Лента новостей

11 октября 2024 г.
Собрание артефактов для юристов и любителей истории
В Санкт-Петербурге состоялось торжественное открытие выставки «160 лет Судебной реформы и учреждения адвокатуры в России»
11 октября 2024 г.
Корпорация благодарит за служение
На ХХ научно-практической конференции «Адвокатура. Государство. Общество» состоялось вручение наград и благодарностей ФПА РФ
11 октября 2024 г.
«Нам нужна защита нашей профессии»
Вице-президент ФПА РФ Евгений Семеняко выступил на ХХ научно-практической конференции «Адвокатура. Государство. Общество»

Мнения

Нарине Айрапетян
8 октября 2024 г.
Тайна под прикрытием
О докладе на II Международном юридическом форуме «Правовые реформы и современные технологии: новые вызовы и новые возможности для государств кавказского региона»

Интервью

Выполнение обязанностей по защите прав и свобод невозможно без сплоченности адвокатуры
4 октября 2024 г.
Ирина Кривоколеско
Выполнение обязанностей по защите прав и свобод невозможно без сплоченности адвокатуры
Адвокаты всех региональных палат СФО и ДФО оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам как в рамках государственной системы, так и вне ее

Число наиболее серьезных нарушений прав адвокатов продолжает снижаться

21 ноября 2022 г. 15:27

Однако диффузия произвольных действий нарушителей расширяется благодаря тому, что адвокаты нередко отказываются от обращения за защитой в палаты


Эксперты Центра конституционных исследований совместно с Федеральной палатой адвокатов России летом 2022 г. провели опрос о нарушениях прав адвокатов. Это исследование позволило выявить наиболее часто встречающиеся и серьезные нарушения профессиональных прав адвокатов за последний год, а также проследить динамику в контексте трех предыдущих лет. Результаты опроса адвокатов и выводы экспертов опубликованы в специальном докладе, автором которого является советник ФПА РФ Ольга Шварц. Член Комиссии ФПА РФ по защите профессиональных прав адвокатов, советник ФПА РФ Нвер Гаспарян считает, что уменьшение числа некоторых нарушений следует расценивать как положительный результат деятельности всего адвокатского сообщества. В то же время диффузия произвольных действий нарушителей расширяется благодаря тому, что адвокаты нередко отказываются от обращения за защитой в региональные адвокатские палаты.

Доклад структурирован следующим образом. В первой главе отражена динамика развития правового регулирования деятельности адвокатов и судебная практика (март 2021 г. – май 2022 г.), во второй рассказывается о подготовке и проведении социологического исследования распространенности нарушений профессиональных прав адвокатов, в третьей главе исследуются данные о том, какие нарушения в 2022 г. встречались чаще всего и что об этом думают адвокаты, а в четвертой – приводится динамика результатов по данным трех «волн» опроса.

* * *

В самом начале доклада сообщается, что правовое регулирование деятельности адвокатов и международная и национальная судебная практика продолжали развиваться. Так, в течение 2021 г. и в начале 2022 г. вступили в силу некоторые положения из пакета поправок, внесенных в законодательство об адвокатуре в 2019 г., а также были внесены новые изменения в целый ряд законодательных актов, что затронуло различные права адвокатов.

В частности, вступили в силу изменения в Закон об адвокатуре от 2 декабря 2019 г. в части использования автоматизированной информационной системы при распределении между адвокатами поручений на защиту по назначению и при проведении экзамена на статус адвоката; были приняты изменения в Уголовно-исполнительный кодекс РФ, закрепившие право осужденных на свидание в целях получения юридической помощи не только с адвокатами, но и с иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи. В то же время вышеназванными изменениями в УИК РФ адвокатам или иным указанным лицам, имеющим право на оказание юридической помощи, было запрещено проносить на территорию исправительного учреждения технические средства связи, а также технические средства (устройства), позволяющие осуществлять киносъемку, аудио- и видеозапись; согласно Федеральному закону от 30 декабря 2021 г. № 501-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (вступил в силу с 10 января 2022 г.) стало возможным допрашивать потерпевших, свидетелей и других участников уголовного процесса по видео-конференц-связи, если они находятся далеко от места проведения предварительного расследования.

Были разработаны законопроекты, направленные на совершенствование регулирования адвокатской деятельности, озвучены концептуальные направления дальнейшего развития такого регулирования и приняты соответствующие нормативные акты Правительства РФ.

Так, например, Правительство РФ приняло ряд актов, регулирующих порядок осуществления адвокатами, нотариусами, бухгалтерами и рядом иных категорий специалистов, проводящих или контролирующих финансовые операции клиентов, внутреннего контроля за финансовыми операциями своих клиентов; были внесены изменения в Положение о возмещении процессуальных издержек, в соответствии с которыми судом с лица, в отношении которого прекращено уголовное преследование в связи с прекращением уголовного дела частного обвинения в случае принятия закона, устраняющего преступность или наказуемость деяния, взыскиваются необходимые расходы потерпевшего, связанные с выплатой вознаграждения представителю потерпевшего, при условии предоставления подтверждающих документов; были внесены изменения в государственную программу Российской Федерации «Юстиция», касающуюся цифровой трансформации системы бесплатной юридической помощи в Российской Федерации путем создания информационной системы «Правовая помощь».

Отмечается также, что за рассматриваемый период Конституционный Суд РФ вынес четыре постановления и девять определений по вопросам защиты профессиональных прав адвокатов, а Верховный Суд РФ в двух постановлениях Пленума разъяснил вопросы подтверждения наличия у представителей сторон высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности, порядок возмещения расходов на оплату юридических услуг, условия и порядок проведения обыска у адвоката и др.

* * *

В докладе сообщается, что в опросе приняли участие 520 адвокатов из 64 субъектов РФ. Большинство из респондентов практикует либо в крупных городах, либо в городах-миллионниках. 46% опрошенных причислили себя к категории адвокатов, 70% практики которых занимают уголовные дела и дела об административных правонарушениях, 23,8% в основном тяготеют к гражданско-правовым делам, 9,2% указали, что в их практике дела уголовно-правового и гражданско-правового характера встречаются в равной мере. Средневзвешенное количество дел, которые респонденты вели в течение последних 12 месяцев, составило 161 дело на одного адвоката.

Результаты опроса показали, что в среднем 41% опрошенных столкнулись с тем или иным нарушением своих профессиональных прав в течение последнего года (по итогам предыдущего опроса – 40,3% респондентов), каждый пятый опрошенный адвокат с ситуациями нарушения профессиональных прав не сталкивался.

Число наиболее серьезных нарушений, таких как возбуждение уголовного дела в отношении адвоката, проведение в его отношении оперативно-разыскных мероприятий, проведение обыска в помещениях, занимаемых адвокатами, допрос адвоката, по результатам данного опроса продолжило снижаться по сравнению с итогами предыдущих опросов. На лидирующие позиции вышли такие нарушения, как непредоставление следователем копий процессуальных документов, запрет на проведение аудиозаписи следственных действий, ограничение срока ознакомления с материалами уголовного дела. Все еще существенное число адвокатов сталкивается со случаями «двойной защиты».

Также свыше 20% респондентов столкнулись с различными нарушениями, связанными с оплатой труда адвоката. Эта цифра ниже, чем по итогам опроса 2021 г.

Несколько возросло число нарушений профессиональных прав адвокатов со стороны сотрудников мест содержания под стражей – 9,8% респондентов столкнулись с такими нарушениями по сравнению с 6,2% по итогам предыдущего опроса. В то же время снизилось число нарушений в местах лишения свободы – с ними столкнулось 2,9% опрошенных по сравнению с 6,7% по итогам предыдущего опроса.

О том, что в течение последнего года они сталкивались со случаями применения к ним физического насилия со стороны сотрудников МВД, оперативно-разыскных и следственных органов, органов ФСИН и судебных приставов, заявили 6,5% респондентов, количество столкнувшихся со случаями применения психологического насилия – 31,5%. При этом об однократном случае применения физического насилия сообщили 5,1% опрошенных, о двух – четырех случаях – 1,2% опрошенных, о свыше четырех случаев – 0,2%.

* * *

В ряде таблиц наглядно продемонстрированы степень риска столкновения с нарушениями профессиональных прав адвокатов, зоны такого риска, рейтинг нарушений, процент обжалованных нарушений в зависимости от стажа адвоката, сделаны выводы об эффективности региональных палат адвокатов в защите профессиональных прав адвокатов.

Согласно рассмотренным материалам, чаще всего адвокаты обращаются в комиссии адвокатских палат по защите их прав в связи с такими нарушениями, как вызов адвоката на допрос в качестве свидетеля, а также попытки проведения опроса адвоката в рамках оперативно-разыскных мероприятий, проведение обыска в жилище или офисе адвоката, недопуск к участию в деле, в том числе незаконный отвод, воспрепятствование встречам с подзащитными в СИЗО, удаление адвоката из зала суда, нарушение права на получение вознаграждения за работу по назначению.

«Обсуждаемые в ходе опроса нарушения профессиональных прав адвокатов являются системными, прежде всего в зоне риска оказываются специалисты, чья деятельность связана с уголовным судопроизводством», – такой вывод сделан в докладе. При этом большинство респондентов считают, что все эти нарушения профессиональных прав адвокатов создают существенные или непреодолимые препятствия в оказании юридической помощи.

Респонденты отмечают, что «в значительной мере нарушения прав адвокатов – результат организационных недоработок органов прокуратуры, следствия, Минюста (ФСИН), Верховного Суда РФ с его Судебным департаментом». Несмотря на некоторый скептицизм ряда респондентов в отношении действенности административных мер, большинство опрошенных разделяет необходимость их введения, понимая под административными мерами введение административной ответственности за нарушение профессиональных прав адвокатов. При этом наиболее действенным респонденты считают установление штрафных санкций, которые «будут бить по доходу должностных лиц».

Подавляющее большинство респондентов отмечает необходимость единства и сплоченности адвокатского сообщества, которое должно реагировать на каждое нарушение прав адвокатов, придавать их гласности, последовательно отстаивать права членов сообщества. Упоминается и необходимость систематизации выявленных нарушений, их изучения и анализа с доведением результатов до всех членов сообщества.

Что касается динамики результатов проведенных опросов, то в 2020 г. полученные данные «позволили артикулировать проблему столкновений с нарушениями прав адвокатов, практикующих в различных регионах РФ, а также проблему фактов реагирования – направления жалоб по фактам нарушений». Исследования 2021 и 2022 г. зафиксировали факты как однократных, так и многократных столкновений адвокатов с нарушениями профессиональных прав в течение года. Результаты опросов показали, что в среднем 14% опрошенных имели столкновения (хотя бы однократные) с различными нарушениями профессиональных прав органами следствия, учреждениями ФСИН и судом. Данная проблема выявлена в различных населенных пунктах – вне зависимости от численности населения и региона.

* * *

Комментируя доклад, представленный Центром конституционных исследований, член Комиссии ФПА РФ по защите профессиональных прав адвокатов, советник ФПА РФ, адвокат АП Ставропольского края Нвер Гаспарян отметил «важность и масштабность проведенной работы по выявлению степени защищенности профессиональных прав адвокатов», ведь это исследование «включает в себя как динамику развития правового регулирования деятельности адвокатов, судебную практику, описание видов совершаемых нарушений и выявление самых распространенных среди них, а также практику обжалования нарушений профессиональных прав». По мнению адвоката, безусловным достоинством данной работы является ее визуализация и наличие многочисленных полезных статистических показателей, позволяющих дать объективную и всестороннюю оценку рассматриваемой проблеме.

«Меня более всего заинтересовало описание выявленных нарушений и практика их обжалований. Так, из 520 опрошенных адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность в 64 субъектах РФ, 41% сталкивались с тем или иным видом нарушения их прав. На мой взгляд, это очень высокий показатель, который существенно расходится с данными официальных обращений адвокатов в Комиссии по защите профессиональных прав. Нельзя исключать влияние на результаты опроса общей адвокатской неудовлетворенности своего участия в уголовном судопроизводстве, где сторона обвинения неизменно доминирует.

Вместе с тем отмечается, что снижается количество возбуждений уголовных дел и производства обысков в отношении адвокатов, вызовов их на допрос. Такие показатели как раз подтверждаются данными официальной статистики. Так, в 2021 г. судами удовлетворено 396 ходатайств из 430 о производстве обысков в отношении адвокатов (92%), а в 2020 г. было удовлетворено 596 из 645 (92,4%).

Хотя процент остается достаточно высоким, вместе с тем не может не удовлетворять значительное уменьшение числа таких ходатайств, что следует расценивать как положительный результат деятельности всего адвокатского сообщества», – констатирует Нвер Гаспарян.

Снижение же численности вызовов адвокатов на допрос в качестве свидетелей, по его мнению, можно связать с Определением КС РФ от 11 апреля 2019 г. № 863-О «По жалобе граждан Зубкова Владимира Владимировича и Крупочкина Олега Владимировича на нарушение их конституционных прав положениями статей 38, 88, 113, 125 и части первой статьи 152 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также части 2 статьи 7 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации"», который усложнил процедуру допроса и обязал следователей получать судебную санкцию.

«Что касается выявленных в ходе исследования таких нарушений, как непредоставление следователем копий процессуальных документов, запрет на проведение аудиозаписи следственных действий, ограничение срока ознакомления с материалами уголовного дела, то их нельзя назвать вопиющими, да и адвокатам хорошо известны законные способы процессуального реагирования на них, – продолжает советник ФПА РФ. – Вызывают особую тревогу и озабоченность сведения о том, что 6,5% адвокатов столкнулись с фактами применения в отношении них физического насилия со стороны должностных лиц. Каждый такой факт есть чрезвычайное происшествие для сообщества».

Наконец, реагируя на следующий важный показатель исследования, связанный с активностью адвокатов в подаче жалоб на нарушения их прав, Нвер Гаспарян считает, что «он оставляет желать лучшего и составляет всего 11,8%. В региональную палату адвокатов обратились только 38% респондентов, столкнувшихся с нарушениями своих профессиональных прав. Именно тут можно усмотреть недостаточную работу самих адвокатов, которые отказавшись от обжалования, тем самым расширяют диффузию произвольных действий нарушителей».

Константин Катанян

Поделиться