессуальное решение, устранив очевидную несправедливость», – заключил он.

Говоря о презумпции невиновности, Константин Добрынин заметил, что этот принцип, который многими воспринимается как теоретический, обеспечивает баланс публичных интересов общества и государства, заинтересованных в преследовании лиц, предположительно совершивших преступление, интересов личности, которая подвергается уголовному преследованию и имеет право защищать себя всеми не запрещенными способами. Есть базовые постулаты в презумпции невиновности: недоказанная виновность юридически равнозначна доказанной невиновности; если виновность не доказана, человеку не нужно доказывать свою невиновность. Но на практике у нас с этим проблемы, отметил Константин Добрынин. Он рассказал о способах игнорирования судами презумпции невиновности – судьи объясняют все аргументы подсудимого желанием избежать наказания, а представленные защитой документы квалифицируются как искусственные, созданные подсудимым с целью придания видимости правомерности своих действий. При этом ссылка на ст. 51 Конституции РФ расценивается как воспрепятствование следствию или попытка что-то скрыть.

Константин Добрынин напомнил, что в России «среднестатистический судья выносит оправдательный приговор раз в семь лет». Причина – «”палочная” организация работы судебной системы». Он предложил законодателю и представителям федеральных органов власти изменить эту ситуацию, иначе правосудие в нашей стране начнет носить имитационный характер, чего допустить нельзя.

Людмила Нарусова предложила напомнить Минюсту России о поручении Совета Федерации от 12 февраля 2019 г., связанном с необходимостью проработать вопрос об отмене защитных кабин в зале суда без их демонтажа, чтобы снять все финансовые препятствия. Она также озвучила идею внести в УПК РФ поправку, обязывающую судей удовлетворять ходатайство защиты о разрешении доверителю сидеть за столом рядом со своим адвокатом. Или, по ее мнению, следует принять законопроект, внесенный в 2017 г. членами СФ. Константин Добрынин поддержал второй вариант и призвал завершить работу, начатую четыре года тому назад.

Эти предложения поддержали практически все участники дискуссии, в ходе которой речь шла также о неприсоединении России к Конвенции против пыток и продолжающимся истязаниям людей в тюремных застенках.

Константин Катанян
Фото: council.gov.ru

Поделиться