Лента новостей
«При отсутствии естественного интеллекта никакой искусственный интеллект не поможет»
Можно судить о масштабе ПМЮФ
Безопасность и преимущества платформы цифрового рубля
Мнения
Достижение глобального порядка для российской адвокатуры
Интервью
Следующей цивилизацией будет цивилизация права
Донос – не метод разрешения корпоративных споров
Комиссия РСПП признала автора необоснованного заявления в ФСБ неблагонадежным партнером
Назначенные Объединенной комиссией по корпоративной этике при Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) арбитры установили нарушение принципов, предусмотренных Хартией корпоративной и деловой этики, в действиях бизнесмена Шерзода Юсупова. Нарушение принципов заключалось в инициировании уголовного преследования основателя Бэринг Восток (Baring Vostok) Майкла Калви и его партнеров. Как сообщает Интерфакс, решением Комитета арбитров от 28 июня Шерзод Юсупов внесен в список неблагонадежных корпоративных партнеров сроком на один год. Член Совета ФПА РФ, первый вице-президент АП Московской области Михаил Толчеев считает, что несоблюдение принятых на себя в силу членства в корпорации этических обязательств с неизбежностью влечет определенную реакцию сообщества.
Еще в феврале в Объединенную комиссию по корпоративной этике при РСПП обратился филиал компании Бэринг Восток. Несколько заседаний по делу прошли в отсутствие ответчиков – Артема Аветисяна и Шерзода Юсупова, которые не ответили на приглашение принять участие в рассмотрении претензий Инициирующей стороны.
Состав арбитров установил, что обращение акционера банка «Восточный» Шерзода Юсупова в правоохранительные органы и возбуждение уголовного дела в отношении Майкла Калви и его партнеров произошло на фоне корпоративного конфликта вокруг ПАО КБ «Восточный» и ведущихся в России и за рубежом судебных разбирательств. Однако арбитры не нашли прямых доказательств, что к инициированию уголовного преследования был причастен Артем Аветисян, и лишь констатировали, что им не дана публичная оценка сложившейся ситуации.
Состав арбитров отметил, что «обращение в правоохранительные органы в рамках предпринимательской деятельности является крайней мерой, применение которой обосновано лишь в случае, если отсутствуют иные способы разрешения спора. Возбуждение уголовного расследования в отношении членов органов управления юридического лица влечет серьезные риски для организации, парализуя процесс принятия решений и оперативного управления компанией, нанося репутационный и экономический ущерб».
В материалах дела, как сказано в решении арбитров, «отсутствуют доказательства попыток Шерзода Юсупова воспользоваться какими-либо иными общепринятыми в корпоративной сфере способами разрешения конфликтов: медиация, обращение в суд с гражданско-правовым иском в целях оспаривания решений и сделок, имевших, по его мнению, противоправные последствия. Учитывая представленные в материалы дела документы и доводы Инициирующей стороны, отказ Ответчиков от участия в рассмотрении дела, состав арбитров сделал вывод о личной заинтересованности Шерзода Юсупова, как стороны корпоративного конфликта, в развитии уголовного дела и нахождении Майкла Калви и его партнеров под стражей».
Таким образом, арбитры пришли к выводу, что Шерзод Юсупов нарушил принципы, предусмотренные Хартией корпоративной и деловой этики, поскольку он должен был воспользоваться какими-либо иными способами разрешения конфликтов. Состав арбитров рекомендовал Шерзоду Юсупову в двухнедельный срок обратиться в Следственный комитет России (СКР) и указать на отсутствие необходимости уголовного преследования партнеров Бэринг Восток и членов Совета директоров банка «Восточный».
Впрочем, сам бизнесмен назвал решение комиссии при РСПП «давлением на следствие», а одного из арбитров «очевидно предвзятым». «Я расцениваю такие действия состава арбитров как распространение сведений, порочащих мою честь, достоинство или деловую репутацию», – заявил Шерзод Юсупов «Интерфаксу» и сообщил, что рассматривает возможность подачи в суд иска о защите прав. Он также отметил, что ранее признал вину бывший председатель правления банка «Восточный» Алексей Кордичев.
Как известно, после написанного в феврале Шерзодом Юсуповым заявления в ФСБ о хищении 2,5 млрд руб. из банка «Восточный» в середине февраля три сотрудника Бэринг Восток (Майкл Калви, Алексей Кордичев и гендиректор «Первого коллекторского бюро» Максим Владимиров) были арестованы по обвинению в мошенничестве. Следствие обвиняет их в хищении 2,5 млрд руб. из банка «Восточный». В апреле Майклу Калви и Алексею Кордичеву изменили меру пресечения на домашний арест. Другие фигуранты дела по-прежнему содержатся в СИЗО.
Член Совета ФПА РФ, первый вице-президент Адвокатской палаты Московской области Михаил Толчеев считает, что такое «решение РСПП вполне имеет право на существование и созвучно с недавним обсуждением в адвокатуре вопросов о соотношении общегражданских прав и этического регулирования корпоративных отношений».
«Любое сообщество вырабатывает собственные нормы поведения, отражающие те базовые ценности, которые определяют уникальность и самоидентификацию этого сообщества. Через призму этих ценностей определяется допустимость или недопустимость поведения членов корпорации, включая их законное поведение, – поясняет Михаил Толчеев. – В отсутствие подобных моральных регуляторов сообщество не обладает уникальностью. По сути, этические нормы представляют собой договоренности членов сообщества, явные или подразумеваемые, об обязанностях по отношению друг к другу и внешнему миру. Несоблюдение принятых на себя в силу членства в корпорации этических обязательств с неизбежностью влечет определенную реакцию сообщества».
Он также обращает внимание на то, что «этические нормы не лишают возможности реализации общегражданских прав, но в случае конфликта между ними позволяют принимать решения об отказе от сотрудничества с человеком, злоупотребляющим их реализацией».
Поясняя свою позицию на курьезном примере, Михаил Толчеев указывает, что «никто не запретит исключить из членов общества трезвости человека, использующего свое конституционное право на пропаганду спиртных напитков». И тут же делает очень серьезный вывод: «Неспособность сообщества защитить свои ценности приводит к утрате уникальности и его распаду».
Фото: INTERFAX.RU