Лента новостей
Вебинар ФПА 16 октября
Перспективы реформы юридического рынка и проблема добросовестного поведения в суде
Автор «Адвокатских баталий» награжден медалью ФПА РФ
Мнения
Тайна под прикрытием
Интервью
Выполнение обязанностей по защите прав и свобод невозможно без сплоченности адвокатуры
Консультирование как коммуникативный процесс
Адвокатам рассказали о психологических нюансах общения с доверителем
27 мая в ходе очередного вебинара ФПА РФ старший научный сотрудник Юридического института Балтийского федерального университета имени И. Канта, доктор юридических наук, кандидат психологических наук, профессор Елена Холопова прочитала лекцию на тему «Общение в профессиональной консультационной деятельности адвоката».
В ходе своего выступления Елена Холодова осветила следующие аспекты профессионального общения: формы, функции, виды и структура; психологические основы консультирования как вида общения (устное консультирование, письменное консультирование); коммуникативные барьеры и ошибки в профессиональной консультационной деятельности адвоката.
Вначале лекции Елена Холопова отметила, что деятельность адвоката наполнена психологическим содержанием. Выполняя свои профессиональные обязанности, адвокат встречается с доверителем, взаимодействует с ним, решая его правовые проблемы, общается со следователями, судьями, выступает в суде. Все эти и другие действия адвоката требуют от него высокой психологической компетентности (презентация 1). Не умея устанавливать психологический контакт, разрешать конфликтные ситуации, контролировать свои эмоции, адвокат не сможет эффективно решать профессиональные задачи. Поэтому цель лекции – выделить отдельные проблемы общения в профессиональной деятельности адвоката (консультационной) и предложить способы решения.
Касаясь особенностей профессионального общения адвоката с доверителем, Елена Холопова обозначила следующие основные факторы, влияющие на успешность такого взаимодействия: уровень профессиональной обученности и психологической подготовленности адвоката; уровень профессиональной информированности доверителя по данной проблематике; объективные, субъективные, обстановочные юридические и психологические условия, в которых добывается конфиденциальная информация у доверителя при осуществлении профессиональной деятельности; содержание конкретной конфиденциальной информации, которую адвокат должен получить, используя профессиональное общение.
Следующая часть (презентация 2) лекции была посвящена консультационной работе адвоката, которая является важной составляющей его профессиональной деятельности. Адвокату, независимо от его специализации, приходится заниматься требующим специальных умений и навыков консультированием, которое является одним из самых распространенных и в то же время сложных и психологизированных видов оказания юридической помощи. Спикер подчеркнула особо, что консультирование – это вид юридической помощи, состоящий в разъяснении доверителям (как правило, после ознакомления с различными фактическими обстоятельствами дела) способов защиты и реализации их прав на основании действующего законодательства и правоприменительной практики путем формулирования рекомендаций по разрешению имеющихся у них правовых проблем.
Были выделены и раскрыты следующие стадии консультирования как психологического действия: подготовительная; установление психологического контакта; сбор информации; формулирование проблемы доверителя и возможных путей ее решения; обсуждение возможностей решения проблемы; завершающая; оценка.
Особое внимание лектора было уделено в (презентация 3) коммуникативным барьерам и ошибкам в профессиональной деятельности адвоката (консультационной).
Елена Холопова обратила внимание слушателей на умение устанавливать психологический контакт с доверителем в процессе профессионального общения и при этом иметь реальную возможность войти к нему в доверие. Адвокату недостаточно уметь нейтрализовать психологические барьеры, которые возникают в процессе профессионального общения – он должен уметь вызывать симпатию при помощи психологических приемов. Известно, что те адвокаты, которые умеют это делать в процессе профессионального общения, имеют реальную возможность добыть конфиденциальную информацию.
Внешняя привлекательность (фактор привлекательности) адвоката существенно влияет как на результаты профессиональной деятельности, так и на результаты профессионального общения. При прочих равных условиях доверители желают взаимодействовать с адвокатом, к которому они испытывают симпатию, и наоборот, доверители не желают взаимодействовать с адвокатом, к которому они испытывают антипатию. Таким образом, физически привлекательным адвокатам отдается предпочтение перед непривлекательными – это первая психологическая закономерность, которую адвокаты должны учитывать, чтобы уметь психологически грамотно нейтрализовать эмоциональный психологический барьер.
Существует еще одна психологическая закономерность: если физически непривлекательные адвокаты более преуспевают, чем их физически привлекательные коллеги, то доверители отдадут предпочтение первым. Анализ профессиональной деятельности так называемых непривлекательных адвокатов показал, что они в процессе профессионального общения сознательно, систематически, планомерно, целенаправленно и комплексно применяют психологические приемы, формирующие симпатию. При этом они воздействуют на сферу бессознательного, а не на сознание доверителей. Эти адвокаты заботятся о формировании положительного психологического образа о себе у доверителей в момент, предшествующий непосредственному установлению психологического контакта, и учитывают ролевые ожидания, доминирующие мотивы, потребности, проблемы, интересы, цели и т.п. доверителей.
По завершении своего выступления Елена Холопова ответила на вопросы слушателей.
Обращаем внимание, что запись вебинара будет доступна 27 мая до 24.00 (по московскому времени). Повтор трансляции состоится 28 и 29 мая (в субботу и воскресенье).