Лента новостей
Вебинар ФПА 16 октября
Перспективы реформы юридического рынка и проблема добросовестного поведения в суде
Автор «Адвокатских баталий» награжден медалью ФПА РФ
Мнения
Тайна под прикрытием
Интервью
Выполнение обязанностей по защите прав и свобод невозможно без сплоченности адвокатуры
Адвокатов и нотариусов это не должно касаться
В АП Московской области дано отрицательное заключение на законопроект, подготовленный Росфинмониторингом
Заключение подготовлено членом Совета АПМО Павлом Царьковым, являющимся аккредитованным Минюстом России независимым экспертом, уполномоченным на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. В этом документе содержатся как существенные концептуальные замечания, так и конкретные возражения относительно предложенных поправок к действующим законам.
Как уже сообщалось, Росфинмониторинг предлагает внести изменения в Федеральный закон № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре), и Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
В заключении, которое уже передано в Минюст, эксперт указывает, что российским законодательством ведение адвокатами, нотариусами, аудиторами, бухгалтерами экономической деятельности от своего имени в интересах неназываемых бенефициаров не предусмотрено, поэтому правовая возможность легального введения «иными лицами» в хозяйственный оборот имущества анонимного или нелегального происхождения в принципе исключена.
Необходимо также учитывать, что в официальных Пояснительных примечаниях, являющихся составной частью рекомендаций ФАТФ, прямо указано: «Адвокаты, нотариусы и другие независимые специалисты права, и бухгалтеры, действующие как независимые правовые специалисты, не обязаны сообщать о подозрительных сделках, если соответствующая информация была получена в обстоятельствах, когда они связаны обязательствами профессиональной тайны или правовой профессиональной привилегии».
Исходя из этого, эксперт делает вывод, что имплементация рекомендаций ФАТФ 22 и 23 в национальное законодательство РФ не требует внесения каких-либо изменений в действующее законодательство об адвокатуре и нотариате.
А предлагаемые новеллы, по его мнению, «идут вразрез с конституционными нормами прямого действия (п. 1 ст. 15, п. 1 ст. 24, ч. 3 ст. 56 Конституции РФ)».
Законопроект, как полагает Павел Царьков, «не согласуется с Концепцией развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в которой «изменение федерального законодательства (в частности, об адвокатуре и нотариате) не предусмотрено».
Рассматривая поправки в Закон об адвокатуре, Павел Царьков называет избыточными по смыслу и дефектными с точки зрения юридической техники новеллы, устанавливающие юридическую обязанность адвоката соблюдать требования действующего законодательства РФ (включая «законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»). Предлагаемую корректировку института адвокатской тайны, которая является неоправданным ущемлением конституционных прав граждан РФ, эксперт называет неконституционной.
Институт согласования норм КПЭА с Росфинмониторингом идет вразрез с базовыми законодательными принципами взаимодействия адвокатуры и государства и потому соответствующая новелла является неприемлемой, уверен Павел Царьков.
В то же время в заключении говорится о приемлемости запрета на доступ к приобретению статуса адвоката лицам, включенным в «черный» перечень, либо лиц, в отношении которых приняты меры по замораживанию (блокированию) денежных средств в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Эта поправка направлена на предотвращение злоупотреблений статусом адвоката и способствует повышению авторитета адвокатуры.
Что касается вопроса взаимодействия территориального органа исполнительной власти в области юстиции с Росфинмониторингом, то он, как указывает эксперт, не относится к предмету регулирования Закона об адвокатуре.
Анализируя поправки в Федеральный закон № 115-ФЗ, Павел Царьков делает вывод, что «возложение на адвокатов и нотариусов (с учетом специфики их профессиональной деятельности) обязанностей по направлению в уполномоченный орган сведения о действиях, осуществляемых «в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма» в случаях, когда «возникают подозрения», создает предпосылки злоупотреблений и эксцессов в отношении прав граждан, придает нотариату и адвокатуре несвойственные данным институтам функции». Поэтому «включение в состав «иных лиц» нотариусов и адвокатов не соответствует правовому смыслу имплементируемых рекомендаций 22 и 23 и противоречит официальным разъяснениям ФАТФ».
Предлагаемые новеллы, как считает эксперт, «являются недостаточно проработанными, порождающими правовую неопределенность регулирования, непосредственно связанного с конституционными правами и свободами граждан». Он также называет неприемлемо низким уровень юридической техники законопроекта, в котором смешиваются юридические институты контроля и надзора и который несовместим с принципом независимости адвоката и институтом адвокатской тайны.
Эксперт утверждает, что в целом «предлагаемые поправки в ФЗ № 115-ФЗ носят бессистемный и противоречивый характер», а размытость и оценочность многих из предлагаемых норм, обилие отсылок к подзаконному регулированию создают предпосылки для злоупотреблений и неоправданного ущемления конституционных прав и свобод граждан в процессе правоприменения. По мнению Павла Царькова, «нотариусы и адвокаты должны быть исключены из области вносимых поправок в ФЗ № 115-ФЗ».