Лента новостей

25 марта 2025 г.
«Экономическая экспертиза в правоприменительной практике»
В ФПА РФ пройдет круглый стол по вопросам специальных знаний в области экономики
25 марта 2025 г.
Имидж адвоката – инструмент, который помогает ему решать профессиональные задачи
Адвокатам рассказали, как создать личный бренд, используя психологические знания
24 марта 2025 г.
Цивилист, изменивший подходы к признанию граждан недееспособными
В ФПА РФ отметили заслуги кандидата юридических наук Юрия Ершова

Мнения

Светлана Казаченок
25 марта 2025 г.
Поддержка семейных ценностей – это ключ к созданию гармоничного общества
О защите семьи в рамках адвокатской деятельности и в качестве руководителя общественной организации

Интервью

«Люди после трагедии чаще всего не знают, куда идти»
22 марта 2025 г.
Ирина Фаст
«Люди после трагедии чаще всего не знают, куда идти»
Федеральная палата адвокатов — о бесплатной помощи пострадавшим в «Крокусе»

Документ старые проблемы не решает, зато создает новые

30 января 2025 г. 18:07

Опубликованы правила проведения свиданий адвокатов с подзащитными в СИЗО посредством ВКС


Как следует из приказа ФСИН, помещения ВКС для защитников, оборудованные безнаборным телефоном, будут размещены в специальных локациях за периметром охраны СИЗО. В Федеральной палате адвокатов РФ раскритиковали документ и отметили, что новшества не решают старых проблем, но создают новые.

Как сообщает «АГ», 28 января опубликован Приказ ФСИН от 17 января № 17 «Об определении Требований к помещениям для свиданий подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся под стражей, с их защитниками в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы РФ путем использования систем видео-конференц-связи», который вступит в силу с 5 февраля этого года.

Как следует из этого документа, для проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых с их защитниками путем использования систем ВКС в следственных изоляторах, помещениях, функционирующих в режиме СИЗО (ПФРСИ), при наличии технической возможности предусматриваются отдельные помещения для защитников и подзащитных.

Для защитников помещения ВКС разместятся за периметром охраны СИЗО, в границах территории соответствующего здания или его части, на которой исключено неконтролируемое пребывание лиц без постоянного или разового допуска и посторонних транспортных средств. В СИЗО помещения ВКС будут расположены в составе помещений административного здания следственного изолятора или здания другого функционального назначения, расположенного в его локальной зоне и пригодного для размещения административных помещений. В ПФРСИ, за исключением предусматриваемых в составе учреждений объединенного типа, такие помещения будут в составе помещений здания, пригодного для размещения административных помещений и расположенного на неохраняемой территории исправительного учреждения, при котором предусмотрен изолированный участок.

ля подзащитных помещения ВКС будут расположены в СИЗО в составе помещений следственного отделения, расположенного в режимной зоне, или режимного корпуса СИЗО, в ПФРСИ – в составе помещений следственного отделения в здании режимного корпуса ПФРСИ. В УОТ – в составе помещений сборно-следственного отделения ПФРСИ в здании сборно-следственного отделения с карантином, расположенном в жилой (режимной) зоне.

Площадь помещения ВКС будет не менее 6 кв. м., его оснастят комплексом телекоммуникационных технических и программных средств с функцией обеспечения условий конфиденциальности и сохранения адвокатской тайны в соответствии с требованиями ст. 18 Закона о содержании под стражей. В помещении ВКС также будут работать видеокамеры без функций аудиозаписи и передачи звука с выводом изображения в помещение оператора центрального поста техконтроля и видеонаблюдения или младшего инспектора, осуществляющего надзор за подозреваемыми и обвиняемыми при предоставлении им свиданий с защитником. Кроме того, эти помещения будут оснащены административно-хозяйственной телефонной связью с установкой безнаборного телефона, обеспечивающего прямую связь защитников с соответствующим персоналом СИЗО (только в помещении ВКС для защитников).

Также в приказе приведены требования к мебели и хозяйственному инвентарю в таких помещениях. В частности, в помещении для защитников будут письменный стол, полумягкий стул, настенные часы и вешалка для одежды, корзина для мусора, оконные жалюзи (шторы).

Член Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов, член Комиссии АП Санкт-Петербурга по защите профессиональных прав адвокатов, председатель президиума КА «Лапинский и партнеры» Владислав Лапинский охарактеризовал документ фразой: «хотели как лучше, а получилось, как всегда». «В приказе не предусмотрено абсолютно никаких гарантий соблюдения адвокатской тайны. А это значит, что пользоваться видео-конференц-связью адвокатам можно только в самых крайних случаях и по поводам, не связанным с выяснением и обсуждением конкретной позиции по делу. ВКС будет целесообразна, когда адвокатское сообщество сможет проверять независимо от ФСИН, что при этой связи обеспечиваются установленные Конституцией РФ, законодательством, в том числе и Законом об адвокатуре, базовые гарантии адвокатской деятельности. До тех пор надо рекомендовать адвокатам этот вид свидания, как правило, игнорировать. Это главная проблема этого приказа», – считает он.

Вторая, по словам эксперта, заключается в том, что в СИЗО и других учреждениях ФСИН имеется острая проблема – обеспечение посещений защитниками их подзащитных. «ФСИН объясняет это нехваткой выводящих – людей, обеспечивающих вывод подзащитных и их доставление в следственные кабинеты. Приказ об определении требований к помещениям был призван решить эту проблему, в особенности в тех местностях, где к местам содержания подзащитных трудно добираться, как это происходит в Санкт-Петербурге, в Москве и других городах. В каждом большом городе есть учреждения ФСИН, в которых без труда можно оборудовать несколько кабинетов для ВКС, причем речь идет и о местах временного содержания, и колониях, которые находятся в подчинении конкретного УФСИН. Это, с одной стороны, реально бы облегчило работу адвокатов, а с другой стороны, позволило бы ФСИН контролировать – кому конкретно предоставляется дистанционное свидание посредством ВКС», – полагает Владислав Лапинский.

Он добавил, что обеспечение дистанционных свиданий в том виде, который предлагается ФСИН, когда адвокатам придется приезжать на свидание в само СИЗО (ПФРСИ, УОТ), не облегчит работу адвокатов-защитников, если они будут пользоваться ВКС. «Оно не только не разгрузит служащих ФСИН, но, напротив, создаст дополнительные трудности как для защитников, так и для самих учреждений службы, которым надо будет иметь дополнительный штат для наблюдения за лицами, посещающими кабинеты ВКС за периметром охраны. При принятии этого приказа был использован опыт АП Санкт-Петербурга, в которой по договоренности с СИЗО “Кресты” был организован и более года просуществовал (в порядке эксперимента) кабинет ВКС. Но, в отличие от предлагаемого приказом, функционирование такого кабинета было под контролем адвокатского сообщества, которое следило за конфиденциальностью общения с подзащитными», – заметил Владислав Лапинский.

Заместитель председателя Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов Нвер Гаспарян считает, что свидания посредством видео-конференц-связи между адвокатом и подзащитным, содержащимся под стражей, возможны и целесообразны в двух случаях: в период пандемии и когда защитник находится вне следственного изолятора, например в другом субъекте РФ, городе, районе.

«Когда адвокат прибыл в СИЗО и нет никакой пандемии, то не имеется никаких разумных соображений не допускать его к свиданию «лицом к лицу», а организовывать видеоконференцию. Очная встреча защитника и подзащитного всегда требует меньше усилий и финансовых затрат. Более того, такая встреча в большей степени отвечает требованиям конфиденциальности и сохранения адвокатской тайны, а следовательно, интересам законности. И никакие клятвы и заверения организаторов видеосвиданий не смогут нас убедить в том, что такой формат обеспечивает полную сохранность адвокатской тайны. Существующие в СИЗО проблемы решались значительно проще: больше комнат для свидания и больше выводных. Новый формат старые проблемы не решает, зато создает новые», – подчеркнул Нвер Гаспарян.

Зинаида Павлова
Фото: Dedmityay | Dreamstime.com

 

Поделиться