Лента новостей
Суд учел основной довод защиты
Представители ФПА РФ приняли участие в IX юридическом форуме стран БРИКС
«Размеры оплаты БЮП должны быть определены на федеральном уровне»
Мнения
Школа молодого адвоката вновь распахнула двери для учащихся
Интервью
Как правильно построить защиту
Концепция вместо поправок
Глава Верховного Суда РФ предлагает отказаться от частых изменений УК
Председатель Верховного Суда РФ Вячеслав Лебедев заявил о необходимости выработки концепции уголовной политики РФ. На основе такой концепции в дальнейшем можно работать над совершенствованием уголовных кодексов.
На заседании Совета судей РФ в Москве Вячеслав Лебедев предложил создать рабочую группу и выработать концепцию уголовной политики РФ, на основе которой любые изменения в УК РФ вносились бы не спонтанно, как это происходит сейчас, а в русле согласованной уголовной политики.
«Предлагается внесение решения такого концептуального вопроса, как разработка концепции уголовной политики, которая нужна, безусловно, для Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов», – заявил Лебедев в ходе обсуждения вопросов к предстоящему в этом году Съезду судей РФ, который проводится раз в четыре года.
«С момента принятия кодексов в УК РФ внесены изменения 186 федеральными законами, а в УПК – 192 законами с изменениями и дополнениями. Есть и многочисленные решения Конституционного Суда по проверке на соответствие Конституции норм этих законов», – отметил Вячеслав Лебедев. Толкования Конституционного Суда нередко существенно отличаются от содержания законодательных актов. Все это, по мнению главы ВС РФ, затрудняет работу правоприменителей, в частности, суда.
Выступление Вячеслава Лебедева во многом перекликается с содержанием доклада «Обеспечение прав и интересов граждан при осуществлении уголовно-правовой политики в Российской Федерации», подготовленном Федеральной палатой адвокатов РФ в начале 2009 г. Этот документ содержал общий анализ уголовно-правовой политики государства как единой концепции политического руководства страны, включающей приоритеты, которыми определяются изменение действующего законодательства и направление текущей деятельности органов исполнительной власти.
В своем докладе ФПА РФ обращала внимание общества и государства на то, что существующий в любой правовой системе дисбаланс между защитой общества от преступности и охраной прав и свобод лиц, попавших в сферу уголовного преследования, в России неприемлемо велик. ФПА РФ отмечала, в частности, такие проявления этого дисбаланса, как избыточная репрессивность правоохранительной системы (что было признано и высшим руководством страны) и уголовного закона, недостаточность механизмов обеспечения прав и интересов граждан в уголовно-процессуальном законе, неоправданное сокращение сферы действия суда присяжных.
В докладе ФПА РФ был сделан общий вывод о том, что наиболее актуальными в уголовно-правовой политике являются действенные меры по либерализации законодательства в сфере уголовного права, судопроизводства и исполнения наказаний. Многие из этих предложений были реализованы в рамках инициированной Президентом РФ программы. В настоящее время либерализация уголовного законодательства уже просматривается в законодательных предложениях. Однако большинство законопроектов направлены лишь на гуманизацию отдельных разделов УК и уголовно-исполнительной сферы. В области судопроизводства, а также правоохранительной деятельности заметных изменений в прошлые годы не происходило.
«На сегодняшний день привлечение к уголовной ответственности и тем более направление дела в суд в большинстве случаев фактически означают осуждение человека», – подчеркивалось в докладе. А в результате «Россия имеет правосудие и правоохранительную систему, эффективность и авторитет которых подчас ставятся обществом под сомнение».
Меры по оптимизации уголовного законодательства «не устраняют системных проблем в деятельности суда и правоохранительных органов и поэтому не могут коренным образом изменить ситуацию с обеспечением прав и свобод граждан», – отмечалось в докладе ФПА.
Концептуальные же реформы, как констатировала ФПА, не только улучшат положение в области прав и свобод граждан, но и позитивно скажутся на развитии экономики нашей страны.