Лента новостей
Единая понятийная база, безусловно, нужна
Поблагодарили за активность
«Пепеляев: фирменный стиль»
Мнения
Корпоративное мероприятие «со смыслом»
Интервью
Грани профессионального мастерства
Эксперты вышли на финишную прямую
Методику расчета справедливой компенсации морального вреда снова обсудили в Совете Федерации
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (далее – Комитет) провел круглый стол на тему «Регламентация порядка исчисления размера компенсации морального вреда в связи с посягательством на жизнь, здоровье и физическую неприкосновенность граждан». Модератором выступила первый заместитель председателя Комитета Ирина Рукавишникова. Председатель Комиссии Ассоциации юристов России по вопросам определения размера компенсаций морального вреда, адвокат Палаты адвокатов Нижегородской области Ирина Фаст рассказала, что некоторым организациям показались завышенными предлагаемые суммы компенсации, поэтому ее базовые размеры могут быть пересмотрены. Также экспертам предстоит еще раз обсудить диапазон коэффициентов.
В дискуссии также приняли участие сенаторы Юрий Архаров, Юрий Валяев, Маргарита Павлова, профессор ВШЭ, д.ю.н. Артем Карапетов, директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Зубец, представители Генеральной прокуратуры РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства внутренних дел России, ГУП «Московский метрополитен», ГУП «Мосгортранс», экспертного сообщества.
Трудно оценить жизнь и здоровье в цифрах
Ирина Рукавишникова напомнила, что в марте в СФ уже обсуждался вопрос о необходимости формирования единообразной судебной практики по делам о возмещении морального вреда и возможности мягкой стандартизации в данной сфере. «В марте текущего года специально созданная при Ассоциации юристов России комиссия по вопросам определения размеров компенсации морального вреда представила на наше рассмотрение Методические рекомендации по определению размера компенсации морального вреда при посягательствах на жизнь, здоровье и физическую неприкосновенность человека», – сообщила она. И сразу же отметила, что на сегодняшний день проведена большая работа по публичному освещению и обсуждению данной методики.
Кроме того, летом был проведен интерактивный социологический опрос граждан по вопросу о возможных размерах компенсаций морального вреда для различных случаев посягательств на жизнь, здоровье и физическую неприкосновенность человека.
«Сегодня у нас имеются все аналитические материалы по итогам проведенных исследований, и они позволяют говорить о том, что мы выходим на финишную прямую»», – констатировала член СФ.
Дать справедливую и разумную оценку
Ирина Рукавишникова сообщила, что в поступивших отзывах федеральных органов исполнительной власти идея внедрения в практику определенных правил исчисления размеров морального вреда большей частью поддержана. Вместе с тем критические замечания и предложения имеются у ряда федеральных ведомств и Открытого акционерного общества «Российские железные дороги». В частности, они предлагают предусмотреть в методике более гибкий порядок расчета базовых сумм компенсации, а также проработать механизм исчисления компенсаций морального вреда для владельцев источников повышенной опасности либо на объектах с высоким риском.
Относительно проведенного опроса Ирина Рукавишникова отметила, что в нем приняли участие более 4 тысяч человек, большинство из них – без юридического образования и опыта участия в процессах по возмещению морального вреда. Однако по итогам опроса был сделан вывод, что «в обществе сложилось осознанное понимание необходимости компенсаций не только физического и имущественного, но и морального ущерба и что суммы таких компенсаций требуют определенной унификации с точки зрения принципов справедливости, разумности и объективности», указала она.
Теперь слово за правоприменителем (имеется в виду Верховный Суд РФ), а возможно, и – законодателем, считает сенатор. Все дополнительные рекомендации, которые прозвучали во время заседания, также будут направлены в Верховный Суд РФ.
* * *
Согласно предложенной методике, базовые суммы установлены для четырех типов компенсаций: временный дефицит здоровья, постоянный дефицит здоровья, потеря близкого человека и посягательство на физическую неприкосновенность. А далее базовую компенсацию будут адаптировать к конкретным обстоятельствам дела при помощи коэффициентов. В частности, при вычислении суммы предлагается ввести повышающие и понижающие коэффициенты.
По данным Комиссии АЮР, в России пострадавшим присуждаются самые низкие суммы компенсаций в сравнении с европейскими государствами. Так, за самый тяжкий вред здоровью – полный паралич конечностей – в Германии могут выплатить от 400 тысяч до миллиона евро, в нашей стране верхний предел – миллион рублей.
29 апреля, выступая в ходе обучающего вебинара ФПА РФ, Ирина Фаст отмечала, что практика взысканий компенсации за причиненный вред «далеко не всегда отвечает критериям разумности и справедливости», имеющаяся статистика выплат является «плачевной». Она сослалась на выступление председателя Совета судей РФ Виктора Момотова, заявившего, что компенсация морального вреда должна быть большой – соразмерной причиненным страданиям. Только в этом случае общество признает вынесенное судом решение справедливым.
Вред платежом красен
Комментируя по просьбе пресс-службы ФПА РФ итоги круглого стола, Ирина Фаст сообщила, что предложенная методика будет дорабатываться на основе рекомендаций, прозвучавших в Совете Федерации. В частности, предстоит внести поправки по некоторым коэффициентам и цифрам.
«Думаю, что эти изменения будут внесены в течение двух – трех недель, после чего мы направим финальный вариант в Совет Федерации, где его смогут утвердить и направить в Верховный Суд и другие заинтересованные ведомства», – сказала Ирина Фаст, уточнив, что она не может прогнозировать, сколько времени потребуется для этого сенаторам.
Среди корректировок, которые будут внесены в документ, есть и принципиальные. В частности, по словам адвоката, «некоторым организациям показались завышенными суммы компенсации, поэтому ее базовые размеры могут быть пересмотрены. Также предстоит еще раз обсудить диапазон коэффициентов. При этом будут проанализированы результаты социологического опроса, который проводил Совет Федерации».
Отвечая на вопрос, действительно ли предлагается считать базовой компенсацией в случае смерти человека сумму в 2 миллиона рублей, Ирина Фаст отметила, что пока нельзя точно сказать, сколько будет «стоить», например, жизнь человека. «К базовой цифре будут применяться коэффициенты, поэтому она может как снизиться до 200 тысяч рублей, так и увеличиться до 20 миллионов в зависимости от обстоятельств несчастного случая», – пояснила она.
Текст: Константин Катанян
Фото: council.gov.ru