Лента новостей

6 декабря 2024 г.
Единая понятийная база, безусловно, нужна
В Совете Федерации ФС РФ состоялся круглый стол «Развитие законодательства в цифровой сфере: актуальные проблемы и перспективы»
6 декабря 2024 г.
Поблагодарили за активность
Депутат Государственной Думы ФС РФ Татьяна Буцкая вручила благодарственные письма молодым адвокатам
6 декабря 2024 г.
«Пепеляев: фирменный стиль»
6 декабря 2024 г. отмечает 60-летие адвокат АП Московской области Сергей Геннадьевич Пепеляев

Мнения

Оксана Садчикова
2 декабря 2024 г.
Корпоративное мероприятие «со смыслом»
Об организации празднования 160-летия со дня учреждения российской присяжной адвокатуры «Собрание сословия присяжных поверенных Тифлисской и Новочеркасской судебных палат. XXI век»

Интервью

Грани профессионального мастерства
6 декабря 2024 г.
Сергей Пепеляев
Грани профессионального мастерства
6 декабря управляющий партнер юридической компании «Пепеляев Групп», адвокат АП Московской области Сергей Пепеляев отмечает 60-летие

Идея гуманная, однако норма нуждается в уточнении

24 апреля 2018 г. 10:39

ФПА РФ поддержала поправку в УПК РФ, позволяющую близкому родственнику участвовать в защите подозреваемого


Федеральная палата адвокатов РФ направила председателю Государственной Думы ФС РФ Вячеславу Володину письмо, содержащее правовую позицию в отношении проекта федерального закона № 434710-7 «О внесении изменений в статью 49 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», разработанного депутатами С.А. Боженовым и Э.А. Валеевым.

Законопроектом предлагается ввести в ч. 2 ст. 49 УПК РФ правовую норму, согласно которой по определению или постановлению суда, прокурора в качестве защитника подозреваемого могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников подозреваемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует подозреваемый. В настоящее время такое право предоставлено только обвиняемому. Причем «при производстве у мирового судьи указанное лицо допускается и вместо адвоката».

В письме, подписанном президентом ФПА РФ Юрием Пилипенко, называются причины, позволяющие концептуально поддержать данный законопроект.

Речь идет, в частности, о возможности уравнять подозреваемого в совершении преступления в процессуальных правах с обвиняемым, что позволит законодательно реализовать конституционные гарантии соблюдения равенства прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, данное право подозреваемый и обвиняемый реализуют не только на стадии судебного разбирательства (как это происходит в настоящее время), но и на досудебной стадии по постановлению прокурора. Это усилит защиту обвиняемого (подозреваемого) в ходе предварительного расследования и обеспечит условия для получения квалифицированной юридической помощи на ранних стадиях уголовного судопроизводства. Наконец, данный законопроект является проявлением гуманизма в отношении лиц, подвергшихся уголовному преследованию. Как известно, отмечается в правовой позиции ФПА РФ, предварительное следствие нередко осуществляется в течение длительного периода времени, исчисляемого месяцами, иногда годами. И все это время лица, содержащиеся под стражей, «лишены возможности личного общения со своими близкими родственниками».

Вместе с тем, как полагают в ФПА РФ, предлагаемый законопроект нуждается в доработке.

Предлагаемое авторами законопроекта дополнение правовой нормы в связи с введением нового субъекта – прокурора не уточняет пределы его полномочий, которые могут быть реализованы исключительно в ходе досудебного производства по уголовному делу, но не в ходе судебного разбирательства.

Кроме того, в редакции проекта содержатся недостатки технического характера, позволяющие «истолковать правовую норму таким образом, будто бы полномочия прокурора могут быть реализованы путем вынесения как определения, так и постановления, что противоречит пункту 25) статьи 5 УПК РФ».

ФПА РФ предлагает свою редакцию рассматриваемого проекта правовой нормы: «По определению или постановлению суда, а в ходе досудебного производства по уголовному делу – по постановлению прокурора в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого, подозреваемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый, подозреваемый.».

При этом, как сказано в правовой позиции, «полномочия прокурора о рассмотрении ходатайства обвиняемого, подозреваемого о допуске в качестве защитника наряду с адвокатом одного из их близких родственников или иного лица и принятии соответствующего решения должны быть прописаны в ч. 2 ст. 37 УПК РФ самостоятельным пунктом».

В письме содержится просьба довести позицию ФПА РФ до сведения депутатов Госдумы для возможного учета мнения профессионального сообщества при принятии решения по данному законопроекту.

Поделиться