Лента новостей
Регулирование юридической профессии нуждается в конкретизации
В целях обмена опытом и совершенствования тактических приемов
В ФПА обсудили развитие и популяризацию института медиации
Мнения
Корпоративное мероприятие «со смыслом»
Интервью
Грани профессионального мастерства
Барристеров в Новосибирске не будет
В АП Новосибирской области ведется работа по приведению состояния с приостановлением статуса адвоката в соответствие с требованиями законодательства
В конце марта Совет Адвокатской палаты Новосибирской области рассмотрел необычное дисциплинарное производство. Его фигурантом стал адвокат Л., практиковавший в одной из стран дальнего зарубежья с использованием российского статуса.
Как установлено в ходе разбирательства, статус Л. был приостановлен еще в 2005 г. в связи с выездом за пределы Российской Федерации для прохождения обучения в известном университете по программе, направленной на получение диплома бакалавра юридических наук. Обучение он окончил в 2009 г., но в Адвокатскую палату об этом не сообщил. Адвокат не стал возобновлять свой статус и прервал всякую связь с новосибирской адвокатурой. Отметим, что до приостановления статуса Л. числился в региональном реестре без формы адвокатского образования, поскольку он ее не избрал.
Местонахождение адвоката и сферу его занятий удалось выяснить лишь в 2018 г. На одном из интернет-сайтов, предлагающем российским иммигрантам юридические услуги за рубежом, была обнаружена личная страничка адвоката Л. Дисциплинарными органами установлено, что приостановленный статус не мешал ему заниматься адвокатской деятельностью сразу в двух качествах – российского адвоката и иностранного барристера. При этом адвокат через аккаунт «nzadvocat» и сайт immigrantz.info предлагал свои услуги в государствах с англосаксонской правовой системой по вопросам бизнеса, недвижимости, иммиграции и т.д., прямо представляясь обладателем сразу двух статусов.
Напомним, что п. 3.1 ст. 16 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» содержит прямой запрет лицу, статус адвоката которого приостановлен, осуществлять адвокатскую деятельность. За такие действия предусмотрена ответственность в виде прекращения статуса адвоката. Недопустимо для адвоката и оказывать правовую помощь вне рамок адвокатской деятельности (п. 3 ст. 9 Кодекса профессиональной этики адвоката).
Несмотря на категоричность формулировок этических норм и действующего законодательства, АП Новосибирской области все-таки сочла возможным дать адвокату Л. необходимые разъяснения и предложить ему определиться как с сохранением статуса российского адвоката, так и сообщить причины, по которым он не принимает решение о его возобновлении.
Однако адвокат потребовал от дисциплинарных органов предоставить ему доказательства того, каким образом российский Закон об адвокатуре распространяет свое действие на страну его пребывания.
Вместе с тем это обстоятельство не являлось поводом и основанием для возбуждения дисциплинарного производства, по которому Квалификационная комиссия единогласно проголосовала за несоответствие вышеуказанных действий Л. законодательству об адвокатуре.
Совет АП Новосибирской области согласился с заключением комиссии и признал, что за двенадцатилетний период адвокат Л. утратил всякую связь с Адвокатской палатой и осуществлял адвокатскую деятельность, невзирая на приостановленный статус. В результате, к адвокату Л. применена мера дисциплинарной ответственности в виде прекращения статуса адвоката с установлением срока в три года, по истечении которого он может быть вновь допущен к сдаче квалификационного экзамена.
«Несмотря на необычную фабулу дисциплинарного производства, оно не являлось для нас каким-то особенным, – прокомментировал принятое решение президент АП Новосибирской области Андрей Жуков. – Еще в июле прошлого года мы начали планомерную работу по приведению состояния с приостановлением статуса адвоката в соответствие с требованиями ст. 16 Закона об адвокатуре. При Совете была создана специальная комиссия, с включением в нее представителей территориального органа юстиции. Всего мы выявили 37 адвокатов, которым в разные годы приостанавливался статус. Когда причины, по которым они не могли исполнять свои профессиональные обязанности, отпали, многие приступили к адвокатской деятельности, но всячески избегали процедуры возобновления статуса. Комиссия поработала эффективно, и этот список сократился вдвое. У кого-то подтвердились обстоятельства, в силу которых они продолжают быть неспособными осуществлять полномочия адвоката. Это, прежде всего, состояние здоровья. Остальных, увы, будет ожидать дисциплинарная ответственность».
По словам Андрея Жукова, данная проблема не является новой, она актуальна для многих других регионов России и требует скорейшей корректировки действующего законодательства.
Пресс-служба АП Новосибирской области