Лента новостей

24 января 2025 г.
Обсудили пути дальнейшей работы
Вице-президент ФПА РФ Гасан Мирзоев выступил на заседании Попечительского совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом
24 января 2025 г.
О предоставлении адвокатами статистической отчетности
Федеральная палата адвокатов РФ обратилась к руководителю Федеральной службы государственной статистики с просьбой дать разъяснения
24 января 2025 г.
ФПА РФ приглашает на онлайн-презентацию книг по управлению адвокатским образованием
4 февраля 2025 года в 17:00 (по московскому времени) в ФПА РФ в режиме видео-конференц-связи будут представлены книги, опубликованные в рамках издательского проекта ФПА РФ и Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».  

Мнения

Игорь Поляков
21 января 2025 г.
Учебник как основа юридических знаний любого адвоката
О пользе дополнительного изучения теории той отрасли права, в которой адвокат специализируется

Интервью

Наука – путь к самосовершенствованию и возможность принести пользу обществу
28 декабря 2024 г.
Алексей Шаповал
Наука – путь к самосовершенствованию и возможность принести пользу обществу
Впервые в отечественной правовой науке юрист Алексей Шаповал защитил диссертацию междисциплинарного характера, где сформулировал общий перечень задач адвоката в любых неотложных следственных действиях

Изменения в Конституции нуждаются в широком обсуждении

21 января 2020 г. 15:15

В ФПА РФ обозначили позицию адвокатского сообщества относительно внесенного Президентом РФ в Госдуму законопроекта о поправке в Конституцию


20 января Президент РФ Владимир Путин внес проект закона № 885214-7 о поправке к Конституции РФ (далее – законопроект) на рассмотрение Государственной Думы ФС РФ. Как сообщается в пояснительной записке к документу, законопроект был подготовлен на основании предложений, представленных рабочей группой по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию РФ. Вице-президент ФПА РФ Михаил Толчеев отметил, что, по мнению адвокатского сообщества, консервативного по своей природе, изменения в Конституции допустимы только тогда, когда по-другому не могут быть решены задачи корректировки правовой действительности. Он заявил о необходимости объективной оценки опасений экспертов, указывающих на недостаточную обоснованность размывания принципа независимости судебной власти и некоторого смешения законотворческой функции и функций конституционного контроля, а также перераспределения компетенции судебного нормоконтроля в пользу конституционного.

Законопроектом предусматривается внесение изменений, направленных, в частности, на закрепление на конституционном уровне обязательных требований к должностным лицам, полномочия которых непосредственно связаны с обеспечением безопасности страны и суверенитета государства, в том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Речь идет о Президенте страны, руководителях федеральных государственных органов РФ и высших исполнительных органах государственной власти субъектов РФ.

Также законопроект вносит в Конституцию РФ изменения, касающиеся порядка назначения Председателя Правительства РФ; представления Совету Федерации кандидатур на должность председателя Конституционного Суда РФ, его заместителя и судей Конституционного Суда РФ, председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей Верховного Суда РФ; Генерального прокурора РФ и его заместителей.

Кроме того, предлагается усилить роль Конституционного Суда РФ, наделив его возможностью проверять по запросам Президента РФ конституционность законов, принятых палатами Федерального Собрания ФС РФ, а также конституционность законов субъектов РФ до их подписания Президентом РФ.

Всего законопроект содержит 22 пункта, предполагающих внесение изменений в Конституцию РФ.

Напомним, что инициативы о внесении таких изменений прозвучали в обращении Президента РФ с Посланием к Федеральному Собранию 15 января 2020 г.

Комментируя внесение законопроекта в Госдуму, вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ, член Совета ФПА РФ Михаил Толчеев обратил внимание, что возможные изменения Конституции давно обсуждались на разных экспертных площадках, тем не менее предложения Президента оказались неожиданными для значительной части адвокатского сообщества.

«Многому из озвученного в ходе Послания Федеральному Собранию требовалось дополнительная оценка. Поэтому, на мой взгляд, правильным было решение о создании специальной рабочей группы, которая сделала возможным широкое, в том числе экспертное, обсуждение», – отметил он.

Как сообщалось ранее, 16 января глава государства провел в Ново-Огарёве первую встречу с членами рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию РФ. Состав комиссии был определен 15 января 2020 г. распоряжением Президента РФ «О рабочей группе по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации». В него, в частности, вошел главный научный сотрудник Центра фундаментальных правовых исследований федерального государственного научно-исследовательского учреждения «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации», заместитель председателя Научно-консультативного совета при ФПА РФ Валерий Лазарев.

Михаил Толчеев считает, что адвокатура по своей природе – консервативное сообщество, профессионально защищающее право и правовую определенность, преемственность и последовательность правоприменения.

«Именно поэтому с такой настороженностью мы относимся к идеям реформирования его основ и ценностных ориентиров, содержащихся в основном законе страны. По нашему мнению, подобные изменения допустимы только тогда, когда по-другому не могут быть решены задачи корректировки правовой действительности. Когда приходит понимание, что заложенные в Конституции ценности действительно требуют дополнения, уточнения или изменения», – объяснил вице-президент ФПА РФ.

С этих позиций, как представляется Михаилу Толчееву, должны быть подвергнуты объективной оценке опасения экспертов, указывающих на недостаточную обоснованность размывания принципа независимости судебной власти и некоторого смешения законотворческой функции и функций конституционного контроля, а также перераспределение компетенции судебного нормоконтроля в пользу конституционного. «В любом случае, столь серьезные противоречия в позиции экспертов должны быть устранены в ходе широкого общественного обсуждения предполагаемых изменений», – заключил Михаил Толчеев.

Отметим, что ст. 2 законопроекта предусматривает, что предлагаемые изменения в Конституцию РФ подлежат вынесению на общероссийское голосование.

 

Поделиться