Лента новостей

18 апреля 2024 г.
Риски, тренды и новеллы в жизни юристов и адвокатов
В Москве открылась VIII конференция «Юридический бизнес России 2024»
18 апреля 2024 г.
Как меняется профессия юриста
18 апреля в Московском государственном юридическом университете им. О.Е. Кутафина (МГЮА) состоялось открытие II Карьерного юридического форума
17 апреля 2024 г.
ФПА РФ стала одним из учредителей Клуба конституционной философии
Первое заседание Клуба конституционной философии состоялось на Юридическом факультете ГАУГН

Мнения

Григорий Балахнин
17 апреля 2024 г.
У пенсионеров есть потребность получить консультацию у того, кому можно доверять
О важности оказания бесплатной юридической помощи людям старшего поколения

Интервью

Адвокатура – это своего рода семья
12 апреля 2024 г.
Александр Илькун
Адвокатура – это своего рода семья
Роль женщин в адвокатуре сложно переоценить

Технологии на службе права

21 ноября 2018 г. 16:54

«Цифровой социальный адвокат» должен помочь разрешить конфликтные ситуации при предоставлении государственных услуг


О том, как цифровые технологии помогают в защите социальных прав граждан, говорилось на круглом столе, организованном Фондом социального страхования Российской Федерации (ФСС, Фонд). Оказывая государственные услуги, ФСС старается использовать современные электронные ресурсы и применяет новые технологии, упрощающие коммуникацию. При этом Фонд активно взаимодействует с такими институтами гражданского общества, как адвокатура и нотариат, планируя реализовать проект «Цифровой социальный адвокат» совместно с Федеральной палатой адвокатов РФ, а проект «Цифровой социальный нотариус» – с Федеральной нотариальной палатой.

Первый заместитель председателя Фонда социального страхования РФ Евгений Писаревский рассказал, как используются цифровые технологии в сферах государственного управления и оказания государственных услуг. Он особо подчеркнул, что государственные услуги должны быть клиентоориентированными, как можно более доступными для граждан, а по своему качеству – не уступающими коммерческим.

В настоящее время ФСС оказывает 19 государственных услуг, причем 17 из них уже можно получить в электронном виде. Для этого разработаны специальные приложения, позволяющие в конечном итоге исключить привычный бумагооборот. Некоторые сервисы позволяют отказаться не только от переписки с ведомством, но даже от телефонного и смс-оповещения. Гражданину достаточно иметь смартфон, чтобы воспользоваться своими правами.

«Нажал кнопку – получи услугу». Такова идеальная схема взаимодействия получателей социальных услуг с ФСС. Более того, рассматривается возможность обеспечить россиян отечественными гаджетами, на которых будут предустановлены все необходимые приложения.

Социальные сервисы развиваются стремительно. Однако законы не поспевают за развитием технологий. Это подтвердила заведующая отделом социального законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Наталья Путило.

В то же время, по ее словам, если еще 15 лет назад юристы только подсчитывали функции органов государственной власти, нуждающиеся в регулировании, то сегодня новейшие изменения законодательства учитывают возможность использования современных технологий. А эксперименты, в том числе пилотные проекты, помогают минимизировать ошибки при законодательном урегулировании социальных процедур.

Именно по этой причине ФСС готов осуществлять пилотные проекты (как федеральные, так и региональные) успешная реализация которых стимулирует изменение законодательства. Так, например, в Иркутской области успешно реализуется программа цифрового обмена информацией с помощью так называемого социального персонального информационного навигатора.

Впрочем, как подчеркнула управляющая Иркутским региональным отделением ФСС Яна Соболь, реализацию проектов осложняет цифровое информационное неравенство регионов. До сих пор большинство граждан, живущих в отдаленных районах области, предпочитает телефонную связь. Тогда как в Московской области, например, новые информационные технологии готовы использовать уже 50% населения.

Большое внимание уделяется и правовому просвещению граждан, которых ориентируют на электронное взаимодействие по экстерриториальному принципу. Таким образом, любую услугу можно получить «не выходя из дома», а если возникнут затруднения, то необходимую консультацию гражданам окажут квалифицированные юристы.

Обеспечить юридически значимый документооборот должен цифровой социальный юрист. И в этом ФСС рассчитывает на помощь адвокатуры и нотариата. Проект «Цифровой социальный адвокат» планируется реализовать совместно с Федеральной палатой адвокатов РФ, а проект «Цифровой социальный нотариус» – с Федеральной нотариальной палатой.

Представители Федеральной нотариальной палаты сообщили о готовности участвовать в информационном обмене и использовании цифровых технологий. Советник президента ФНП Елена Джуринская рассказала о тех публичных сервисах, которые нотариат уже предоставляет гражданам. С их помощью можно проверить подлинность доверенности, уточнить, у какого нотариуса находится наследственное дело, выявить наличие залога на движимое имущество. Более того, она пообещала, что вскоре совершать нотариальные действия можно будет в удаленном режиме, без посещения нотариальной конторы.

Что касается помощи адвокатов, то она, как заявил Евгений Писаревский, необходима прежде всего для предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций. «У нас заключено соглашение с ФПА РФ, и мы ожидаем встраивания адвокатов в эту систему», – добавил он.

Пресс-служба ФПА РФ попросила советника ФПА РФ Елену Авакян прокомментировать этот тезис. Эксперт заявила, что она «двумя руками за автоматизацию стандартных процессов, где искусственный интеллект помогает собрать анализируемую информацию и замещает некоторые рутинные функции по выдаче стандартных советов».

Право развивается в этом направлении, заметила Елена Авакян, и в этой части проект ФСС следует поддержать. Программа, которую можно назвать «цифровой адвокат», позволяет отследить предоставление социальной помощи, и это, безусловно, нужно использовать для того, чтобы снизить коррупционную составляющую и при необходимости обеспечить информацией каждого гражданина. Во многих странах подобные простые операции уже осуществляет компьютер.

«Но не всегда путь по прямой является самым коротким», – резюмировала Елена Авакян. И потому заменить адвоката машина не сможет. Настоящий адвокат – это человек, который не только осуществляет взаимодействие с клиентом, но знает его потребности, разъясняет его права, защищая их, в том числе, в суде. А большинство граждан сегодня не идут в суд, считая это безнадежным. Только адвокат-человек может изучить все социальные, семейные и прочие вопросы, которые волнуют клиента, и оказать ему квалифицированную юридическую помощь, особенно в сложном деле, уверена советник ФПА РФ.

Константин Катанян

Поделиться