Лента новостей

19 апреля 2024 г.
Обозначить риски адвокатов и консультантов и указать способы их минимизировать
В Москве прошел второй день VIII конференции «Юридический бизнес России 2024»
19 апреля 2024 г.
За заслуги в укреплении законности, защите прав и интересов граждан и многолетнюю работу
Президенту Гильдии российских адвокатов, вице-президенту ФПА РФ Гасану Мирзоеву вручен Орден Дружбы
19 апреля 2024 г.
«Нам важна точка зрения каждого»
18 апреля Научно-консультативный совет ФПА РФ обсудил тему смертной казни и моратория на ее применение, ставшую актуальной в связи с трагическими событиями в «Крокус Сити Холле»

Мнения

Наталья Червякова
19 апреля 2024 г.
Решать проблемы оказания БЮП участникам СВО и членам их семей необходимо совместными усилиями
О докладе по участию адвокатов АП Новгородской области в государственной системе бесплатной юридической помощи в 2023 г.

Интервью

Адвокатура – это своего рода семья
12 апреля 2024 г.
Александр Илькун
Адвокатура – это своего рода семья
Роль женщин в адвокатуре сложно переоценить

Завоевать доверие клиентов

9 ноября 2018 г. 20:58

Адвокаты Германии заботятся о чистоте своих рядов, чтобы сохранить свое реноме


Дисциплинарную ответственность адвокатов и различия в дисциплинарной практике двух стран обсуждали 9 ноября в Москве участники Германо-российской конференции «Ответственность адвокатов Германии и России за нарушение профессиональных обязанностей». Российские участники узнали много нового и интересного, например выяснилось, что иногда в Германии адвокат подает заявление сам на себя, что убедиться в правомерности своих действий.

Федеральную палату адвокатов РФ представляли президент Юрий Пилипенко, первый вице-президент Евгений Семеняко, исполнительный вице-президент Андрей Сучков, вице-президенты Светлана Володина и Геннадий Шаров, члены Совета ФПА РФ, президенты и члены органов самоуправления адвокатских палат субъектов РФ. Федеральную палату адвокатов Германии – президент Ульрих Весельс.

В кратком приветствии президент Федеральной палаты адвокатов РФ отметил, что в последние 15 лет у российских адвокатов сложились очень конструктивные отношения с адвокатурами европейских стран, особенно с адвокатурой Германии. Юрий Пилипенко представил недавно избранного президента ФПА Германии Ульриха Весельса, который является одновременно адвокатом и нотариусом, и заметил, что о таком совмещении российские адвокаты могут только мечтать.

Говоря о проблематике, которая легла в основу конференции, Юрий Пилипенко сказал, что «в дисциплинарной практике периодически возникают сюжеты, которые носят дискуссионный характер. И в этом контексте очень важно ознакомиться с опытом коллег из ФРГ». Кроме того, российские участники смогут узнать много нового о том, какую роль играют в дисциплинарной практике немецкие прокуроры.

В ответном выступлении Ульрих Весельс, занимающий пост президента ФПА ФРГ всего 6 недель, но уже давно возглавляющий Адвокатскую палату г. Хамма, подчеркнул, что сотрудничество с российской адвокатурой является очень важной частью сотрудничества с Восточной Европой. Он выразил уверенность, что эти взаимовыгодные контакты будут развиваться, и пригласил адвокатов нашей страны ознакомиться с программой стажировки в Германии и подавать заявки на участие в этой программе.

* * *

После приветственных слов д-р Ульрих Весельс сделал доклад о дисциплинарной ответственности адвокатов Германии и об осуществляемом региональными палатами надзоре над выполнением адвокатами профессиональных обязанностей.

Начав с того, что адвокаты в германской юстиции занимают особое место, являясь независимым органом правосудия, он рассказал об организации немецкого адвокатского сообщества, которое объединяет 165 854 адвоката, состоящих в 27 региональных палатах и особой палате при Верховном федеральном суде (она насчитывает 43 адвоката).

Затем докладчик остановился на правовом регулировании адвокатской деятельности.

В Законе об адвокатской деятельности, который является основным нормативным актом для немецких адвокатов, имеется Параграф 43, обязывающий сохранять адвокатскую тайну, ответственно обращаться с денежными средствами третьих лиц и повышать квалификацию. Этот же закон запрещает оказание помощи разным сторонам в споре и оскорбительное поведение. «Мы можем критиковать любые судебные решения, но должны делать это конструктивно и профессионально», – уточнил докладчик.

Он также сообщил, что нарушение перечисленных в законе требований считается нарушением профессиональных обязанностей. Санкции за допущенные адвокатом нарушения предусматриваются специальным Уставом, принятым адвокатской ассамблеей. Это, по словам Ульриха Весельса, по сути, адвокатский парламент, который может конкретизировать те или иные нормы. В нем сейчас 116 членов. Санкции за допущенные нарушения, например за использование чужих тайн, взаимоисключающее представительство или взимание завышенной платы, могут быть очень строгими, предусматривающими солидный штраф или дисциплинарные меры. Если адвокат совершил грубое нарушение, он может потерять право заниматься профессиональной деятельностью.

Таким образом, как отметил докладчик, в адвокатском сообществе действует принцип разделения властей. Наряду с «адвокатским парламентом» есть исполнительная ветвь – это палаты адвокатов, имеется также полноценная третья власть – адвокатские суды.

Палаты принимают новых членов, дают адвокатам советы и рекомендации, контролируют соблюдение профессиональных правил, рассматривают жалобы, которые вправе подать клиенты, коллеги, прокуроры и судьи. За малозначительное нарушение выносится порицание. Оно может быть обжаловано в Правление палаты, а затем и в суд. При тяжком нарушении дело передается в Генеральную прокуратуру. Четких критериев, какое нарушение является малозначительным, в законодательстве нет, это всегда зависит от субъективной оценки, но существует определенный консенсус палат, которые не будут слишком строги, если проступок не вызвал серьезных последствий, тем более, если он совершен впервые.

Некоторые вопросы, например, о некачественном оказании юридической помощи, палата рассматривать не вправе, и тогда жалобу клиенту приходится подавать сразу в суд.

А ФПА ФРГ в принципе не может налагать санкции, это делают региональные палаты, адвокатские суды или прокуратура. ФПА же представляет интересы адвокатского сообщества перед государством.

Отвечая на вопросы о статистике нарушений, Ульрих Весельс сообщил, что на 13 000 адвокатов палаты г. Хамма поступает около 1000 жалоб в год, в половине из которых вообще нет сведений о каком-либо нарушении.

* * *

Старший прокурор Генеральной прокуратуры Мюнхена Андрэ Пфаттишер осветил процессуальные аспекты дисциплинарного производства и роль Генеральной прокуратуры Германии в преследовании за нарушения адвокатских обязанностей.

Он сразу же объяснил, что прокурор участвует в дисциплинарных делах потому, что когда необходим сбор конфиденциальной информации или нужно вмешаться в личную жизнь, то это вправе сделать только государственная структура. Жалобы передаются в Генпрокуратуру, когда палата не может собрать необходимые доказательства или если вина адвоката слишком велика. Жалобы могут также поступить непосредственно от граждан или налоговых органов. Иногда, вот такой парадокс, адвокат подает заявление сам на себя, что убедиться в правомерности своих действий.

Генпрокуратура имеет возможность, реагируя на такие обращения, давать указания местным прокуратурам, чтобы получить необходимые документы.

Нарушение адвокатом профессиональных правил необходимо доказать, а бремя доказывания лежит на прокуратуре.

«Возбуждая дело, мы сообщаем об этом в палату, чтобы не было дублирования. Затем мы проверяем документы на предмет нарушения профессиональных правил. Потом приглашаем свидетелей и запрашиваем дополнительные документы, просим палату высказать свое мнение по делу. Адвокат при желании может ознакомиться со своим делом в нашем офисе.

Если обвинения не обоснованы или если доказательства противоречивы, процесс прекращается. Прокуратура также может отказаться от преследования адвоката в случае уплаты им штрафа.

Если нарушение подтверждается, наше итоговое решение должно быть передано для разбирательства в адвокатский суд», – разъяснил Андрэ Пфаттишер.

Он также привел примеры, когда прокуратурой рассматриваются проступки, совершенные вне профессиональной деятельности. Например, в случае неуплаты транспортного налога в первый раз адвоката простят, но повторное нарушение приведет к разбирательству. А вот нарушение порядка в ресторане, где все видят, что шумит именно адвокат, так как он это сам декларирует, считается нарушением профессиональной этики, предусматривающим санкции.

В конце своего выступления прокурор обозначил цель административного или даже уголовного преследования адвокатов – «сохранение доверия к профессии в обществе». Клиенты, по его словам, должны знать, что адвокаты сохраняют чистоту своих рядов и строго наказывают тех, кто пренебрег правилами адвокатской этики.

* * *

А о том, какие именно санкции налагаются на адвокатов, рассказал в своем выступлении адвокат и нотариус, председатель второго сената Верховного адвокатского суда федеральной земли Гессен Альбрехт Штригель.

Назвав адвокатские суды «судами чести», докладчик подробно описал принципы и процедуру адвокатского судопроизводства, привел конкретные примеры вынесенных такими судами решений.

Суды первой инстанции действуют при адвокатских палатах. Примечательно, что членами такого «суда чести» могут быть адвокаты из соответствующей палаты не моложе 30 лет, имеющие непрерывный стаж не менее 5 лет и гражданство ФРГ. Судьи назначаются земельным органом юстиции по предложению палаты.

Отличие от российского дисциплинарного производства состоит в том, что такой судья не может быть членом правления палаты. Не подлежат назначению лица, в отношении которых ведется дисциплинарное производство, а также нарушившие принцип верховенства права (в частности, это касалось бывших работников госбезопасности ГДР).

Работа в адвокатском суде осуществляется на безвозмездной основе. Впрочем, у судей не так уж много работы. В земле Гессен, где насчитывается 20 тысяч адвокатов, за прошлый год от прокуратуры поступило лишь 40 дел, из них 7 пришли во вторую инстанцию. А в этом году во второй инстанции было рассмотрено всего одно дело.

Суды второй инстанции созданы в каждой федеральной земле. В них могут обращаться адвокаты, лишенные статуса. Высшей инстанцией является Федеральный суд.

Альбрехт Штригель описал, как проходит процесс в адвокатском суде, какими нормативными актами руководствуется суд, как собираются доказательства и в каких случаях дело направляется на дополнительную проверку.

Так, например, процесс может быть прекращен, если человек утратил статус адвоката или если за свои действия адвокат уже понес наказание, например выплатил штраф в рамках административного дела.

Самая мягкая мера наказания – предупреждение, оно не влечет никаких последствий. В случае выговора адвокат не может быть 5 лет избран в Правление палаты, 10 лет в его личном деле сохраняется отметка о совершенном проступке.

Суд также может заставить адвоката выплатить неуголовный штраф в размере до 25 тысяч евро или ограничить на определенный срок (обычно от одного до пяти лет) его возможность представлять интересы клиентов в определенных областях права.

Самая серьезная санкция – лишение лицензии. Большей частью она следует за представление интересов двух сторон.

* * *

Представители российской адвокатуры буквально засыпали вопросами всех докладчиков. Те отвечали очень подробно, описывая и процедурные вопросы, и конкретные случаи дисциплинарных нарушений. Докладчики сообщили, что в любом случае у гражданина всегда есть возможность выбрать адвоката, в том числе такого, кто будет представлять его интересы за государственные средства. Кстати, за день работы адвокат по назначению получает примерно 950 евро. Но если клиент находится под стражей, то эта сумма возрастает.

Константин Катанян 

Поделиться