Лента новостей

18 апреля 2024 г.
Риски, тренды и новеллы в жизни юристов и адвокатов
В Москве открылась VIII конференция «Юридический бизнес России 2024»
18 апреля 2024 г.
Как меняется профессия юриста
18 апреля в Московском государственном юридическом университете им. О.Е. Кутафина (МГЮА) состоялось открытие II Карьерного юридического форума
17 апреля 2024 г.
ФПА РФ стала одним из учредителей Клуба конституционной философии
Первое заседание Клуба конституционной философии состоялось на Юридическом факультете ГАУГН

Мнения

Григорий Балахнин
17 апреля 2024 г.
У пенсионеров есть потребность получить консультацию у того, кому можно доверять
О важности оказания бесплатной юридической помощи людям старшего поколения

Интервью

Адвокатура – это своего рода семья
12 апреля 2024 г.
Александр Илькун
Адвокатура – это своего рода семья
Роль женщин в адвокатуре сложно переоценить

Когда в родителях согласья нет

7 апреля 2020 г. 19:23

7 апреля адвокаты и стажеры прослушали очередной цикл видеолекций ФПА РФ, направленный на повышение квалификации


Адвокат Адвокатской палаты г. Москвы, медиатор, советник, руководитель практики семейного права BGP Litigation, преподаватель кафедры семейного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), к.ю.н. Виктория Дергунова прочитала лекцию на тему «Споры родителей о воспитании детей». В своем выступлении она сосредоточила внимание на судебных процессах, где решается вопрос о месте проживания ребенка и условиях общения с ним родителей.

В начале лекции эксперт высказала мнение, что добровольное соглашение о порядке общения с ребенком всегда лучше, чем решение суда, которое может ущемлять интересы одной из сторон.

При этом формы соглашений могут быть различными: простая письменная, нотариальная и судебная. Мировое соглашение, утверждаемое судом – это самая лучшая форма, так как в случае его нарушения есть возможность принудить одного из родителей к выполнению такого соглашения.

При простой письменной форме соглашения имеется риск, что ребенка вывезут за пределы РФ. В нотариальном соглашении, а тем более в суде можно этот вопрос урегулировать. При этом, по словам Виктории Дергуновой, согласие на выезд ребенка желательно оформить отдельным документом.

В соглашении, как правило, определяется место жительства ребенка, но не сам адрес проживания, так как запрет смены адреса незаконен; порядок встреч ребенка с родителем, который не проживает вместе с ним; количество выходных дней, которые родители проводят с ребенком, и обязанность вернуть затем ребенка по месту проживания; условия проведения каникул и праздников, которые могут продолжаться несколько дней.

Обычно в соглашении прописывается порядок проведения праздников, дней рождения как ребенка, так и его родителей, порой и других родственников, а также вопросы образования ребенка – в какую школу он пойдет, в каких кружках будет заниматься.

Много вопросов возникает по поводу передачи ребенка в случае болезни или отъезда того родителя, с которым проживает ребенок, в отпуск или командировку.

Условия лечения и обеспечения ребенка медицинской помощью родители тоже должны решать на основе согласия: например, необходимо уведомить другого родителя в случае болезни ребенка.

Наконец, родители должны учитывать интересы самого ребенка. Если ему уже исполнилось 10 лет, нотариус почти в каждом пункте соглашения добавляет слова «с учетом мнения ребенка» или «с его согласия».

Отдельным пунктом соглашения может быть передача ребенка на воспитание другого родителя при нарушении каких-то пунктов данного соглашения. Штрафные санкции за нарушения тоже можно прописать, но неизвестно, как отнесется суд к такому условию – подобной практики практически нет.

* * *

Далее Виктория Дергунова перешла к процессуальным аспектам споров о расторжении брака и воспитании ребенка.

Расторжение брака, пояснила она, относится к подсудности мировых судей, если нет спора о воспитании детей и выплате алиментов. Если родители не смогли представить суду соглашение о воспитании ребенка в любой форме, один из супругов может подать встречный иск. Однако нет уверенности, что такой иск будет принят судом – судебная практика противоречива, так как имеется расхождение между гражданским и семейным законодательством. Поэтому в подобных случаях лучше сразу обращаться в районный суд.

Территориальная подсудность зависит от места проживания родителей. Если есть возможность представить суду документы, подтверждающие, что родители не живут по месту регистрации, то можно обратиться в суд по месту фактического проживания.

Споры о месте проживания ребенка возможны только между родителями. Бабушки и дедушки не могут быть самостоятельными субъектами такого спора.

Спикер считает, что в делах о месте проживания следует заявлять встречный иск, так как прекращение спора или отказное определение по основному иску, например, матери, не означает, что ребенок автоматически должен проживать с отцом. Она также привела некоторые спорные случаи, когда не совсем ясно, как исполнить решение суда, который удовлетворил только заявленные требования, а они не включали порядок общения с ребенком.

Споры родителей о месте проживания возможны только в том случае, если родители проживают отдельно друг от друга. Выполнив решение суда, один из родителей может повторно обратиться в суд, только если изменились существенные условия или появились вновь открывшиеся обстоятельства.

Спикер подробно объяснила, как следует заявлять исковые требования по вопросам воспитания детей, а также сообщила, что в настоящее время требование о применении обеспечительных мер может быть заявлено на любом этапе судебного процесса, и назвала типичные основания отказа для принятия решения об обеспечительных мерах.

Говоря о факторах и значимых обстоятельствах, влияющих на решение суда при определении того, где и с кем должен проживать ребенок, Виктория Дергунова обратила особое внимание на факторы стабильности и благополучия, заявив: «Если детям хорошо там, где им хорошо, то почему мы должны изменять их место жительства и сложившийся образ жизни?»

* * *

В заключительной части своего выступления Виктория Дергунова осветила вопросы обеспечения доказательств в спорах о воспитании детей. В число таких доказательств могут включаться заявления близких родственников, наличие образовательных учреждений, которые посещает ребенок, возможности оказания ему медицинской помощи, заключения экспертных учреждений, письма органов опеки и попечительства, а также органов внутренних дел, опрос свидетелей и специалистов. Допустимы даже справки от сотовых операторов, которые подтверждают активность ребенка в социальных сетях и могут представить доказательства удовлетворенности ребенка условиями его проживания.

По словам лектора, представленные в суд доказательства могут служить основанием не только для определения, с кем из родителей будет проживать ребенок и как он будет общаться с другим родителем, но и для ограничения родительских прав как меры борьбы с неисполнением решений судов о воспитании детей.

Виктория Дергунова кратко описала ситуацию, когда ни один из родителей не может жить с ребенком, а также рассказала о проблемах определения места жительства ребенка за пределами Российской Федерации.

Ознакомиться с презентацией лектора можно здесь.

Также можно ознакомиться с другим сопроводительным материалом к вебинару: Дергунова В.А. Анализ правового регулирования и судебной практики разрешения споров родителей о детях. – М., 2017.

Обращаем внимание, что сегодня, 7 апреля, вебинар будет доступен до 00.00 (по московскому времени). Повтор трансляции состоится в субботу, 11 апреля.

Константин Катанян

Поделиться