Лента новостей

19 апреля 2024 г.
Обозначить риски адвокатов и консультантов и указать способы их минимизировать
В Москве прошел второй день VIII конференции «Юридический бизнес России 2024»
19 апреля 2024 г.
За заслуги в укреплении законности, защите прав и интересов граждан и многолетнюю работу
Президенту Гильдии российских адвокатов, вице-президенту ФПА РФ Гасану Мирзоеву вручен Орден Дружбы
19 апреля 2024 г.
«Нам важна точка зрения каждого»
18 апреля Научно-консультативный совет ФПА РФ обсудил тему смертной казни и моратория на ее применение, ставшую актуальной в связи с трагическими событиями в «Крокус Сити Холле»

Мнения

Наталья Червякова
19 апреля 2024 г.
Решать проблемы оказания БЮП участникам СВО и членам их семей необходимо совместными усилиями
О докладе по участию адвокатов АП Новгородской области в государственной системе бесплатной юридической помощи в 2023 г.

Интервью

Адвокатура – это своего рода семья
12 апреля 2024 г.
Александр Илькун
Адвокатура – это своего рода семья
Роль женщин в адвокатуре сложно переоценить

Адвокатов и нотариусов это не должно касаться

4 октября 2018 г. 08:54

В АП Московской области дано отрицательное заключение на законопроект, подготовленный Росфинмониторингом


Заключение подготовлено членом Совета АПМО Павлом Царьковым, являющимся аккредитованным Минюстом России независимым экспертом, уполномоченным на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. В этом документе содержатся как существенные концептуальные замечания, так и конкретные возражения относительно предложенных поправок к действующим законам.

Как уже сообщалось, Росфинмониторинг предлагает внести изменения в Федеральный закон № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре), и Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В заключении, которое уже передано в Минюст, эксперт указывает, что российским законодательством ведение адвокатами, нотариусами, аудиторами, бухгалтерами экономической деятельности от своего имени в интересах неназываемых бенефициаров не предусмотрено, поэтому правовая возможность легального введения «иными лицами» в хозяйственный оборот имущества анонимного или нелегального происхождения в принципе исключена.

Необходимо также учитывать, что в официальных Пояснительных примечаниях, являющихся составной частью рекомендаций ФАТФ, прямо указано: «Адвокаты, нотариусы и другие независимые специалисты права, и бухгалтеры, действующие как независимые правовые специалисты, не обязаны сообщать о подозрительных сделках, если соответствующая информация была получена в обстоятельствах, когда они связаны обязательствами профессиональной тайны или правовой профессиональной привилегии».

Исходя из этого, эксперт делает вывод, что имплементация рекомендаций ФАТФ 22 и 23 в национальное законодательство РФ не требует внесения каких-либо изменений в действующее законодательство об адвокатуре и нотариате.

А предлагаемые новеллы, по его мнению, «идут вразрез с конституционными нормами прямого действия (п. 1 ст. 15, п. 1 ст. 24, ч. 3 ст. 56 Конституции РФ)».

Законопроект, как полагает Павел Царьков, «не согласуется с Концепцией развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в которой «изменение федерального законодательства (в частности, об адвокатуре и нотариате) не предусмотрено».

Рассматривая поправки в Закон об адвокатуре, Павел Царьков называет избыточными по смыслу и дефектными с точки зрения юридической техники новеллы, устанавливающие юридическую обязанность адвоката соблюдать требования действующего законодательства РФ (включая «законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»). Предлагаемую корректировку института адвокатской тайны, которая является неоправданным ущемлением конституционных прав граждан РФ, эксперт называет неконституционной.

Институт согласования норм КПЭА с Росфинмониторингом идет вразрез с базовыми законодательными принципами взаимодействия адвокатуры и государства и потому соответствующая новелла является неприемлемой, уверен Павел Царьков.

В то же время в заключении говорится о приемлемости запрета на доступ к приобретению статуса адвоката лицам, включенным в «черный» перечень, либо лиц, в отношении которых приняты меры по замораживанию (блокированию) денежных средств в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Эта поправка направлена на предотвращение злоупотреблений статусом адвоката и способствует повышению авторитета адвокатуры.

Что касается вопроса взаимодействия территориального органа исполнительной власти в области юстиции с Росфинмониторингом, то он, как указывает эксперт, не относится к предмету регулирования Закона об адвокатуре.

Анализируя поправки в Федеральный закон № 115-ФЗ, Павел Царьков делает вывод, что «возложение на адвокатов и нотариусов (с учетом специфики их профессиональной деятельности) обязанностей по направлению в уполномоченный орган сведения о действиях, осуществляемых «в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма» в случаях, когда «возникают подозрения», создает предпосылки злоупотреблений и эксцессов в отношении прав граждан, придает нотариату и адвокатуре несвойственные данным институтам функции». Поэтому «включение в состав «иных лиц» нотариусов и адвокатов не соответствует правовому смыслу имплементируемых рекомендаций 22 и 23 и противоречит официальным разъяснениям ФАТФ».

Предлагаемые новеллы, как считает эксперт, «являются недостаточно проработанными, порождающими правовую неопределенность регулирования, непосредственно связанного с конституционными правами и свободами граждан». Он также называет неприемлемо низким уровень юридической техники законопроекта, в котором смешиваются юридические институты контроля и надзора и который несовместим с принципом независимости адвоката и институтом адвокатской тайны.

Эксперт утверждает, что в целом «предлагаемые поправки в ФЗ № 115-ФЗ носят бессистемный и противоречивый характер», а размытость и оценочность многих из предлагаемых норм, обилие отсылок к подзаконному регулированию создают предпосылки для злоупотреблений и неоправданного ущемления конституционных прав и свобод граждан в процессе правоприменения. По мнению Павла Царькова, «нотариусы и адвокаты должны быть исключены из области вносимых поправок в ФЗ № 115-ФЗ».

Поделиться