Лента новостей
Вебинар ФПА 16 октября
Перспективы реформы юридического рынка и проблема добросовестного поведения в суде
Автор «Адвокатских баталий» награжден медалью ФПА РФ
Мнения
Тайна под прикрытием
Интервью
Выполнение обязанностей по защите прав и свобод невозможно без сплоченности адвокатуры
Факты не установлены
Прекращено уголовное преследование адвоката, обвинявшегося во вмешательстве в деятельность суда
АП Еврейской автономной области сообщила пресс-службе ФПА РФ о том, что спустя полтора года после возбуждения прекращено уголовное дело в отношении адвоката палаты в связи с отсутствием в его действиях состава преступления. Правоохранительные органы усмотрели криминал в его обращении к председателю суда с просьбой направить резонансное уголовное дело его подзащитного, председателя Собрания депутатов Биробиджанского района, на рассмотрение конкретного судьи, который, как полагал защитник, вынесет действительно законное решение. Адвокат выразил благодарность всем, кто его поддерживал, – адвокатам Еврейской автономной области и Хабаровского края, президенту АП ЕАО Татьяне Болотовой и президенту ФПА РФ Юрию Пилипенко.
28 декабря заместитель руководителя отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по Еврейской автономной области вынес постановление о прекращении уголовного дела и уголовного преследования в отношении адвоката АП ЕАО Николая Русинова.
Как ранее сообщала «АГ», уголовное дело в отношении защитника было возбуждено 11 июля 2016 г. по ч. 3 ст. 294 УК РФ – по фактам вмешательства в деятельность суда в целях воспрепятствования правосудию.
Согласно версии следствия, летом 2016 г. адвокат Николай Русинов, «осуществляя защиту прав и интересов лица, обвиняемого в превышении должностных полномочий, преследуя цель вынесения оправдательного приговора, неоднократно обращался к судье и активно навязывал ему мнение о невиновности подзащитного без фактического рассмотрения судом уголовного дела в отношении него». При этом уголовное дело было возбуждено в том числе на основании материалов, предоставленных областным УФСБ России.
Комментируя это обвинение для «АГ», Николай Русинов пояснил, что в тот момент он защищал председателя Собрания депутатов Биробиджанского муниципального района Александра Филиппова, обвинявшегося в превышении должностных полномочий. Это дело было достаточно резонансным в регионе. Адвокат сообщил, что действительно разговаривал с председателем суда, куда должно было поступить дело. «Я просил, чтобы дело было назначено конкретному судье, которого я считал одним из самых квалифицированных и честных. Я был уверен, что он примет именно законное решение. В моей просьбе увидели какой-то криминал. Но слов “оправдать”, “прекратить уголовное дело” не звучало», – рассказал адвокат.
11 июля Николай Русинов был задержан на двое суток в порядке ст. 91 УПК РФ и помещен в изолятор временного содержания. При этом, как рассказал адвокат, задержание происходило с участием спецназа ФСБ в людном месте, а делить камеру ему пришлось с двумя его же доверителями, которых он защищал в тот момент по различным уголовным делам. 13 июля по решению суда Николай Русинов был помещен под домашний арест.
15 июля президент ФПА РФ Юрий Пилипенко направил председателю Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину обращение с просьбой взять расследование уголовного дела в отношении Николая Русинова под личный контроль с целью обеспечения законности его проведения и принятия по нему законного решения. Также президент ФПА РФ обратился к Генеральному прокурору РФ Юрию Чайке с просьбой дать указание о проведении проверки законности возбуждения данного уголовного дела.
В конце июля защитники адвоката добились отмены домашнего ареста. В своей апелляционной жалобе Николай Русинов указывал на процессуальные нарушения, имевшие место при избрании меры пресечения, а также на объективные обстоятельства, свидетельствующие о необоснованности столь строгой меры пресечения. Более того, адвокат подчеркивал, что разговоры о судьбе его подзащитного велись с одним из судей в период, когда уголовное дело находилось еще на этапе предварительного следствия, т.е. на тот момент правосудие еще не осуществлялось.
Изначально Николая Русинова защищали президент АП Еврейской автономной области Татьяна Болотова и его сын Иван Русинов, также являющийся адвокатом. Однако, как рассказала Татьяна Болотова, по ходатайству следователя ее отвели от участия в уголовном деле в связи с необходимостью допроса ее как свидетеля. Попытка обжалования вызова на допрос не увенчалась успехом – суд решил, что ее допрос необходим.
По мнению президента АП ЕАО, это было сделано исключительно с целью отстранения ее от участия в деле. Такой вывод подтверждается и тем, что в ходе допроса Татьяне Болотовой не задавали вопросов, ответы на которые можно было бы как-то использовать для доказывания вины Николая Русинова, – следователей интересовали общие моменты деятельности Квалификационной комиссии Адвокатской палаты, процесс сдачи квалификационного экзамена и т.д.
Впрочем, к моменту отвода Татьяны Болотовой у Николая Русинова было еще четыре защитника: помимо его сына, его интересы представляли адвокаты Сергей Овчаренко, Максим Мизин и Александр Кушелевский. За полтора года, которые длилось следствие, они направили более 10 жалоб Александру Бастрыкину и столько же Юрию Чайке.
Защитники настаивали, что следствие должно было доказать, в чем именно заключалось воспрепятствование законной деятельности суда, с учетом того, что уголовное дело в отношении подзащитного Николая Русинова находилось у следственных органов, а не в суде. На тот момент не выносилось даже постановления о принятии дела к производству.
«Поскольку никаких фактов воспрепятствования законной деятельности суда установлено не было, незаконно возбужденное дело было прекращено. Мы, все адвокаты ЕАО, расцениваем данный факт как метод устрашения адвокатского сообщества», – прокомментировала ситуацию Татьяна Болотова.
Сам Николай Русинов сказал, что до сих пор не понимает, с какой целью было возбуждено уголовное дело, и высказал несколько версий. Во-первых, все произошедшее могло быть связано непосредственно с резонансным делом его подзащитного Александра Филиппова, который в итоге был осужден, – в настоящее время жалобы на приговор находятся на рассмотрении Верховного Суда РФ. Во-вторых, возможно, это была попытка оказать давление непосредственно на адвоката, так как он неоднократно выступал в СМИ с критикой судебной системы – в первом томе уголовного дела фигурировало одно из интервью Николая Русинова. Тем не менее точного ответа на этот вопрос нет.
Николай Русинов выразил благодарность и признательность всем, кто поддерживал его на протяжении последних полутора лет: адвокатам АП Еврейской автономной области и АП Хабаровского края, президенту АП ЕАО Татьяне Болотовой и президенту ФПА РФ Юрию Пилипенко, обратившемуся к руководству СКР и Генпрокуратуры.