Лента новостей
Наше будущее – цифровое и платформенное
Дискуссия о фундаментальном понимании роли и места адвокатуры в правоприменительной системе и системе общественного устройства
«Главное – это адвокатская деятельность и те, кто ею занимается»
Мнения
Как корабль назовете, так корабль и поплывет
Интервью
Выполнение обязанностей по защите прав и свобод невозможно без сплоченности адвокатуры
Функции сыска адвокатуре не свойственны
Фундаментальные основы института адвокатуры должны оставаться неприкосновенными
В Нижегородской области добились значительного увеличения количества личных кабинетов адвокатов, зарегистрированных на сайте Росфинмониторинга. Для решения этой задачи ПАНО, в том числе с помощью информационных ресурсов, разъяснила адвокатам важность и необходимость выполнения рекомендаций ФПА РФ о регистрации ими личных кабинетов на сайте Росфинмониторинга, а также провела среди руководителей адвокатских образований, внесенных в реестр ПАНО, соответствующую разъяснительную работу. В ПАНО подчеркивают, что функции сыска, в том числе при взаимодействии с государственными органами, российской адвокатуре не присущи.
Напомним, что Совет Федеральной палаты адвокатов РФ своим решением от 4 декабря 2017 г. (протокол № 8) рекомендовал всем адвокатам, а при этом адвокатам, оказывающим юридическую помощь или представительство по сделкам и видам деятельности, указанным в п. 7.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» – в обязательном порядке, произвести регистрацию личного кабинета на официальном сайте Росфинмониторинга. Кроме того рекомендовано через личный кабинет регулярно производить ознакомление с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения о причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и иной информацией на данном ресурсе и учитывать ее при осуществлении адвокатской деятельности и оказании квалифицированной юридической помощи. Также на сайте ФПА РФ в разделе «Документы» создан специальный подраздел «Решения в сфере ПОД/ФТ».
Для того чтобы рекомендации Совета ФПА РФ выполнялись, ПАНО отслеживает численность своих членов, зарегистрировавших личные кабинеты, и активность их посещений, принимает меры, чтобы каждый адвокат после принесения присяги регистрировал кабинет на сайте Росфинмониторинга. Кроме того, ПАНО организовала техническую поддержку и помощь в регистрации личных кабинетов тем адвокатам, которые в силу разных причин в ней нуждаются. В связи с этим президенту Палаты адвокатов Нижегородской области – вице-президенту ФПА РФ, представителю Совета ФПА РФ в Приволжском федеральном округе Николаю Рогачёву недавно объявлена благодарность директора Федеральной службы по финансовому мониторингу.
Вместе с тем Николай Рогачёв отмечает особенности российской адвокатуры, в силу которых она не имеет таких возможностей по участию в информировании государственных органов о подозрительных и сомнительных сделках, как западная. «Сфера действия российской адвокатуры много уже, чем за рубежом, где адвокатуре присущи многие функции, которые в России выполняет не адвокатура, а нотариат», – подчеркивает он. По его мнению, эти особенности следует довести до западных коллег из миссии FATF, «с тем, чтобы они с пониманием отнеслись к возможностям российской адвокатуры».
Николай Рогачёв приводит еще несколько аргументов: в настоящее время в своей массе российские адвокаты имеют уголовную специализацию и ориентированы в основном на ведение уголовных дел; адвокатские палаты, адвокатские образования и их филиалы не являются субъектами деятельности ПОД/ФТ; российской адвокатуре, с ее давними традициями, заключающимися в особой доверительности отношений адвокатов с их подзащитными, не присущи функции сыска. «Поэтому ожидать, что российские адвокаты могут быть ориентированы на инициативное изучение клиента, на выявление проводимых им сомнительных операций, если такая информация лежит за рамками данного адвокату поручения, не стоит. Против этого активно возражает и Федеральная палата адвокатов, с чем мы согласны», – указывает Николай Рогачёв.
Так, в направленной в Минюст России в феврале 2018 г. правовой позиции ФПА РФ по проекту приказа Росфинмониторинга об утверждении положения об идентификации клиентов напоминается, что в соответствии со ст. 3 Закона об адвокатской деятельности адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов власти, а в число принципов ее деятельности входят независимость, самоуправление, корпоративность. «В нарушение указанных норм приказ возлагает на адвокатуру несвойственные ей функции сыска, что противоречит фундаментальным основам данного института», – подчеркивает ФПА РФ.