Лента новостей

6 декабря 2024 г.
Единая понятийная база, безусловно, нужна
В Совете Федерации ФС РФ состоялся круглый стол «Развитие законодательства в цифровой сфере: актуальные проблемы и перспективы»
6 декабря 2024 г.
Поблагодарили за активность
Депутат Государственной Думы ФС РФ Татьяна Буцкая вручила благодарственные письма молодым адвокатам
6 декабря 2024 г.
«Пепеляев: фирменный стиль»
6 декабря 2024 г. отмечает 60-летие адвокат АП Московской области Сергей Геннадьевич Пепеляев

Мнения

Оксана Садчикова
2 декабря 2024 г.
Корпоративное мероприятие «со смыслом»
Об организации празднования 160-летия со дня учреждения российской присяжной адвокатуры «Собрание сословия присяжных поверенных Тифлисской и Новочеркасской судебных палат. XXI век»

Интервью

Грани профессионального мастерства
6 декабря 2024 г.
Сергей Пепеляев
Грани профессионального мастерства
6 декабря управляющий партнер юридической компании «Пепеляев Групп», адвокат АП Московской области Сергей Пепеляев отмечает 60-летие

Фото «на память» сотрудникам СИЗО?

9 сентября 2020 г. 15:18

ФСИН России подтвердила, что идентификация личности адвоката, посещающего следственный изолятор, незаконна


На сайте Адвокатской палаты Челябинской области (АПЧО) размещено письмо, поступившее из Федеральной службы исполнения наказаний на имя адвоката АПЧО Ирины Ермолаевой. Как сообщила пресс-служба АПЧО, согласно ответу ФСИН по вопросу организации пропускного режима в ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Челябинской области предложение сотрудников ФКУ СИЗО-2 о прохождении процедуры идентификации личности не соответствует требованиям нормативных правовых актов. Президент АП Челябинской области Иван Казаков назвал процедуру идентификации личности адвоката при посещении СИЗО незаконной и заверил, что палата примет меры для устранения подобных препятствий.

Как рассказала пресс-службе ФПА РФ Ирина Ермолаева, больше года назад в ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Челябинской области была заведена практика, согласно которой адвокату, прибывшему для исполнения своих профессиональных обязанностей, предлагали сфотографироваться при входе в следственный изолятор.

«Эта ситуация произошла со мной, но могла бы случиться и с любым другим адвокатом, – поделилась Ирина Ермолаева. – То ли в зависимости от настроения сотрудников СИЗО, то ли по иной причине, меня иногда спрашивали, не желаю ли я сфотографироваться, однако порой говорили, что это обязательная процедура. Понимая, что это незаконно, месяцев 9 назад я отказалась фотографироваться, после чего мне предложили покинуть изолятор». Адвокат позвонила прокурору, надзирающему за ИТУ, который, по-видимому, перезвонил в СИЗО, после чего ей разрешили войти. Полагая, что конфликт исчерпан, Ирина Ермолаева не стала подавать жалобу. Но после того, как ситуация повторилась и ей пришлось ехать к прокурору на другой конец города, последний удивился, так как уже реагировал на эту ситуацию. «Он снова позвонил руководству СИЗО, после чего меня опять пропустили и даже поинтересовались, не намерена ли я писать жалобу, – продолжила адвокат. – Я ответила отрицательно. Однако прокурор направил информацию в региональное управление ГУФСИН. Ответ на это обращение поступил мне. Там было сказано, что „фактов нарушений действующего законодательства РФ сотрудниками ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Челябинской области не установлено“ и что „согласно ведомственных нормативно-правовых актов (здесь и далее текст приводится в авторской редакции. – Прим. ред.), требования часового КПП ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Челябинской области в части обязательной биометрической идентификации по лицу входящих в учреждение посетителей являются законными и обоснованными“».

Ирина Ермолаева подчеркнула, что ответ ГУФСИН по Челябинской области ее не удовлетворил. Как член рабочей группы АПЧО по защите прав адвокатов, проконсультировавшись с руководством палаты, она составила письмо руководителю ФСИН России. «Я сослалась на то, что адвокаты посещают СИЗО, находящийся в системе ФСИН, в соответствии с действующими законами, которые не допускают ограничения адвокатской деятельности какими-либо ведомственными документами. И описала ситуацию, которая, как я полагаю, нарушает также право граждан на получение квалифицированной юридической помощи», – отметила адвокат АПЧО. Она предложила ФСИН отменить ведомственные акты, ограничивающие права адвокатов, если таковые существуют.

19 августа первый заместитель начальника Управления режима и надзора ФСИН России А.Н. Климов подписал ответ на обращение адвоката, в котором говорится, что Федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации обращение по вопросу организации пропускного режима в ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Челябинской области рассмотрено.

Далее в письме сказано: «В соответствии с требованиями статьи 18 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ „О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений“ свидания предоставляются адвокатам по предъявлении удостоверения и ордера, истребование у него иных документов запрещается. Ведомственных нормативных правовых актов, обязывающих при посещении учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации прохождение адвокатами (иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи) процедуры идентификации личности, не имеется.

Предложение сотрудников ФКУ СИЗО-2 о прохождении процедуры идентификации личности не соответствовало требованиям нормативных правовых актов».

А.Н. Климов также проинформировал, что «по данному факту назначено проведение служебной проверки, по результатам которой будут приняты соответствующие решения».

По просьбе пресс-службы ФПА РФ президент АП Челябинской области Иван Казаков прокомментировал сложившуюся ситуацию и ответ ФСИН России.

«Процедуры идентификации личности, при посещении подзащитных в СИЗО, незаконны, – заявил он. – Это противоречит не только внутриведомственным актам Службы исполнения наказаний, но и Федеральному закону „Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации“. Закон определил перечень документов, необходимых адвокату для посещения подзащитного. Это ордер и удостоверение адвоката. В случае нового обращения адвоката в АПЧО мы предпримем необходимые меры для устранения подобных препятствий».

Ирина Ермолаева добавила, что ей неизвестно о подобной практике в других регионах.

В любом случае совершенно непонятно, зачем нужно фотографировать лицо адвоката, если в следственном изоляторе работают камеры слежения, охватывающие не только вход, но и практически всю территорию СИЗО.

Константин Катанян

Поделиться