Лента новостей

27 мая 2019 г.
Значимый этап развития суда присяжных
КС РФ разъяснил, когда суд присяжных может рассматривать дела в отношении несовершеннолетних
24 мая 2019 г.
Знания, необходимые каждому адвокату
ФПА РФ запускает новый образовательный проект для адвокатов «Школа стажера»
24 мая 2019 г.
Долгожданное постановление
Правительство утвердило Постановление, определяющее градацию размеров вознаграждения адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве по назначению

Мнения

Сергей Иванов
24 мая 2019 г.
Право на защиту, а не на услугу
О досрочном прекращении защиты в связи с отказом доверителя от оплаты

Интервью

О преследовании адвокатов за гонорар
23 мая 2019 г.
Вадим Клювгант
О преследовании адвокатов за гонорар
Интервью у Вадима Клювганта берет руководитель Департамента информационного обеспечения ФПА РФ Мария Петелина

Адвокатов и нотариусов это не должно касаться

4 октября 2018 г. 08:54

В АП Московской области дано отрицательное заключение на законопроект, подготовленный Росфинмониторингом


Заключение подготовлено членом Совета АПМО Павлом Царьковым, являющимся аккредитованным Минюстом России независимым экспертом, уполномоченным на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. В этом документе содержатся как существенные концептуальные замечания, так и конкретные возражения относительно предложенных поправок к действующим законам.

Как уже сообщалось, Росфинмониторинг предлагает внести изменения в Федеральный закон № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре), и Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В заключении, которое уже передано в Минюст, эксперт указывает, что российским законодательством ведение адвокатами, нотариусами, аудиторами, бухгалтерами экономической деятельности от своего имени в интересах неназываемых бенефициаров не предусмотрено, поэтому правовая возможность легального введения «иными лицами» в хозяйственный оборот имущества анонимного или нелегального происхождения в принципе исключена.

Необходимо также учитывать, что в официальных Пояснительных примечаниях, являющихся составной частью рекомендаций ФАТФ, прямо указано: «Адвокаты, нотариусы и другие независимые специалисты права, и бухгалтеры, действующие как независимые правовые специалисты, не обязаны сообщать о подозрительных сделках, если соответствующая информация была получена в обстоятельствах, когда они связаны обязательствами профессиональной тайны или правовой профессиональной привилегии».

Исходя из этого, эксперт делает вывод, что имплементация рекомендаций ФАТФ 22 и 23 в национальное законодательство РФ не требует внесения каких-либо изменений в действующее законодательство об адвокатуре и нотариате.

А предлагаемые новеллы, по его мнению, «идут вразрез с конституционными нормами прямого действия (п. 1 ст. 15, п. 1 ст. 24, ч. 3 ст. 56 Конституции РФ)».

Законопроект, как полагает Павел Царьков, «не согласуется с Концепцией развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в которой «изменение федерального законодательства (в частности, об адвокатуре и нотариате) не предусмотрено».

Рассматривая поправки в Закон об адвокатуре, Павел Царьков называет избыточными по смыслу и дефектными с точки зрения юридической техники новеллы, устанавливающие юридическую обязанность адвоката соблюдать требования действующего законодательства РФ (включая «законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»). Предлагаемую корректировку института адвокатской тайны, которая является неоправданным ущемлением конституционных прав граждан РФ, эксперт называет неконституционной.

Институт согласования норм КПЭА с Росфинмониторингом идет вразрез с базовыми законодательными принципами взаимодействия адвокатуры и государства и потому соответствующая новелла является неприемлемой, уверен Павел Царьков.

В то же время в заключении говорится о приемлемости запрета на доступ к приобретению статуса адвоката лицам, включенным в «черный» перечень, либо лиц, в отношении которых приняты меры по замораживанию (блокированию) денежных средств в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Эта поправка направлена на предотвращение злоупотреблений статусом адвоката и способствует повышению авторитета адвокатуры.

Что касается вопроса взаимодействия территориального органа исполнительной власти в области юстиции с Росфинмониторингом, то он, как указывает эксперт, не относится к предмету регулирования Закона об адвокатуре.

Анализируя поправки в Федеральный закон № 115-ФЗ, Павел Царьков делает вывод, что «возложение на адвокатов и нотариусов (с учетом специфики их профессиональной деятельности) обязанностей по направлению в уполномоченный орган сведения о действиях, осуществляемых «в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма» в случаях, когда «возникают подозрения», создает предпосылки злоупотреблений и эксцессов в отношении прав граждан, придает нотариату и адвокатуре несвойственные данным институтам функции». Поэтому «включение в состав «иных лиц» нотариусов и адвокатов не соответствует правовому смыслу имплементируемых рекомендаций 22 и 23 и противоречит официальным разъяснениям ФАТФ».

Предлагаемые новеллы, как считает эксперт, «являются недостаточно проработанными, порождающими правовую неопределенность регулирования, непосредственно связанного с конституционными правами и свободами граждан». Он также называет неприемлемо низким уровень юридической техники законопроекта, в котором смешиваются юридические институты контроля и надзора и который несовместим с принципом независимости адвоката и институтом адвокатской тайны.

Эксперт утверждает, что в целом «предлагаемые поправки в ФЗ № 115-ФЗ носят бессистемный и противоречивый характер», а размытость и оценочность многих из предлагаемых норм, обилие отсылок к подзаконному регулированию создают предпосылки для злоупотреблений и неоправданного ущемления конституционных прав и свобод граждан в процессе правоприменения. По мнению Павла Царькова, «нотариусы и адвокаты должны быть исключены из области вносимых поправок в ФЗ № 115-ФЗ».

Поделиться