Лента новостей
Правовые основы электронной торговли
Дискуссия на животрепещущую тему
Вебинар ФПА РФ 11 декабря
Мнения
Корпоративное мероприятие «со смыслом»
Интервью
«Полюбить профессию, упорно работать, профессионально совершенствоваться и верить в свою звезду»
Госдума приступила к рассмотрению поправок в закон о БЮП
Законопроект, предусматривающий расширение полномочий Минюста России на мониторинг за оказанием бесплатной юридической помощи, прошел первое чтение
Как сообщает «АГ», 8 декабря в первом чтении принят проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации”» (законопроект № 1199017-7) о расширении перечня подлежащих мониторингу со стороны Минюста России субъектов негосударственной системы бесплатной юридической помощи (далее – БЮП) путем включения в них юридических клиник. Ранее первый вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Михаил Толчеев позитивно оценивал предусмотренное проектом закона создание системы единых форм отчетности для субъектов, оказывающих юридическую помощь бесплатно. «Эти дополнения в нормативное регулирование представляются особенно важными на современном этапе», – отмечал он.
Как сообщалось ранее, к полномочиям Минюста России предложено отнести утверждение формы документов, необходимых для проведения мониторинга деятельности по оказанию гражданам БЮП и правовому просвещению населения, установление порядка заполнения формы таких документов и определение сроков представления данной документации соответствующими субъектами.
Законопроект также дополняет Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – Закон о БЮП) новой ст. 16.1, устанавливающей алгоритм представления информации об оказании гражданам бесплатной юридической помощи и о правовом просвещении населения. В новой редакции изложены ч. 1, 2 и 5 ст. 23 Закона, регламентирующие порядок создания и функционирования юридических клиник при вузах. В них, в частности, отмечено, что юридическая клиника создается в качестве структурного подразделения образовательной организации высшего образования, и перечислен круг студентов, которые могут участвовать в оказании БЮП под контролем кураторов. Так, помимо прочего указано, что в оказании БЮП не могут принимать участие студенты, имеющие академическую задолженность.
Поправки также дополняют Закон о БЮП ст. 23.1 о списках юридических клиник. Согласно этой новелле вуз в течение десяти дней со дня создания собственной юрклиники уведомляет об этом путем передачи ряда сведений территориальный орган уполномоченного федерального органа исполнительной власти, который будет вести список таких клиник и размещать его на своем сайте.
В законопроекте отмечено, что федеральный закон вступит в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования. «Такой срок обусловлен необходимостью разработки перечня нормативных правовых актов, подлежащих изменению и принятию в связи с принятием данного федерального закона. Также потребуется время на организацию взаимодействия Минюста России с юридическими клиниками как участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи», – сообщается в пояснительной записке.
Первый вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Михаил Толчеев ранее отмечал, что законопроект вводит четкие параметры образования и функционирования юридических клиник при высших учебных заведениях юридического профиля и устанавливает требования, предъявляемые к участникам, а также требования непосредственно к процессу оказания помощи, призванные исключить ошибочные и некачественные советы правового характера.
Михаил Толчеев также позитивно оценил создание системы единых форм отчетности для субъектов, оказывающих юридическую помощь бесплатно. «Эти дополнения в нормативное регулирование представляются особенно важными на современном этапе», – говорил он.
«Система бесплатной (субсидируемой) юридической помощи не должна поощрять социальное иждивенчество, безответственное сутяжничество и злоупотребление правом на правосудие. Поэтому крайне важно иметь действенные инструменты измерения того, насколько существующие механизмы способны обеспечивать получение такой помощи теми, кто в ней действительно нуждается. И уже на этой основе принимать решение о поддержке или развитии тех или иных институтов с использованием бюджетного финансирования. С учетом этого предложения Правительства РФ по внесению формальной определенности в вопросы отчетности следует признать заслуживающими поддержки», – резюмировал первый вице-президент ФПА РФ.