Лента новостей

3 декабря 2022 г.
С Днем юриста!
Поздравление президента ФПА РФ Юрия Пилипенко
2 декабря 2022 г.
Очень важно, как будет вести себя дежурный
Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко и вице-президент ФПА РФ Владислав Гриб приняли участие в заседании президиума Общественного совета при МВД России
2 декабря 2022 г.
Пассивность защитника расценивается как уклонение от своих обязанностей
Стажерам адвокатов рассказали об эффективности уголовной защиты

Мнения

Ирина Прищепова
2 декабря 2022 г.
Создавать новые, более высокие стандарты работы с доверителем
Молодые адвокаты предлагают идеи и проекты, направленные на повышение престижа и ценности адвокатуры в глазах граждан

Интервью

Автоматизированная система позволяет справедливо распределять дела по назначению между адвокатами
2 декабря 2022 г.
Александр Амелин
Автоматизированная система позволяет справедливо распределять дела по назначению между адвокатами
Суды республики первыми оперативно включились в работу КИС АР, показав хороший пример органам следствия и дознания

Госюрбюро не может конкурировать с адвокатами

17 октября 2022 г. 16:14

Предлагается создать в каждом субъекте РФ госюрбюро в качестве координаторов работы по оказанию БЮП


Минюст России представил на общественное обсуждение проект поправок в Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», направленный на совершенствование правового регулирования в сфере оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения. Документ предусматривает обязательное создание в каждом субъекте РФ государственных юридических бюро в качестве координаторов работы по оказанию бесплатной юридической помощи. Один из экспертов «АГ» не согласился с выводами, представленными в пояснительной записке, о том, что система оказания БЮП гражданам работает наиболее эффективно в тех регионах, в которых созданы госюрбюро, и что показатели оказания БЮП значительно ниже в тех регионах, где она оказывается только адвокатами. Другой заметил, что если бы Минюст создал привлекательную схему сотрудничества с адвокатурой в сфере оказания БЮП, то не пришлось бы создавать госюрбюро. Третий подчеркнул, что более четкое регулирование порядка оказания БЮП позволит повысить ее качество, что положительно скажется на реализации гражданами их прав. По мнению четвертого, будет ли эффективна консолидация всех участников системы БЮП в рамках деятельности госюрбюро – покажет время.

Предлагаемые изменения

Согласно ст. 15 и 22 Закона о БЮП основными участниками государственной системы БЮП являются государственные юридические бюро, адвокаты, а негосударственной системы – юридические клиники и негосударственные центры БЮП. В пояснительной записке к проекту уточняется, что в настоящее время из 89 субъектов РФ в 51 регионе БЮП оказывают только адвокаты, в 8 субъектах – только государственные юридические бюро, в 28 субъектах задействованы и государственные юридические бюро, и адвокаты (смешанная модель). В четырех регионах решается вопрос о выборе модели.

Авторы поправок пояснили, что, согласно проведенному Минюстом мониторингу, наиболее эффективно система работает в тех регионах, где созданы государственные юридические бюро, поскольку ими обеспечивается надлежащий уровень оказания гражданам БЮП. «Государственные юридические бюро ведут активную работу по оказанию бесплатной юридической помощи, а наряду с этим осуществляют деятельность по правовому информированию и просвещению граждан и в целом обладают высокой степенью доверия со стороны населения. Регионы, в которых созданы государственные юридические бюро, имеют более высокие количественные показатели оказания бесплатной юридической помощи по сравнению с регионами, где оказание такой помощи обеспечивают адвокаты», – отмечается в пояснительной записке.

В связи с этим законопроект предусматривает обязательное создание органами государственной власти в каждом субъекте РФ государственного юридического бюро до 1 января 2024 г. Предполагается, что данные бюро будут учреждаться в форме казенных учреждений субъектов РФ путем создания либо реорганизации действующего учреждения.

Как указали разработчики проекта, важными преимуществами создания государственных юридических бюро являются: понятная для граждан структура оказания бесплатной юридической помощи; единая информационная система оказания бесплатной юридической помощи; создание сети пунктов оказания БЮП на всей территории субъекта РФ; подконтрольная органам государственной власти субъектов РФ система организации оказания БЮП с точки зрения управленческих, финансовых ‎и организационно-правовых решений.

Подчеркивается, что инициатива Минюста по созданию во всех регионах госюрбюро поддержана на состоявшемся 13 мая 2021 г. совещании Президента РФ с постоянными членами Правительства РФ. Кроме того, данное предложение поддержано Владимиром Путиным также 20 сентября 2022 г. в ходе рабочего совещания с министром юстиции Константином Чуйченко.

Согласно законопроекту, государственные юридические бюро могут привлекать к участию в государственной системе БЮП адвокатов. Оказание бесплатной юридической помощи адвокатами, привлеченными госюрбюро, будет осуществляться на основании соглашения о взаимодействии в сфере оказания БЮП, заключаемого между государственным юридическим бюро и адвокатской палатой субъекта РФ по форме, утвержденной Минюстом. В случае привлечения адвоката к оказанию БЮП государственное юридическое бюро в течение пяти рабочих дней со дня принятия этого решения будет направлять в адвокатскую палату соответствующее уведомление.

Финансирование расходов, связанных с созданием и обеспечением деятельности государственных юридических бюро, будет являться расходным обязательством субъектов РФ. При этом Правительство РФ может предоставлять субсидии из федерального бюджета бюджетам регионов на создание госюрбюро, указано в проекте поправок.

В целях обеспечения гарантий права граждан на получение БЮП планируется закрепить, что государственные юридические бюро будут осуществлять взаимодействие с участниками негосударственной системы БЮП, в том числе путем заключения соглашения о взаимодействии. Уточняется, что участники государственной и негосударственной систем БЮП будут осуществлять правовое информирование и правовое просвещение населения в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ, в том числе с использованием информационной системы в сфере БЮП и электронных сервисов.

Для повышения эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина проектом предлагается включить в список участников государственной системы БЮП Уполномоченного по правам человека в РФ, Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах РФ.

Также поправками структурируются и расширяются полномочия Минюста России. Так, ведомство будет разрабатывать стандарт оказания БЮП и обеспечивать мониторинг его соблюдения участниками государственной и негосударственной систем БЮП. Также уполномоченный федеральный орган исполнительной власти будет вносить в Правительство РФ предложения по предоставлению и распределению субсидий между бюджетами субъектов РФ на создание и обеспечение деятельности государственных юридических бюро.

Законопроектом исключается положение о возможности оказания БЮП в иных не запрещенных законодательством РФ видах, поскольку исчерпывающий перечень видов оказания такой помощи установлен ч. 1 ст. 6 Закона о БЮП. Планируется, что поправки вступят в действие со дня официального опубликования закона, за исключением отдельных положений, для вступления в силу которых установлены иные сроки.

По мнению авторов законопроекта, предлагаемые изменения приведут к увеличению случаев оказания гражданам БЮП и позволят обеспечить повышение ее доступности, что повлияет на достижение целей государственной программы РФ «Юстиция».

Адвокаты оценили законодательную инициативу

Председатель Коллегии адвокатов «Хмыров, Валявский и партнеры» Ростислав Хмыров полагает, что предлагаемое правовое регулирование не решит проблему оказания БЮП. «Совершенно не важно, кто будет координировать работу по оказанию БЮП – госюрбюро или институт адвокатуры. Важно, чтобы гражданин, поименованный в ст. 20 Закона о БЮП, мог ее получить в любом случае, вне зависимости от категории дела, с которым он обратился к субъекту оказания БЮП. До тех пор пока данный Закон содержит ограничения (п. 2 и 3 ст. 20), граждане, а как я понимаю, все делается для них, будут недовольны, поскольку каждый малоимущий гражданин, каждый инвалид глубоко убежден, что имеет право на БЮП вне зависимости от категории спора, с которым он обращается к адвокату или иному участнику государственной системы оказания бесплатной юридической помощи», – выразил мнение адвокат.

Ростислав Хмыров не согласен с выводами, представленными в пояснительной записке к законопроекту, в частности о том, что, согласно мониторингу, система оказания БЮП гражданам работает наиболее эффективно в тех регионах, в которых созданы государственные юридические бюро, и что показатели оказания БЮП значительно ниже в тех регионах, в которых она оказывается только адвокатами. Он пояснил, что данный мониторинг проводился исходя из отчетов, которые ежеквартально предоставляют региональные адвокатские палаты и государственные юридические бюро при их наличии на территории субъекта РФ.

По мнению эксперта, отчеты необъективны, поскольку адвокаты, оказывая БЮП, не всегда сообщают об этом в региональные адвокатские палаты, не предоставляя огромное количество документов, которые требуются для получения субсидий на возмещение их расходов. «Адвокатам проще помочь человеку, оказав ему БЮП в виде правового консультирования, и спокойно заниматься своими делами, чем отвлекаться на сбор документов и предоставление их в региональную адвокатскую палату. Возможно, такой интерес возникнет у адвокатов в том случае, если стоимость возмещения их расходов на оказание БЮП хоть немного приблизится к рыночной. С учетом стоимости канцелярских товаров в сегодняшних реалиях адвокату экономически нецелесообразно формировать пакет документов для получения субсидий за оказанную правовую консультацию», – пояснил Ростислав Хмыров.

Он подчеркнул, что, для того чтобы мониторинг был объективен и мог отражать действительное положение дел в работе государственной системы оказания БЮП, необходимо было опросить граждан, имеющих право на такую помощь. Важно было выяснить, обращались ли граждане к адвокату или в госюрбюро, оказана ли была им помощь, кем и в каком объеме, и так далее.

По мнению Ростислава Хмырова, государственное юридическое бюро в принципе не может конкурировать с адвокатами: «Во-первых, адвокатских образований, и уж тем более адвокатов, значительно больше на территории каждого региона РФ. Во-вторых, повсеместно располагаются служебные помещения адвокатов, которые оказывают юридическую помощь, в том числе и бесплатно. В-третьих, гражданин, в случае если он нуждается в юридической помощи, в первую очередь обращается за ней к адвокату и в большинстве случаев получает такую помощь, как минимум в виде правового консультирования».

Адвокат КА «Якупов и партнеры» Егор Филин считает, что безусловным плюсом разработанного законопроекта является идея увеличения доступности БЮП для граждан, доступности к правовому просвещению. Однако, по его мнению, значительное масштабирование государственных юридических бюро девальвирует ценность юридической услуги: «Если адвокат окажет неквалифицированную юридическую помощь – на него можно пожаловаться в региональную палату с требованием привлечь к ответственности; если сотрудник госбюро допустит ошибку – какие последствия будут у него? Минюст смотрит на масштабирование и на количество, но никак не на качество. Если единственным требованием для потенциального сотрудника в госбюро будет наличие высшего юридического образования, то отмечу, что при нынешней системе образования у нас слишком много дипломов, но мало юристов».

Адвокат обратил внимание на желание Минюста унифицировать порядок и систему получения гражданами БЮП, но пока, по его мнению, закон, в который планируется внесение поправок, обретает все новые «утяжелители». «На мой взгляд, Минюст потерпел главную неудачу при налаживании системы БЮП, когда выяснилось, что адвокаты не заинтересованы в участии по этой программе. Если бы министерство создало привлекательную схему сотрудничества с адвокатурой в этом направлении, то не пришлось бы создавать повсеместно госбюро, которые в долгосрочной перспективе являются “котом в мешке” для юридического рынка», – полагает Егор Филин.

Заместитель председателя Московской коллегии адвокатов «Центрюрсервис» Илья Прокофьев полагает, что более четкое регулирование порядка оказания БЮП позволит повысить ее качество, что, соответственно, положительно скажется на реализации гражданами их прав. Он также положительно оценил более подробно прописанный механизм взаимодействия адвокатов с государственными юридическими бюро. «Законопроект предполагает, что центральное место в системе оказания бесплатной юридической помощи будут занимать государственные юридические бюро, созданные в каждом субъекте РФ. Насколько это хорошо и с какой эффективностью это будет работать, сможет показать только практика применения», – полагает Илья Прокофьев.

Адвокат, управляющий партнер АБ RBL Дмитрий Самигуллин указал, что создание эффективно работающей системы БЮП – это комплексный проект и процесс, и систему невозможно выстроить через принятие одного нормативного акта. Кроме того, в процессе выстраивания системы, после получения обратной связи, очевидно, возникает необходимость определить фокусы в регулировании, добавил он.

«Ключевым предложением, изложенным в законопроекте, является консолидация всех участников БЮП в рамках деятельности госюрбюро: координация, привлечение других участников БЮП – все определяют они. Будет ли это эффективно – покажет время. Иногда вертикальная структура – это хорошо, иногда – нет. Ключевое всегда и везде – это желание работать и получать результат. Если будет так, то и новая система покажет свою эффективность», – убежден Дмитрий Самигуллин.

Анжела Арстанова

Поделиться