Лента новостей

20 сентября 2023 г.
Цели разные, сверхзадача едина
Адвокатам рассказали о наиболее желательных способах взаимодействия с журналистами
20 сентября 2023 г.
Методы работы защитника с доказательствами и толкованием норм уголовно-процессуального закона
Адвокатам рассказали, как правильное толкование норм УПК РФ об оценке доказательств поможет убедить суд услышать доводы защиты

Мнения

Бахва Вашакидзе
21 сентября 2023 г.
Непрерывный процесс правового просвещения для всех
В Санкт-Петербурге начала работу Комиссия по правовому просвещению, взаимодействию с образовательными учреждениями и государственными органами

Интервью

Введение в профессию разработчика онлайн-курсов
5 сентября 2023 г.
Наталья Кузнецова
Введение в профессию разработчика онлайн-курсов
Эксперты адвокатской корпорации смогут научиться передавать свои знания с помощью онлайн-контента

Гарантии независимости

10 марта 2016 г. 20:09

Предложения СПЧ об установлении дополнительных гарантий независимости адвокатов к 20 марта будут переданы Президенту РФ


10 марта состоялось 43-е специальное заседание Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, посвященное подготовке предложений об установлении дополнительных законодательных гарантий независимости адвокатов при исполнении ими профессиональных обязанностей.

Федеральную палату адвокатов РФ представляли президент Юрий Пилипенко, первый вице-президент Евгений Семеняко, исполнительный вице-президент Андрей Сучков, вице-президенты Генри Резник, Геннадий Шаров, Алексей Галоганов, руководитель Департамента адвокатуры Юрий Самков, члены Совета, Комиссии по этике и стандартам, Научно-консультативного совета, советники. В заседании участвовали также представители Минюста России, Судебного департамента при Верховном Суде РФ, председатель Совета судей РФ Дмитрий Краснов, заместитель секретаря Общественной палаты РФ Александр Музыкантский, президенты и члены Советов ряда региональных адвокатских палат.

1.jpg

Председатель СПЧ Михаил Федотов сообщил, что предложения по созданию дополнительных гарантий независимости адвокатов согласно поручению Президента РФ (подп. «б» п. 3 перечня поручений Президента РФ от 27 ноября 2015 г. № Пр-2442) СПЧ должен подготовить к 20 марта 2016 г. Выработку таких предложений он назвал общей задачей Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека и Федеральной палаты адвокатов РФ.

С докладом о разрабатываемых СПЧ проектах изменений и дополнений в законодательство, направленных на создание дополнительных гарантий независимости адвокатов, выступила председатель Постоянной комиссии СПЧ по гражданскому участию в правовой реформе Тамара Морщакова. Она поблагодарила ФПА РФ за предложения, направленные в СПЧ, и отметила, что практически все они были приняты, позиции ФПА РФ и СПЧ в основном совпадают.

Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, сказала Тамара Морщакова, около двух лет изучает вопросы, связанные с гарантиями независимости адвокатов. Подготовленные по ним материалы делятся на два блока: первый касается внесения изменений в УК РФ и УПК РФ, второй – в другие нормативные правовые акты.

В первом блоке содержатся, в том числе, следующие предложения:

– дополнить УК РФ нормой об ответственности за воспрепятствование адвокатской деятельности;

– ввести в УПК РФ положения, устанавливающие дополнительные гарантии обеспечения адвокатской тайны, в частности норму о признании недопустимыми доказательств, которые получены в ходе оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий и входят при этом в производство адвоката по делам его доверителей;

– включить в УПК РФ изменения и дополнения, касающиеся участия адвоката-защитника в доказывании (в частности, ввести запрет на отказ защитнику в праве на участие в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству подозреваемого или обвиняемого, а также на отказ любому из участников процесса в приобщении к материалам уголовного дела заключения специалиста и (или) иных документов; предусмотреть возможность рассмотрения в судебном порядке жалоб на действия органов расследования, препятствующие защитнику собирать и представлять доказательства, необходимые для оказания юридической помощи);

– уточнить редакцию ч. 4 ст. 49 и абз. 1 ст. 53 УПК РФ, подчеркнув, что адвокат вступает (а не допускается) в дело и с момента вступления (а не допуска) обладает всеми процессуальными правами;

– ввести в установленный УПК РФ порядок возбуждения уголовного преследования в отношении адвоката изменение, предусматривающее предварительное получение у районного судьи заключения о наличии в действиях адвоката признаков преступления.

Основные предложения второго блока:

– установить законодательные гарантии обеспечения права адвоката на получение информации по адвокатскому запросу в сокращенный срок (10 дней);

– обеспечить гарантии целевого бюджетного финансирования расходов на оплату труда адвокатов, участвующих в судопроизводстве по назначению органов предварительного расследования или суда, – включить в федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год защищенные статьи расходов на оказание квалифицированной юридической помощи гражданам во всех видах судопроизводства (уголовном, гражданском, административном), в которых предусмотрено участие адвокатов по назначению);

– повысить вознаграждение адвокатов за участие в судопроизводстве по назначению;

– ввести в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» норму, прямо предусматривающую право Федеральной палаты адвокатов РФ обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся адвокатами.

Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко, поблагодарив Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека за принятие предложений Федеральной палаты адвокатов РФ, подробно остановился на двух из них.

Первое касается необходимости повысить ставки вознаграждения адвокатов за участие в уголовном судопроизводстве по назначению органов предварительного расследования или суда и вернуться к действовавшей до 2014 г. практике бюджетного финансирования, когда средства на выплату такого вознаграждения учитывались в федеральном законе о бюджете на очередной год в защищенной (целевой) статье расходов.

Включение расходов на эти цели в общие расходы на финансирование органов расследования и судов не обеспечивает строго целевой характер расходования значительного объема средств, выделяемых государством, ограничивает возможности контроля. Это влечет несвоевременное и неполное перечисление средств на выплату вознаграждения адвокатам, систематическую задолженность государства перед ними.

«Свыше 70% российских адвокатов, – сказал Юрий Пилипенко, – живут только на средства, полученные в качестве вознаграждения за участие в судопроизводстве по назначению в порядке ст. 51 УПК. По нашим данным, свыше 70 % таких выплат производится по минимальной ставке – 550 рублей за судодень. При этом, например, переводчик – менее значимый, чем адвокат, участник процесса – получает минимум 700 рублей в час. Поскольку нам известно, что в стране дефицит бюджета, мы долгое время не просили увеличения ставок. Но когда узнали, что в Москве нашли средства для того, чтобы нанять казаков для охраны судов по периметру и выплачивать им по 200 рублей в час, то решили поставить вопрос о повышении вознаграждения хотя бы до величины в 50% от того, что получают судьи, обвинители и следователи. В 2015 г. государство потратило на оплату их труда 172 млрд рублей, при этом 59 млрд рублей ушло на зарплату судей, 30 – на зарплату сотрудников аппарата судов, тогда как на вознаграждение адвокатам по назначению отводится, по доступным данным, 5,5–6 млрд рублей в год. Такое отношение к адвокатам недопустимо, адвокатура находится в унизительном и униженном положении».

Второе предложение, о котором подробно рассказал президент ФПА РФ, касается подготовленного Минюстом России и внесенного в феврале Правительством РФ в Государственную Думу законопроекта об адвокатском запросе. Представители ФПА РФ участвовали в доработке этого документа, которая продолжалась почти два года, и отстояли многие важные для адвокатуры положения, но по некоторым позициям были вынуждены пойти на компромисс.

Юрий Пилипенко выразил надежду на помощь СПЧ в процессе внесения в этот законопроект поправок при рассмотрении его Государственной Думой. Одно из важных изменений, предлагаемых ФПА РФ, – увеличение объема информации, которую адвокат может получить по запросу. В настоящее время законопроектом предусмотрено, что адвокату не может быть предоставлена информация с ограниченным доступом. По мнению ФПА РФ, такой критерий отбора сведений чрезмерно ограничивает его процессуальные возможности. В качестве одного из вариантов рассматривался другой критерий – предлагалось ввести в законопроект положение о том, что адвокату не может быть предоставлена только та информация, за разглашение которой установлена уголовная ответственность.

В дискуссии приняли участие заместитель секретаря ОП РФ Александр Музыкантский, первый вице-президент ФПА РФ Евгений Семеняко, вице-президенты ФПА РФ Генри Резник, Геннадий Шаров, Алексей Галоганов, члены СПЧ, советники ФПА РФ Юрий Костанов и Игорь Пастухов, советник ФПА РФ Нвер Гаспарян, член президиума СПЧ, председатель Постоянной комиссии по прецедентным делам Мара Полякова, член СПЧ Евгений Мысловский.

Председатель СПЧ Михаил Федотов сообщил, что проекты изменений и дополнений в законодательство, направленных на создание дополнительных гарантий независимости адвокатов, будут доработаны с учетом высказанных в ходе дискуссии мнений и предложений и к 20 марта направлены Президенту РФ.

Поделиться