Лента новостей
Каковы реалии и перспективы рынка юридических услуг?
Московское отделение Ассоциации юристов России вручило премии Дмитрия Ивановича Мейера и благодарности столичным адвокатам
Правовые основы электронной торговли
Мнения
Корпоративное мероприятие «со смыслом»
Интервью
«Полюбить профессию, упорно работать, профессионально совершенствоваться и верить в свою звезду»
Как компенсировать расходы на повышение квалификации
Минфин России разъяснил свою позицию относительно учета расходов на повышение квалификации в составе профессионального налогового вычета
14 июня опубликовано письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России (далее – Департамент) от 29 марта 2019 г. № 03-04-06/21987, содержащее ответ на обращение Федеральной палаты адвокатов РФ о внесении изменений в письмо Департамента от 27 декабря 2018 г. № 03-04-05/95365 в части необходимости учета расходов адвокатов, учредивших кабинеты, на повышение квалификации в составе профессионального налогового вычета. Указано, что расходы, связанные с повышением квалификации адвокатов, относятся к расходам на общие нужды адвокатской палаты, которые могут быть учтены в составе профессионального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц. Член Совета ФПА РФ, первый вице-президент АП Московской области Михаил Толчеев отметил, что при самостоятельном повышении квалификации «адвокат вправе компенсировать затраты на повышение квалификации путем отнесения документально подтвержденных расходов к социальному налоговому вычету».
Напомним, в письме Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов РФ от 27 декабря 2018 г. № 03-04-05/95365 было, в частности, указано, что расходы на повышение квалификации адвоката, учредившего адвокатский кабинет, не могут считаться непосредственно связанными с оказанием юридической помощи доверителю и поэтому не могут быть учтены в составе профессионального вычета по налогу на доходы физических лиц.
Президент Федеральной палаты адвокатов РФ Юрий Пилипенко отметил, что «письмо Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов РФ в Федеральной палате адвокатов РФ вызвало удивление. Оно противоречит и действующему законодательству, и просто здравому смыслу. И хотя это письмо носит информационно-разъяснительный характер, не препятствуя налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства РФ о налогах и сборах в ином понимании, такого рода разъяснения нас не устраивают».
В связи с этим ФПА РФ обратилась в Министерство финансов РФ с просьбой внести в письмо Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов РФ от 27 декабря 2018 г. № 03-04-05/95365 изменения относительно налоговых вычетов для адвокатов. В другом обращении, адресованном Министерству юстиции РФ, содержалась просьба поддержать позицию ФПА РФ, считающей, что расходы адвоката на повышение квалификации должны учитываться в составе профессионального налогового вычета.
В обращении ФПА РФ к заместителю председателя Правительства РФ – министру финансов РФ Антону Силуанову отмечалось, что «повышение профессионального уровня адвоката является его обязанностью и условием сохранения статуса адвоката. Повышение профессионального уровня адвоката непосредственно связано с оказанием юридической помощи доверителю и реализацией конституционных положений о праве каждого на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48 Конституции РФ). Следовательно, расходы адвоката на повышение квалификации должны учитываться в составе профессионального налогового вычета».
Как указано в письме от 29 марта 2019 г. № 03-04-06/21987 «Об учете расходов на общие нужды адвокатской палаты в составе профессионального налогового вычета по НДФЛ», Департамент налоговой и таможенной политики Министерства финансов РФ рассмотрел обращение ФПА РФ и сообщил, что разъяснения от 27 декабря 2018 г. носят адресный характер и направлены конкретному заявителю. Они не учитывают все возможные конкретные хозяйственные ситуации и не являются нормативными актами.
В письме от 29 марта 2019 г. № 03-04-06/21987 содержатся в том числе и приведенные ранее ФПА РФ аргументы по вопросу включения в состав профессионального вычета по НДФЛ расходов адвоката на повышение квалификации. В частности, отмечено, что подп. 3 п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» установлено, что адвокат обязан постоянно совершенствовать свои знания самостоятельно и повышать свой профессиональный уровень в порядке, установленном Федеральной палатой адвокатов РФ и адвокатскими палатами субъектов РФ.
Также указано, что согласно п. 4.2 Единой методики для обеспечения исполнения советами адвокатских палат установленной федеральным законом обязанности постоянного обучения адвокатов по программам повышения квалификации адвокатские палаты субъектов РФ при определении размера обязательных отчислений адвокатов на общие нужды адвокатской палаты обязаны учесть связанные с этим расходы и предусмотреть их в сметах на содержание адвокатских палат. (Аналогичные положения предусмотрены и Стандартом профессионального обучения и повышения профессионального уровня адвокатов и стажеров адвокатов, утвержденным IX Всероссийским съездом адвокатов 18 апреля 2019 г. и вступившим в действие с 31 мая 2019 г. – Прим. ред.).
Департамент резюмировал, что расходы на общие нужды адвокатской палаты, отнесенные к профессиональным расходам адвоката согласно п. 7 ст. 25 Закона об адвокатуре, могут быть учтены в составе профессионального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и уже предусматривают расходы, связанные с повышением квалификации адвокатов.
Комментируя позицию Минфина России, член Совета ФПА РФ, первый вице-президент АП Московской области Михаил Толчеев напомнил, что адвокат не ограничен только профессиональным налоговым вычетом. Однако, по его словам, при этом возникает вопрос: к какому виду вычета отнести расходы адвоката на повышение своего профессионального уровня?
Михаил Толчеев также напомнил, что согласно подп. 3 п. 1 ст. 7 Закона об адвокатуре адвокат обязан постоянно совершенствовать свои знания самостоятельно и повышать свой профессиональный уровень в порядке, установленном Федеральной палатой адвокатов РФ и адвокатскими палатами субъектов РФ. «Ключевое слово – “обязан”, иначе возможно лишение статуса, потому что качественное осуществление адвокатской деятельности без повышения квалификации невозможно», – подчеркнул он.
По мнению Михаила Николаевича, решающими факторами для отнесения расходов к определенному виду вычетов являются источник финансирования и сторона договора на оказание образовательных услуг. При самостоятельном повышении квалификации адвокат самостоятельно выбирает образовательное учреждение, заключает договор на оказание образовательных услуг и оплачивает услугу, то есть является одной из сторон договора и в этом случает вправе отнести данные расходы к социальному налоговому вычету. Во втором случае ФПА РФ либо палата субъекта РФ как организатор повышения квалификации в установленном порядке проводит семинары, тренинги и вебинары, которые адвокат посещает, но не является стороной договора оказания образовательных услуг и не оплачивает повышение квалификации. Источником финансирования и стороной договора на оказание образовательных услуг в этом случае выступают ФПА РФ либо палата субъекта РФ.
Михаил Толчеев согласился с выводом о том, что расходы на общие нужды адвокатской палаты включают в себя расходы на повышение профессионального уровня при организации мероприятий ФПА РФ либо палатой субъекта РФ и относятся к профессиональным вычетам адвоката согласно п. 7 ст. 25 Закона об адвокатуре. Вместе с тем, подчеркнул он, «адвокат вправе компенсировать затраты на повышение квалификации путем отнесения документально подтвержденных расходов к социальному налоговому вычету».