Лента новостей
Траектории юридической практики
Человечество рано или поздно превзойдет любую технологию
Пострадавшим в «Крокусе»: как заявить гражданский иск?
Мнения
Работать на опережение
Интервью
Закон исключает вмешательство в профессиональную деятельность адвоката
Адвокатская тайна
Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко прокомментировал решение КС РФ по вопросам защиты адвокатской тайны
Ранее КС РФ вынес постановление по жалобе на положения УПК, позволяющие суду санкционировать изъятие у адвоката следователем адвокатского производства. КС признал нормы соответствующими Конституции РФ, однако уточнил, что они должны толковаться в соответствии с конституционно-правовым смыслом, изложенном в постановлении.
Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко в интервью «Российской газете» прокомментировал указанное постановление КС:
– Адвокатские иммунитеты и главный из них – право на тайну – крайне важны для слаженного функционирования всей судебной системы. Системы состязательной, а не инквизиционной. И отказ Конституционного Суда признать за обвинением безусловное право на "взлом" адвокатской тайны делает честь конституционному правосудию. Конституционный Суд подтвердил роль защиты в уголовном процессе.
С этой точки зрения данное постановление, несомненно, имеет положительное значение: Конституционный Суд истолковал нормы уголовно-процессуального законодательства исходя из основополагающих принципов института адвокатской тайны, заложенных в российском законодательстве и международных правовых актах. Положительное значение имеет это постановление и для защиты прав заявителей, поскольку Конституционный Суд постановил пересмотреть их дела.
Многие адвокаты обращают внимание на неоднозначность формулировок, содержащихся в рассматриваемых положениях закона. В существующей ситуации, когда судебный контроль практически всегда оказывается, скорее, формальным (нам почти не известны случаи, когда суд отказывал бы следствию в его желании провести обыски в адвокатских образованиях), эта неопределенность может служить причиной нарушений профессиональных прав адвокатов, а следовательно, конституционных прав их доверителей.