Лента новостей
Цивилист, изменивший подходы к признанию граждан недееспособными
Адвокат с 30-летним стажем награждена за профессионализм
В Удмуртии адвокатура функционирует без сбоев
Мнения
Случай из практики оказания бесплатной юридической помощи
Интервью
«Люди после трагедии чаще всего не знают, куда идти»
Критикуя суд, не следует переступать черту
Адвокатам рассказали, в каких случаях их могут привлечь к уголовной ответственности за оскорбление суда
30 мая в ходе очередного вебинара ФПА РФ по совершенствованию профессионального мастерства лекцию на тему «Критика адвокатом суда в устной речи и документах. Допустимые этические рамки» прочитал советник ФПА РФ, адвокат АП Ставропольского края Нвер Гаспарян.
В начале своего выступления лектор отметил значимость и актуальность данной темы с точки зрения безопасности адвокатов и умения наладить процессуальное взаимодействие с судом строго в рамках этических норм. Нвер Гаспарян ознакомил слушателей с наиболее интересными примерами из практики присяжных поверенных в Российской империи, касающейся критики адвокатами суда, отметив, что действующий Кодекс профессиональной этики адвоката (далее – КПЭА) принят в целях развития традиций присяжной адвокатуры.
«В последнее время отношения между адвокатами и судьями переживают сложные времена», – заметил Нвер Гаспарян. По его мнению, суды решили дистанцироваться от адвокатов, опасаясь, что именно от них исходит опасность коррупции. И хотя, по сути, у разных представителей юридического сообщества одна задача – обеспечить правосудие, такое, нередко неуважительное, отношение к адвокатам имеет место. Нвер Гаспарян выразил надежду, что в будущем оно претерпит изменения.
В судейском сообществе в последнее время призывают адвокатов «не скандализировать правосудие», однако у стороны защиты порой есть веские основания для критики. При этом адвокатам нужно знать, «где установлены буйки, за которые нельзя заплывать».
Впрочем, судья также обязан уважать лиц, участвующих в судебном заседании, включая адвокатов. «Однако далеко не всегда суд демонстрирует уважение к адвокатам и занимаемой ими позиции», – констатировал лектор.
Заявляя возражения на действия председательствующего или отвод составу суда, адвокат должен действовать в рамках закона и КПЭА. Согласно п. 2 ст. 18 Закона об адвокатуре адвокат не может быть привлечен к ответственности за выраженное им мнение в процессе защиты или представительства, но только при условии, что в самом мнении не будет содержаться состав какого-либо преступления. То есть критика судебной системы должна опираться на доказательства и быть конструктивной. Она также может содержать оценочные мнения (в том числе иронию или сарказм) по делам, представляющим общественный интерес. Аналогичные постулаты содержатся в ряде постановлений Европейского Суда по правам человека, которые никем не отменены.
Далее Нвер Гаспарян рассказал о возможности привлечения адвокатов к административной ответственности за критику суда и привел примеры из судебной практики.
После этого лектор подробно остановился на основаниях для привлечения адвокатов к уголовной ответственности по ст. 297 УК РФ за оскорбление суда, по ст. 298.1 УК РФ за клевету в отношении судьи и по иным встречающимся составам преступлений, совершаемых, когда адвокат переходит допустимые рамки.
Нвер Гаспарян поделился наиболее интересными примерами из судебной практики, предостерегая коллег от повторения ранее допущенных адвокатами ошибок.
Большую часть онлайн-лекции эксперт посвятил дисциплинарной практике адвокатских палат по сообщениям судов в отношении адвокатов за проявленное неуважение. Он перечислил различные требования, предъявляемые к критике в печатном слове и в устной речи.
В качестве резюме Нвер Гаспарян подчеркнул важность критики суда в демократическом обществе, которая, однако, должна выражаться в приличной процессуальной форме и служить задачам достижения справедливого правосудия.
В завершение он ответил на многочисленные вопросы слушателей.
Повтор трансляции состоится 3 и 4 июня.