Лента новостей

28 сентября 2020 г.
Проблемы вынужденного переселения в мире и в России
Участники семинара по вопросам защиты беженцев, полностью прошедшие программу, получили сертификаты о повышении квалификации ФПА РФ
28 сентября 2020 г.
Консультации в очном и дистанционном режимах
25 сентября в субъектах РФ прошли мероприятия, приуроченные к очередному Всероссийскому дню бесплатной юридической помощи
25 сентября 2020 г.
«Все мы являемся зеркалом общества»
Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко ответил на вопросы об актуальных для адвокатуры темах

Мнения

Анна Здановская
25 сентября 2020 г.
Псковские адвокаты активно работают с молодежью
Адвокатская палата региона реализует ряд проектов по правовому просвещению молодежи и студентов

Интервью

Отказаться от ограничения права на кассацию
28 июля 2020 г.
Тамара Морщакова
Отказаться от ограничения права на кассацию
Заместитель председателя КС РФ в отставке Тамара Морщакова высказала мнение по поводу предложения ограничить право на кассационное обжалование приговоров сроком в два месяца

Единство правил и стандартов

27 апреля 2015 г. 11:42

Особенности законодательного регулирования осуществления консалтинговой и аудиторской деятельности иностранных компаний: российский и зарубежный опыт


Круглый стол на эту тему провел 24 апреля Комитет Совета Федерации ФС РФ по конституционному законодательству и государственному строительству. Как сообщил заместитель председателя Совета Федерации Евгений Бушмин, по итогам дискуссии будут приняты рекомендации. В качестве модератора круглого стола выступил заместитель председателя Комитета СФ ФС РФ по конституционному законодательству и государственному строительству Константин Добрынин.


СФ1.jpg

В работе круглого стола участвовали представители Совета Федерации, Федеральной палаты адвокатов РФ, адвокатских палат субъектов РФ, Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты, Счетной палаты, адвокатских образований, российских и иностранных консалтинговых и аудиторских компаний.


Общий смысл высказанных в ходе дискуссии мнений состоит в том, что запретительные меры по отношению к иностранным консалтинговым и аудиторским компаниям в России отрицательно сказались бы на развитии национального бизнеса, отечественных консалтинговых и аудиторских фирм. Законодательное регулирование деятельности иностранных компаний может быть эффективным только при установлении в нашей стране единых четких и прозрачных правил в сфере квалифицированной юридической помощи в целом, предусматривающих допуск к практике и контроль со стороны профессиональной корпорации, а также обеспечивающих равные конкурентные условия.


Исключить предвзятость


Как известно, к настоящему времени многие российские консалтинговые и аудиторские компании не уступают иностранным по квалификации кадров и качеству услуг, но по-прежнему нередко проигрывают в конкурентной борьбе – по не зависящим от них причинам, например потому, что некоторые государственные органы и системообразующие компании отдают явное предпочтение иностранцам.


«Кто проводит аудит наших системообразующих компаний? Знаменитая четверка аудиторов. У нас только «Газпром» в последнее время сменил аудитора, – говорит член Совета Федерации Евгений Тарло. – Разве в России нет аудиторов, способных грамотно провести аудит наших системообразующих нефтяных, газовых компаний? Я не знаю ни одной российской адвокатской фирмы, которая получила бы контракт, сравнимый с теми, что получают у Министерства финансов, Министерства экономического развития, Министерства энергетики крупнейшие западные фирмы. Крупнейшие наши системообразующие компании, а также некоторые государственные органы, заключая контракты с мировыми фирмами, не обеспечивают российским равные возможности для конкуренции».


«Есть такой инструмент конкурентной борьбы, как рейтинги компаний, – отмечает президент ФПА РФ Юрий Пилипенко. – В одной из крупнейших российских госкорпораций требованием участия в конкурсе на оказание юридических услуг является позиционирование в «Chambers Global» и «Legal 500». Это иностранные инструменты. Настало время подумать над тем, чтобы, может быть, на платформе ФПА РФ и, возможно, АЮР были созданы национальные рейтинги, которые могли бы в ближайшем будущем послужить точкой отсчета».


СФ2.jpg


Его предложение поддержали многие участники дискуссии, в том числе заместитель председателя Комитета СФ Константин Добрынин и советник президента ФПА РФ Евгений Жилин, добавив, что рейтинг должен быть не самоцелью, а инструментом, объективно выявляющим качество услуг.


Помимо необходимости позиционирования в определенных рейтингах к заградительным условиям участия в тендерах относятся также специальные требования о наличии ряда офисов в зарубежных странах и другие правила, не имеющие прямого отношения к качеству услуг.


Но как добиться того, чтобы именно качество услуг было единственным конкурентным преимуществом? Достаточно ли для этого создания национальных рейтингов и равных условий участия в конкурсах? Или необходимы протекционистские меры по отношению к отечественным консультантам и аудиторам, ограничение доступа иностранцев на российский рынок?


Ввести транспарентные правила


Аргумент о том, что ограничение деятельности иностранных консультантов и аудиторов может быть оправдано сокращением деятельности зарубежных компаний после введения санкций против России, не был поддержан. Потребность в услугах по праву других государств по-прежнему высока, а обеспечить должное качество могут только юристы, специализирующиеся по этому праву. Кроме того, ограничение доступа иностранных фирм на российский рынок вызвало бы массовый отток работающих в них отечественных юристов в зарубежные офисы, а также ответные ограничительные меры в отношении национальных фирм. Необходимо учитывать и потребности российского бизнеса за рубежом: иностранная консалтинговая или аудиторская компания может привлечь к проекту специалистов из своих офисов в других государствах, сэкономив для клиента значительное время, которое он потратил бы на проверку работы консультантов из национальных фирм, и гарантировав его от утечки конфиденциальной информации при их взаимодействии. И наконец, отсутствие на рынке сильных иностранных конкурентов неизбежно ведет к стагнации национальной юридической профессии и снижению качества услуг.


Позицию Федеральной палаты адвокатов РФ сформулировал Юрий Пилипенко. «Мы против любых непродуманных запретов, – сказал он. – Мы очень сдержанно относимся к присутствию иностранных коллег на российском юридическом рынке, но мы точно так же очень сдержанно относимся к какому-либо прямому запрету на работу иностранных консультантов – налоговых, финансовых, экономических, юридических – на нашем рынке. Это не представляется возможным юридически сделать с учетом тех обязательств, которые существуют у нашей страны, в том числе в рамках ВТО, и с учетом очень многих других прагматических вещей. Если мы хотим цивилизованным способом решить проблему участия иностранных компаний на нашем рынке, нам нужно подходить к ней не с точки зрения запрета, есть другие способы для разрешения этой ситуации. Государству надо определиться с установлением более понятных, четких и транспарентных правил игры. Единство подходов и стандартов – вот к чему мы должны стремиться». Цивилизованный путь решения проблемы – выработка единых правил и стандартов, благодаря которым все участники рынка юридических услуг будут находиться в равных правовых условиях.


Тему создания цивилизованного рынка, где все участники должны быть поставлены в одинаковые правовые условия, продолжил член Совета ФПА РФ Сергей Пепеляев. Для этого есть апробированный во всем мире инструмент – единая адвокатура. «На пути в этом направлении необходима реформа российской адвокатуры, требуется выполнить ряд условий, например, установить принцип взаимности при приеме в адвокатуру иностранных граждан, ограничения для работы иностранных юристов, не квалифицированных по российскому праву, ограничения в отношении оказания правовых услуг в порядке, отличном от предусмотренного Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре».


Другой представитель адвокатского сообщества – член Совета АП Санкт-Петербурга Валерий Зинченко обратил внимание участников дискуссии на то, что создание единой адвокатуры необходимо для установления правил в отношении не только иностранных консультантов и аудиторов, но прежде всего отечественных участников рынка юридических услуг: «До тех пор, пока мы сами себя не отрегулируем, как мы можем регулировать наших иностранных коллег?»


Урегулировать рынок юридических услуг


Итоги обсуждения подвел Константин Добрынин. «Ответ на вопрос, который мы ставим в нашей дискуссии, лежит, может быть, в регулировании юридического рынка, – сказал он, – то есть в том, чем мы сейчас занимаемся с коллегами из Минюста и Федеральной палаты адвокатов в нашей совместной рабочей группе. Раньше эту проблему называли адвокатской монополией. Мы сознательно от этого уходим, потому что не должно быть монополии – должна быть квалифицированная юридическая помощь в соответствии с нашей Конституцией».


Более подробную информацию читайте на сайте advgazeta.ru 

Поделиться