Лента новостей
Москва – Курск
Предстоит работа в обновленном составе
КЭС приняла в работу новые запросы
Мнения
Задача – заложить основы высокоморального поведения в обществе
Интервью
Закон исключает вмешательство в профессиональную деятельность адвоката
Доступ без паспорта
ФПА просит Минюст повысить статус адвокатского удостоверения
Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко обратился с письмом к заместителю министра юстиции РФ Денису Новаку с просьбой инициировать разработку законопроекта о внесении в Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» поправки, которая придаст удостоверению адвоката статус документа, удостоверяющего личность. В письме указывается, что ограничение пропуска адвоката по удостоверению в здания исправительных учреждений, судов и прокуратур в целях осуществления профессиональной деятельности обусловлено тем, что адвокатское удостоверение не отнесено профильным законом к документу, подтверждающему личность адвоката.
Между тем практика подтверждения личности служебным документом, не являющимся удостоверением личности или паспортом, применяется в органах внутренних дел. Такой статус служебного удостоверения сотрудника органов внутренних дел обеспечивает использование его вместо паспорта или удостоверения личности для беспрепятственного прохода в учреждения и организации.
«Придание аналогичного статуса удостоверению адвоката, подтверждающему его личность, освободило бы десятки тысяч адвокатов от необходимости постоянно иметь при себе паспорт или иной подтверждающий их личность документ для доступа к местам осуществления профессиональной деятельности», – подчеркивается в письме.
Как отметил исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков, в п. 3 ст. 15 Закона об адвокатуре указано, что удостоверение является единственным документом, подтверждающим статус адвоката. «Отсюда следует, что где бы ни появился адвокат, реализуя при этом полномочия, которыми он обладает в связи с наличием у него подобного статуса, он должен подтверждать и свой адвокатский статус, и свою личность исключительно посредством предъявления удостоверения адвоката», – подчеркнул он.
Между тем на практике достаточно часты случаи игнорирования норм закона, касающихся адвокатского удостоверения. В первую очередь это относится к должностным лицам Федеральной службы исполнения наказаний России, но иногда и представителям других структур. «Именно это становится причиной постоянного возвращения к данной теме и вынужденным попыткам "разжевать" нормы о статусе удостоверения адвоката до предельной конкретики и детальности», – объяснил Андрей Сучков.
Очередной такой попыткой является письмо президента ФПА РФ в адрес замминистра юстиции РФ с просьбой инициировать поправку в Закон об адвокатуре, которая придаст удостоверению адвоката статус документа, удостоверяющего личность.
«Такая инициатива явно на пользу адвокатам, и хочется выразить надежду, что ей будет дан "зеленый свет", – отметил исполнительный вице-президент ФПА РФ. – Однако гораздо более желаемым является применение указанных норм в соответствии с буквой закона, то есть признание правоприменителями того факта, что единственным подтверждением статуса адвоката является адвокатское удостоверение и что адвокату следует предъявлять только этот документ и ничего более для реализации своих профессиональных обязанностей и полномочий».