Лента новостей
Предлагается ввести общее правило о наличии у судебных представителей статуса адвоката
Адвокаты, помощники и стажеры адвокатов приглашаются на конкурс
Мнения
Заменит ли искусственный интеллект адвоката?
Интервью
Думать о том, как помочь человеку
Адвокатура в период глобальных изменений
На Европейско-Азиатском правовом конгрессе обсудили адвокатскую деятельность в современных реалиях
Как сообщалось ранее, 6 и 7 июня в Екатеринбурге проходил XVIII Европейско-Азиатский правовой конгресс «Право и новая реальность» (далее – конгресс). В нем принимали участие более двух тысяч делегатов из России, Армении, Белоруссии, Бразилии, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Казахстана, Южной Осетии, КНР, Индии, ОАЭ. Среди них адвокаты, юристы, ученые, политики и предприниматели. Одна из панельных дискуссий конгресса была посвящена теме «Адвокатская деятельность в современных реалиях». Ее модерировал первый вице-президент ФПА РФ Михаил Толчеев, а спикерами выступили член Совета ФПА РФ, президент АП Свердловской области Игорь Путинцев и советник ФПА РФ Ольга Шварц.
Основные вопросы для дискуссии на правах модератора обозначил первый вице-президент ФПА РФ Михаил Толчеев: ключевые вызовы, стоящие перед современной адвокатурой, и возможности развития адвокатской профессии.
Подводя к обсуждению этих вопросов, он отметил влияние глобальных изменений в мире на правовую систему. Модератор напомнил, что с начала 2000-х гг. в праве происходит переход от жесткого нормативизма к более гибкому подходу. В основе права, по его словам, лежат не только законы, но различные ценности, в том числе религиозные, моральные, культурные и этические. Это, по его мнению, особенно важно в условиях современных изменений.
Михаил Толчеев отметил особое внимание, которое было уделено на конгрессе вопросам искусственного интеллекта (ИИ) и его правового статуса: обсуждалась, в частности, правосубъектность ИИ, а также вопрос, является ли он субъектом или объектом права.
Затронув вопрос профессионализации судебного представительства на базе адвокатуры, модератор подчеркнул, что правосудие – это процесс взаимодействия необходимых субъектов, и без адвокатуры он невозможен. Он убежден, что исключить право на помощь адвоката – значит лишить акт правосудия его юридической значимости.
Модератор также напомнил о публичной функции адвокатуры. По его замечанию, ст. 10 Кодекса профессиональной этики адвоката утверждает, что закон и нравственность в профессии адвоката выше интересов доверителей. Адвокатура, считает Михаил Толчеев, выполняет важную функцию реализации воли народа в правоприменении, участвуя в процессе правосудия.
Затем Михаил Толчеев предоставил слово члену Совета ФПА РФ, президенту АП Свердловской области Игорю Путинцеву, который поделился опытом организации обеспечения квалифицированной юридической помощи в Свердловской области, коснувшись и проблемных вопросов функционирования адвокатуры региона.
По словам Игоря Путинцева, адвокатское сообщество Свердловской области насчитывает более 2000 членов, что позволяет обеспечивать доступ к юридической помощи даже в труднодоступных и малонаселенных районах региона. В 2024 г. адвокаты Свердловской области оказали бесплатную помощь 2583 гражданам, что, по мнению Игоря Путинцева, свидетельствует о высокой социальной ответственности профессии.
Однако, по его мнению, основной проблемой адвокатуры остается ее изоляция от судебной системы. Отвечая на вопрос о том, как это влияет на правосудие, Игорь Путинцев подчеркнул, что правосудие не может быть полноценным без адвоката. «Мечтаю я о той ситуации, при которой либо конструкции УПК, либо конструкции ГПК просто не позволят адвокату молчать. Сложится такое невозможное положение вещей, при котором адвокат не может не быть услышан», – признался спикер.
Игорь Путинцев также затронул тему внедрения цифровых технологий в адвокатскую практику. В частности, он сообщил, что в Свердловской области была внедрена подсистема автоматизированного распределения между адвокатами поручений на защиту по назначению Комплексной информационной системы адвокатуры России (АРПН КИС АР). По его словам, эта подсистема помогает снизить внутренние конфликты между адвокатами и повысить эффективность работы адвокатуры.
В заключение Игорь Путинцев отметил, что адвокатура должна самоконституироваться и стать увереннее в своих позициях.
Передавая слово советнику ФПА РФ Ольге Шварц, которая подготовила доклад на тему «Опыт зарубежных стран в создании “зарезервированных” видов деятельности, специфических инструментов, используемых только адвокатами при реализации права на квалифицированную юридическую помощь», Михаил Толчеев спросил у нее, как в мировой практике определяются понятия юридической помощи и юридической услуги.
По словам советника ФПА РФ, в мировой практике нет универсального определения юридических услуг. В основном это делается через перечисление видов деятельности, таких как составление документов, дача консультаций и выступление в суде, пояснила она.
Ольга Шварц привела примеры из зарубежного опыта регулирования адвокатской профессии. Так, в Великобритании адвокатская деятельность разделена между солиситорами и барристерами. Солиситоры консультируют клиентов и готовят материалы для суда, а барристеры выступают в суде. Такое разделение позволяет сохранять профессиональную специализацию и качество юридической помощи, пояснила спикер.
В США, продолжила Ольга Шварц, юристы обязаны сдавать единый экзамен независимо от того, где они планируют работать – в частной практике или в государственных органах. «Единственный, кто не сдает адвокатский экзамен, это человек, который хочет работать в науке, который никогда не будет практиковать как юрист, вот он будет там преподавать, заниматься какой-то исследовательской деятельностью, вот он имеет право не сдавать адвокатский экзамен», – добавила она.
Ольга Шварц также рассказала о практике государственных защитников в США – адвокатов, которые получают зарплату от государства за бесплатную юридическую помощь малоимущим. Но, даже будучи государственными защитниками, они остаются адвокатами, подчиняются этическому кодексу и могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности или лишены лицензии в случае нарушений, отметила советник ФПА РФ.
«Само понятие “адвокат” в мировой практике включает в себя, что это не только человек, который сдал экзамен, это еще и адвокат, человек-профессионал, который постоянно повышает квалификацию», – обратила внимание Ольга Шварц.
Отвечая на вопрос модератора о мировом опыте повышения профессионального уровня адвокатов, Ольга Шварц отметила, что во всех странах, включая США, Францию, Италию и Испанию, существует система повышения квалификации (профессионального уровня). В США, например, адвокаты должны повышать свой профессиональный уровень каждые три года, в Европе частота повышения квалификации регулируется органами адвокатского самоуправления. Повышение профессионального уровня гарантирует высокий уровень профессионализма, резюмировала спикер.
Продолжили дискуссию основатель Plevako.ai, председатель коллегии адвокатов Республики Крым «Бастион» Ильхам Гусейнов и сооснователь Plevako.ai, директор по продукту Plevako.ai Евгений Гусев. Они представили доклад на тему «От фабулы к стратегии защиты: анализ практики с помощью ИИ-технологий».
Обсуждение завершилось выступлением Михаила Толчеева, рассказавшего о публичной функции адвокатуры по обеспечению конституционного права каждого на квалифицированную юридическую помощь.
Сергей Гусев
Фото: t.me/bushuew_alexandr