Лента новостей

18 апреля 2024 г.
Риски, тренды и новеллы в жизни юристов и адвокатов
В Москве открылась VIII конференция «Юридический бизнес России 2024»
18 апреля 2024 г.
Как меняется профессия юриста
18 апреля в Московском государственном юридическом университете им. О.Е. Кутафина (МГЮА) состоялось открытие II Карьерного юридического форума
17 апреля 2024 г.
ФПА РФ стала одним из учредителей Клуба конституционной философии
Первое заседание Клуба конституционной философии состоялось на Юридическом факультете ГАУГН

Мнения

Григорий Балахнин
17 апреля 2024 г.
У пенсионеров есть потребность получить консультацию у того, кому можно доверять
О важности оказания бесплатной юридической помощи людям старшего поколения

Интервью

Адвокатура – это своего рода семья
12 апреля 2024 г.
Александр Илькун
Адвокатура – это своего рода семья
Роль женщин в адвокатуре сложно переоценить

Концепция законопроектов не представлена

28 апреля 2016 г. 13:04

Федеральная палата адвокатов РФ сформулировала правовые позиции относительно законопроектов, устанавливающих дополнительные меры противодействия терроризму


Рассмотрев проекты федеральных законов, внесенные депутатом Государственной Думы И.А. Яровой и членом Совета Федерации В.А. Озеровым, ФПА РФ подчеркивает, что считает весьма важной и актуальной разработку законодательных мер, направленных на противодействие терроризму и обеспечение общественной безопасности. Однако представленные законопроекты содержат ряд положений, которые вызывают критические оценки.

Замечания ФПА РФ к законопроекту № 1039149-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» (полный текст Правовой позиции см. здесь) касаются общего подхода субъектов законодательной инициативы к формированию и внесению законопроекта в части исполнения формально-юридических требований. В частности, пояснительная записка к проекту федерального закона «не содержит ни концепции законопроекта, ни мотивированного обоснования необходимости принятия или одобрения законопроекта», в ней имеется лишь общая информация о предлагаемых изменениях в законодательные акты. В пояснительной записке, наряду с прочими, отсутствует и обоснование предлагаемого пятилетнего срока ограничения права на выезд из Российской Федерации.

Отдельные замечания к предложенному законопроекту касаются его сущностного содержания. Так, законопроектом предлагается изменить статью 22 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», дополнив ее пунктом, в соответствии с которым «решение о приобретении гражданства Российской Федерации подлежит отмене в связи с осуждением лица к наказанию по приговору суда…», однако в соответствии с п. 3 ст. 6 Конституции РФ «Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его».

А поправка, предлагаемая в Федеральный закон «О связи», «повлечет необходимость операторов связи хранить значительные по объему информационные массивы. В связи с этим принятию законодательных изменений должен предшествовать анализ правовых, технических (технологических), экономических и социальных аспектов реализации законопроекта», – считают в ФПА РФ.

Законопроектом предполагается внести изменения в ст. 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Однако в случае их принятия уголовно-преследуемое лицо, все процессуальные действия и сроки в отношении которого регламентируются нормами УПК РФ, окажется в большей степени защищенным, нежели то лицо, в отношении которого «отсутствуют основания для его привлечения к уголовной ответственности», – уверены в ФПА РФ.

В замечаниях к законопроекту № 1039101-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» (полный текст Правовой позиции см. здесь) также обращается внимание на отсутствие в пояснительной записке концепции и мотивированного обоснования необходимости принятия или одобрения законопроекта.

Установление четырнадцатилетнего «возрастного порога за преступления террористической направленности, которые совершаются умышленно», со ссылкой на «анализ правоприменительной практики» вызывает недоумение ФПА РФ, поскольку «каких-либо конкретных результатов анализа правоприменительной практики в пояснительной записке не приведено».

Позицию, в соответствии с которой именно наказание как превентивная мера обеспечит должный эффект в противодействии преступным проявлениям в рассматриваемой области правоотношений ФПА РФ называет необоснованной: «Как показывает практика, изменение мер государственного принуждения в части уменьшения или усиления санкций не всегда гарантирует соответствующее увеличение или уменьшение уровня преступности. Во всяком случае, санкция за совершение преступления является далеко не единственным превентивным фактором». Невозможно «сбалансировать уголовную ответственность» без учета иных факторов, предопределяющих степень эффективности правового регулирования (специфики совершаемых деяний, категории лиц, вовлеченных в преступную деятельность, и т.п.), которые особенно важны при решении вопроса о снижении возраста уголовной ответственности, отмечается в правовой позиции ФПА РФ.

Федеральная палата адвокатов просит председателя Государственной Думы Сергея Нарышкина довести позицию ФПА РФ до сведения депутатов Госдумы, чтобы парламентарии могли учесть мнение профессионального адвокатского сообщества при принятии решений по данным законопроектам.

Поделиться