Лента новостей

24 апреля 2024 г.
Развитие КИС АР выходит на новый этап
Заключен договор на разработку программного обеспечения интеграции Комплексной информационной системы адвокатуры России с Системой межведомственного электронного взаимодействия
23 апреля 2024 г.
«Замечательные работы, замечательное восприятие жизни»
23 апреля в очном формате состоялось очередное заседание Совета ФПА РФ, в рамках которого открылась выставка акварелей адвоката АП Тверской области Елены Кошелевой

Мнения

Тимофей Жирнов
22 апреля 2024 г.
Основная цель – сделать квалифицированную юридическую помощь доступной каждому нуждающемуся в ней гражданину
Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в МФЦ, Брянском филиале Фонда «Защитники Отечества» и Негосударственном центре бесплатной юридической помощи при АП Брянской области

Интервью

Адвокатура – это своего рода семья
12 апреля 2024 г.
Александр Илькун
Адвокатура – это своего рода семья
Роль женщин в адвокатуре сложно переоценить

Компетенции медиатора и функции адвокатов и нотариусов

11 ноября 2021 г. 20:41

Юристы обсудили свои права и обязанности при заключении и удостоверении медиативных соглашений


11 ноября состоялся круглый стол по теме «Взаимодействие адвокатов и нотариусов с медиаторами», организованный кафедрами адвокатуры и нотариата Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Круглый стол проходил в очно-дистанционном формате. Выступая на этом мероприятии, президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик указал, что любой нотариус должен совершать предусмотренные законом нотариальные действия, а если он необоснованно отказывается, то его можно наказать. А советник ФПА РФ Сергей Макаров объяснил, в каком случае психологические навыки могут помешать адвокатам в их медиативной деятельности.

Ведущими круглого стола выступили президент Федеральной нотариальной палаты, президент Московской городской нотариальной палаты, зав. кафедрой нотариата МГЮА Константин Корсик, старший преподаватель кафедры нотариата МГЮА Лариса Красавчикова и советник ФПА РФ, доцент кафедры нотариата МГЮА Сергей Макаров.

В своем вступительном слове Константин Корсик отметил, что актуальность заявленной темы выросла в свете изменений законодательства, принятых в прошлом году и касающихся исполнительной силы медиативного соглашения, процедура медиации стала использоваться чаще, но остаются вопросы, которые будут озвучены участниками круглого стола. Нотариусы, по его словам, уже наладили взаимоотношения с сообществами медиаторов, однако еще есть проблемы во взаимодействии с государственными органами (прежде всего с Росфинмониторингом), которые полагают, что под видом медиативных соглашений происходит вывод денежных средств. Однако нотариусы не могут отказать в удостоверении соглашений, если нет прямых указаний на то, что они противоречат закону.

Нотариус из Московской области Светлана Тарновская также обратила внимание на рекомендации Росфинмониторинга, которые нарушают права как граждан, так и нотариусов, адвокатов, медиаторов. Так, например, критерием подозрительности медиативных соглашений это ведомство почему-то считает обращение к нотариусу не по месту проживания сторон. Она предложила обсудить эти неоднозначные критерии с представителями ведомства, которое призвано выявлять террористическую деятельность и факты отмывания денег, но совсем не понимает простые причины, вынуждающие граждан обращаться к нотариусу другого региона.

* * *

Участники круглого стола затронули некоторые особенности нотариального удостоверения медиативных соглашений и перечислили основания для отказа в нотариальном удостоверении таких соглашений.

Доцент кафедры нотариата и кафедры интеллектуальных прав МГЮА Елена Куропацкая напомнила собравшимся о том, что такое медиация и какие требования гражданское законодательство предъявляет к нотариальному удостоверению медиативного соглашения. В частности, нотариус должен убедиться, что спор не передан в суд, что стороны были равноправны и они добровольно участвовали в переговорах, что медиатор не был представителем одной из сторон.

По ее словам, крайне важен вопрос о принудительном исполнении медиативных соглашений, которые удостоверены нотариусом. Такое соглашение имеет силу исполнительного листа, но оно не должно затрагивать интересы третьих лиц или публично-правовые интересы. Далее спикер описала права и обязанности нотариуса, удостоверяющего медиативное соглашение, а также требования, предъявляемые к медиатору.

Председатель профсоюза медиаторов Владимир Кузнецов обозначил ряд проблем, с которыми сегодня сталкиваются медиаторы, он, в частности, предложил нотариальным палатам вести реестр медиативных соглашений, которые могут быть как неисполнимыми, так и неисполненными. Не исполняют соглашения чаще всего банки, а процедура обжалования довольно сложна.

Соучредитель Национальной ассоциации практикующих медиаторов «Паритет» Светлана Фомина озвучила практические проблемы взаимодействия медиаторов с нотариусами. Это, прежде всего, многосторонность и многосубъектность медиативных соглашений. Нередко в одном документе отражается целый ряд вопросов, по которым достигнуто соглашение (например, в случае развода). В одних субъектах нотариусы соглашаются удостоверять такие соглашения, а в других нет.

Также нет единого подхода к обязательности документов, которые должен предъявить клиент, и соответственно, к цене удостоверения. И, что удивительно, в разных законах перечислены различные требования к документам, имеющим силу исполнительного листа. Она также рассказала об активизации мошенников, которые предлагают «пойти к своему нотариусу с уже готовым соглашением», которое медиатору предлагается подписать не глядя.

Константин Корсик, комментируя это выступление, указал, что любой нотариус должен совершать предусмотренные законом нотариальные действия, а если он необоснованно отказывается, то его можно наказать. Что касается конкретных предложений, связанных с законодательством, то их следует передать в методическую комиссию ФНП.

Руководитель рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере медиации в Центре примирительных процедур при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве, председатель комитета по медиации ККО «ОПОРА РОССИИ» Елена Ксенофонтова описала преимущества медиативного соглашения, удостоверенного нотариусом, но отметила и некоторые проблемы, с которыми приходится сталкиваться медиаторам. Так, например, юристы ряда компаний предлагают клиентам услуги, направленные на преднамеренное банкротство и другие не совсем законные действия, которые пытаются выдать за медиацию при отсутствии спора. Это, по ее словам, «бросает тень на репутацию добросовестных медиаторов».

* * *

В ходе обсуждения вопроса о целях и границах участия адвокатов и нотариусов в медиации выступили:

помощник нотариуса Сургутского района ХМАО Софья Рисовская, которая сравнивала правила удостоверения медиативных соглашений в России и во Франции;

юрисконсульт нотариальной конторы из Москвы Тамара Зайпулаева, которая очертила перспективы развития медиации в рамках нотариальной деятельности;

юрисконсульт нотариуса Городецкого округа Нижегородской области Алексей Деньгин, который обозначил правовые границы правомочий нотариуса при удостоверении медиативного соглашения.

Юрист и медиатор Юрий Капштык, предложивший создать рабочую группу практиков, которая могла бы систематизировать проблемы медиации, требующие незамедлительного законодательного урегулирования.

* * *

В ходе круглого стола обсуждались также правовые и психологические особенности участия адвокатов в медиации.

Адвокат АП г. Москвы, директор Института медиации Российской академии адвокатуры и нотариата, председатель Союза медиаторов МАРА Елена Сенина рассказала о возможности совмещения деятельности адвоката и медиатора. Статья 9 КПЭА говорит о наличии такой возможности. И хотя в прошлом году Минюст выступил с предложением о запрете такого совмещения, оно пока разрешено законом. И это, по мнению спикера, соответствует практике зарубежных стран, где адвокаты, как правило, возглавляют процесс медиации и активно в нем участвуют.

Елена Сенина описала основные и смежные компетенции медиатора, которые он способен реализовать. Не обязательно иметь юридическое образование, однако всегда можно привлечь внешнего специалиста – эксперта в области юриспруденции. Точно так же медиатор-юрист должен привлекать специалистов в той области, в которой он не компетентен.

Спикер посоветовала адвокатам отрегулировать условия соглашения об оказании юридической помощи, которое он предлагает доверителям, чтобы там предусматривалась возможность совершения медиативных действий.

Медиатор, психолог из Москвы Григорий Хохрин выступил с интересным докладом на тему «Разрешение спора за пределами правового поля и оформление медиативного соглашения у нотариуса». На практических примерах он продемонстрировал возможность составления соглашения, не предусматривающего нотариальное удостоверение. Так, при обсуждении вопросов, регулирующих распавшиеся семейные отношения, требуется открытость и откровения, для чего медиатору порой приходится восстанавливать эмпатию между конфликтующими сторонами. Создание доверительных отношений позволяет восстановить доверие сторон друг к другу и достичь согласия по спорным вопросам.

Доцент кафедры нотариата МГЮА, советник ФПА РФ, адвокат Адвокатской палаты Московской области, медиатор Сергей Макаров сделал короткий доклад на тему: «Психологические проблемы при участии адвокатов в медиации». В своем выступлении он отметил, что медиатор может и не быть психологом, но психологические навыки ему просто необходимы.

Точно так же адвокат, не имеющий психологических навыков, обычно не ведет практики. Однако психологические навыки могут и помешать адвокатам в их деятельности, причем не только в медиации, но и при оказании помощи доверителю. В частности, «не сумев выключить в себе профессионального юриста», адвокат может стараться управлять ходом медиативной встречи, вмешиваться в нее, выходя за пределы самой процедуры. А это недопустимо. Именно это порой льет воду на мельницу противников того, чтобы адвокаты были медиаторами.

Адвокат, желающий стать медиатором, должен психологически подготовить себя к этому. Но если он и может использовать свой багаж профессиональных навыков, то лишь не нарушая процедуру, отметил спикер. Он привел следующий пример: адвокат, являющийся специалистом, скажем, в области семейных отношений, может в качестве медиатора по семейным спорам как помешать сторонам свободно договариваться, так, напротив, предупредить и предостеречь их от неверных, неисполнимых и даже незаконных решений. Из-за этого многие адвокаты не решаются выходить в открытое поле переговоров, они там чувствуют себя неуютно и неуверенно и поэтому нуждаются в дополнительной психологической подготовке. И все же Сергей Макаров уверен, что «адвокаты в медиации должны быть»!

Константин Катанян

Поделиться