Лента новостей

18 апреля 2024 г.
Риски, тренды и новеллы в жизни юристов и адвокатов
В Москве открылась VIII конференция «Юридический бизнес России 2024»
18 апреля 2024 г.
Как меняется профессия юриста
18 апреля в Московском государственном юридическом университете им. О.Е. Кутафина (МГЮА) состоялось открытие II Карьерного юридического форума
17 апреля 2024 г.
ФПА РФ стала одним из учредителей Клуба конституционной философии
Первое заседание Клуба конституционной философии состоялось на Юридическом факультете ГАУГН

Мнения

Григорий Балахнин
17 апреля 2024 г.
У пенсионеров есть потребность получить консультацию у того, кому можно доверять
О важности оказания бесплатной юридической помощи людям старшего поколения

Интервью

Адвокатура – это своего рода семья
12 апреля 2024 г.
Александр Илькун
Адвокатура – это своего рода семья
Роль женщин в адвокатуре сложно переоценить

Финансовый контроль продолжает усиливаться

6 марта 2019 г. 16:37

Предусмотренные «антиотмывочным законодательством» меры по замораживанию денежных средств относятся и к адвокатам


Государственная Дума ФС РФ приняла во втором чтении поправки в Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ). Изменения, которые касаются адвокатов, нотариусов и практикующих юристов, были внесены Правительством РФ для усиления контроля за использованием анонимных электронных средств платежа. Вице-президент ФПА РФ Геннадий Шаров считает, что эти поправки не несут принципиальной новизны, пока требования закона не отменяют норм о соблюдении адвокатской тайны.

Законопроект был принят в прошлом году в первом чтении. Внесенные в него перед вторым чтением поправки предусматривают, что на адвокатов, нотариусов и предпринимателей, оказывающих юридические и бухгалтерские услуги, должны распространяться требования не только по идентификации клиентов, но и по применению мер по замораживанию (блокированию) их денежных средств или иного имущества, однако только в тех случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента операции с денежными средствами и иным имуществом.

В то же время в законопроект включен дополнительный пункт, предусматривающий, что принятие таких мер не будет являться основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности практикующих юристов.

В случае принятия нового закона он вступит в силу со дня официального опубликования.

Голосуя во втором чтении за такие поправки, депутаты не учли заключение Комитета ГД ФС РФ по финансовому рынку, в котором внимание парламентариев обращалось на тот факт, что предусмотренные проектом изменения ст. 7 и 71 Федерального закона № 115-ФЗ не были предметом рассмотрения проекта Государственной Думой в первом чтении.

В правовой позиции ФПА РФ относительно поправок в «антиотмывочный закон», которая прошлой осенью была передана в Росфинмониторинг, содержалась негативная оценка таких изменений закона, которые противоречат требованиям Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и Кодексу профессиональной этики адвоката.

На заседании Совета ФПА РФ вице-президент ФПА РФ Геннадий Шаров рассказал о достигнутой с представителями Росфинмониторинга договоренности, согласно которой предложения по изменению Закона об адвокатуре и внесению поправок в КПЭА из данного законопроекта будут исключены. Кроме того, Росфинмониторинг обещал сохранить норму, закрепленную в п. 5 ст. 71 Федерального закона № 115-ФЗ.

Напомним, в этой норме говорится, что адвокаты обязаны сообщать о сомнительных сделках или финансовые операциях, которые могут быть осуществлены в целях отмывания преступных доходов или финансирования терроризма, если такая информация «не относятся к сведениям, на которые распространяются требования законодательства Российской Федерации о соблюдении адвокатской тайны».

Комментируя принятие во втором чтении поправок в Федеральный закон № 115-ФЗ, Геннадий Шаров высказал мнение, что Росфинмониторинг выполнил договоренности с ФПА РФ, а нововведения в «антиотмывочный» закон принципиально не меняют тех обязанностей для адвокатов, которые возлагаются на них действующими нормами закона.


Поделиться