Лента новостей

19 апреля 2024 г.
Обозначить риски адвокатов и консультантов и указать способы их минимизировать
В Москве прошел второй день VIII конференции «Юридический бизнес России 2024»
19 апреля 2024 г.
За заслуги в укреплении законности, защите прав и интересов граждан и многолетнюю работу
Президенту Гильдии российских адвокатов, вице-президенту ФПА РФ Гасану Мирзоеву вручен Орден Дружбы
19 апреля 2024 г.
«Нам важна точка зрения каждого»
18 апреля Научно-консультативный совет ФПА РФ обсудил тему смертной казни и моратория на ее применение, ставшую актуальной в связи с трагическими событиями в «Крокус Сити Холле»

Мнения

Наталья Червякова
19 апреля 2024 г.
Решать проблемы оказания БЮП участникам СВО и членам их семей необходимо совместными усилиями
О докладе по участию адвокатов АП Новгородской области в государственной системе бесплатной юридической помощи в 2023 г.

Интервью

Адвокатура – это своего рода семья
12 апреля 2024 г.
Александр Илькун
Адвокатура – это своего рода семья
Роль женщин в адвокатуре сложно переоценить

Открытость и сотрудничество

7 ноября 2018 г. 19:06

В Минске на международной конференции «Адвокатура и государство: пути взаимодействия» адвокаты стран СНГ, Балтии и Грузии обменялись опытом


Участники конференции рассмотрели различные аспекты правового регулирования адвокатской деятельности и адвокатуры, вопросы обеспечения государством гарантий независимости адвокатов, участия адвокатов в оказании бесплатной юридической помощи, в законотворческой и экспертной деятельности, а также принципы сбалансированного взаимодействия адвокатуры с государственными органами и партнерства адвокатуры с государством. На Украине и в Азербайджане вслед за Беларусью вводят «адвокатскую монополию», в Грузии усложняют правила вступления в профессию, в Кыргызстане в рамках судебно-правовой реформы повышается роль адвокатов, в Латвии государство активно взаимодействует с адвокатурой, в Молдове считают недостаточной оплату защиты по назначению.

Как уже сообщалось, конференция «Адвокатура и государство: пути взаимодействия», прошедшая 2 ноября 2018 г. в Минске, организована Белорусской республиканской коллегией адвокатов и Федеральной палатой адвокатов РФ. В ней участвовали адвокаты из России, Украины, Азербайджанской, Латвийской, Кыргызской Республик, Республик Беларусь, Грузия, Молдова. Российскую адвокатуру представляли президент ФПА РФ Юрий Пилипенко, вице-президент ФПА РФ Светлана Володина, член Совета ФПА РФ Алексей Созвариев, член Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам Вахтанг Фёдоров.

Это третий форум адвокатов стран СНГ, Балтии и Грузии – в 2015 г. в Минске состоялась конференция «Актуальные вопросы адвокатской деятельности в странах СНГ и Балтии, в 2017 г. в Тбилиси был проведен саммит «Вызовы современной юридической профессии».

Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко заметил, что некоторые из обозначенных 2 ноября 2018 г. в Минске тем (например, участие адвокатов в оказании бесплатной юридической помощи) заслуживают отдельного, более тщательного исследования, и предложил посвятить следующую конференцию одной из них.

Выступая на конференции, Юрий Пилипенко рассказал о задачах, которые предстоит решить российской адвокатуре в сфере защиты по назначению в уголовном судопроизводстве. Он выразил надежду на принятие в текущем году Межпарламентской Ассамблеей СНГ модельного закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» и призвал представителей адвокатур, еще не участвующих в Хартии основополагающих принципов адвокатской деятельности, присоединиться к этому международно-правовому акту.

По различным вопросам адвокатской деятельности и адвокатуры на конференции также выступили:

– председатель Белорусской республиканской коллегии адвокатов Виктор Чайчиц;

– председатель Коллегии адвокатов Азербайджанской Республики Анар Багиров;

– председатель Высшей квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры Украины Александр Дроздов;

– председатель Ассоциации адвокатов Грузии Давид Асатиани;

– председатель Совета адвокатов Адвокатуры Кыргызской Республики Билим Райымкулов;

– член Совета присяжных адвокатов Латвии, присяжный адвокат Латвии Дмитрий Скачков;

– присяжный адвокат Латвии Сергей Хидашели;

– председатель Союза адвокатов Республики Молдова Эманоил Плошница;

– член Совета адвокатов Одесской области, председатель Комитета по административному праву и процессу Елена Джабурия;

– заведующая кафедрой организации судебных, правоохранительных органов и адвокатуры Национального университета «Одесская юридическая академия», секретарь дисциплинарной палаты Квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры Одесской области Нана Бакаянова.

Выступавшие поделились опытом взаимодействия адвокатуры и государства в своих юрисдикциях, рассмотрев различные аспекты правового регулирования адвокатской деятельности и адвокатуры, в том числе международно-правовые, вопросы обеспечения государством гарантий независимости адвокатов, защиты профессиональных прав адвокатов, участия адвокатов в оказании бесплатной юридической помощи – субсидируемой и несубсидируемой, в законотворческой и экспертной деятельности, правовом просвещении, а также принципы сбалансированного взаимодействия адвокатуры с государственными органами и партнерства адвокатуры с государством.

Азербайджанская Республика

Председатель Коллегии адвокатов Азербайджанской Республики Анар Багиров рассказал о реформе адвокатуры, проходящей с декабря 2017 г., когда на конференции адвокатов были сформированы новые руководящие органы адвокатуры. Он пояснил, что адвокатура независима от государства и является саморегулируемой организацией начиная с 1999 г., когда был принят специальный закон. Но до конца 2017 г. она была в значительной степени закрыта для взаимодействия с другими организациями, не проявляла необходимых инициатив, и это тормозило прогресс института.

Новое руководство взяло курс на развитие, открытость и сотрудничество: адвокатура подготовила проект изменений и дополнений в Закон Азербайджанской Республики от 28 декабря 1999 г. № 783-IQ «Об адвокатах и адвокатской деятельности», создала собственное интернет-пространство (сайт, страница в сети Facebook, где публикуются новости на нескольких языках), проводит политику открытых дверей (каждый адвокат может обратиться к председателю Коллегии, каждый гражданин может обратиться в президиум Коллегии) и наладила взаимодействие с государством.

По мнению Анара Багирова, такое взаимодействие необходимо для того, чтобы реформировать адвокатуру и достичь существенных результатов в ее деятельности. Он считает, что это должно быть равноправное сотрудничество, при котором адвокатура должна сохранять независимость не только от государства, но и от международных организаций: «Адвокат не будет штатным сотрудником ни у государства, ни у международных структур».

Председатель Коллегии адвокатов Азербайджанской Республики сообщил, что буквально через два месяца после декабрьской конференции президент страны издал распоряжение о дополнительных мерах по развитию адвокатуры, предусматривающее в том числе создание отделений Коллегии в городах, где функционируют суды (сейчас во многих районах адвокатов не хватает). Адвокатуре выделена единовременная финансовая помощь в объеме 500 тыс. манат (около 600 тыс. долларов) на ремонт помещений, покупку необходимой мебели и техники и т.д.

Два месяца назад оплата защиты по назначению повышена втрое – до 6 манат за час работы, что составляет 48 манат в день (порядка 60 долларов). При этом качество юридической помощи тоже должно быть повышено, работа в этом направлении будет продолжаться.

В настоящее время все адвокаты имеют электронные кабинеты на сайте Коллегии, проводится их интеграция в электронную систему судов. На сайте размещен реестр адвокатов, и любой гражданин может с его помощью выбрать адвоката, подходящего по специализации, региону, знанию языков.

С 1 января 2018 г. введена «адвокатская монополия» на представительство в суде, в связи с чем число желающих вступить в адвокатуру резко возросло (например, за последние три месяца количество адвокатов увеличилось на 65%). При этом, по словам Анара Багирова, «прием в адвокатуру осуществляется очень жестко» – «адвокаты должны быть более грамотными, чем судьи и прокуроры» (прием в корпорацию находится в компетенции органов адвокатского самоуправления).

Развивается и сфера оказания бесплатной помощи: Коллегия заключила договоры с государственными центрами обслуживания населения, согласно которым юридическую помощь гражданам там будут предоставлять адвокаты.

Республика Беларусь

«На сегодняшний день пути взаимодействия между адвокатурой и государством есть, в области оказании юридической помощи мы делаем общее дело, государство может гарантировать качество этой помощи исключительно через адвокатуру», – считает председатель Белорусской республиканской коллегии адвокатов Виктор Чайчиц. Он сообщил, что одной из важнейших задач территориальных коллегий адвокатов в Беларуси является обеспечение доступности юридической помощи, при этом граждане могут получить помощь не только за счет государства, но и за счет БРКА. По назначению адвокат может проводить только одно дело в день, который ему оплачивается полностью, независимо от того, сколько часов он посвятил этой работе.

Говоря о качестве юридической помощи, Виктор Иванович призвал всех коллег проявлять настойчивость в профессии, добиваясь принятия законных и справедливых судебных решений. По его мнению, это важно не только для доверителей, но и для авторитета государства, что должны понимать и работники правоохранительных органов, воспринимая адвоката не только как процессуального противника, но и как союзника в решении этой общей задачи. Касаясь обеспечения гарантий независимости адвокатской деятельности, он упомянул о том, что в 2012 г. указом Президента Беларуси для адвокатов установлены льготы на оплату аренды помещений.

Перечисляя основные направления взаимодействия адвокатуры и государства, Виктор Чайчиц назвал активное участие адвокатов в подготовке изменений и дополнений в законодательство, многие из которых принимаются (например, по предложению адвокатуры в закон о персональных данных включены положения, позволяющие адвокатам получать необходимые для работы сведения), проведение дней бесплатной помощи, участие в профилактике преступлений и правовом воспитании (например, проведение бесплатных юридических семинаров, онлайн-консультаций, чтение лекций в трудовых коллективах). «Заниматься правовым просвещением просто жизненно необходимо, потому что большая часть правонарушений совершается из-за незнания закона», – говорит он.

В то же время, по мнению Виктора Чайчица, государство еще не в полной мере использует возможности адвокатуры по обеспечению качества юридической помощи. Несмотря на определенные успехи в установлении «адвокатской монополии», сказал он, есть проблема, связанная с недостатками в правовом регулировании, благодаря которым неадвокаты могут оказывать юридическую помощь, выдавая себя за юрисконсультов или родственников лиц, которым предоставляется эта помощь («адвокатская монополия» на судебное представительство введена на основании Закона Республики Беларусь от 30 декабря от 30 декабря 2011 г. № 334-З. – Прим. ред.)

Со своей стороны, адвокатура должна быть более требовательна при приеме в профессию и не допускать, чтобы адвокаты злоупотребляли своими профессиональными правами (например, правом на запрос).

Грузия

По мнению председателя Ассоциации адвокатов Грузии Давида Асатиани, главная проблема взаимодействия адвокатуры и государства в том, что адвокатура – «естественный оппонент государства». Сложности при выстраивании отношений между ними вызваны противоречием между свободным, творческим характером адвокатской профессии и ограничениями, которые устанавливаются правовым регулированием. В поисках «золотой середины» у грузинской адвокатуры были сложные отношения с властью, выливавшиеся в разные формы протеста, включая забастовки и голодовки. Адвокатура Грузии развивалась в борьбе за независимость, говорит Давид Асатиани, и теперь в обновленной Конституции подчеркнута роль адвоката, его функции в судопроизводстве, а главный акцент в отношениях между адвокатурой и государством сделан на обеспечение качества правосудия.

Серьезную проблему представляет миграция внутри юридической профессии, когда юрист мог через день после ухода, например из полиции, поступить в адвокатуру. Но с 1 января 2019 г. вступают в силу изменения в Закон Грузии от 20 июня 2001 г. № 976-IIS «Об адвокатской деятельности», корректирующие правила вступления в профессию – станет обязательной адаптационная программа: юрист, успешно сдавший экзамен в адвокатуру, должен будет пройти в течение трех месяцев теоретическую подготовку, а затем в течение девяти месяцев – стажировку у адвоката-ментора (наставника). В законе предусмотрены критерии, которым должен отвечать адвокат-ментор, в том числе наличие интенсивной практики, членство в адвокатском бюро.

Теоретический курс включает в себя следующие предметы: коммуникация с клиентом (в частности, переговоры, согласование гонорара), адвокатская этика, навыки организации адвокатского бюро, правила хранения конфиденциальной информации, альтернативные механизмы урегулирования споров, навыки общения с прессой. Теоретический курс обязаны пройти все, но девятимесячная стажировка не обязательна для бывших судей и прокуроров. Стажировку организует Высшая школа адвокатуры, которая будет создана до конца года.

«У нас нелегкий экзамен, – говорит Давид Асатиани, – и нас упрекали в том, что мы усложняем вступление в профессию. Да, мы его усложнили, но это необходимо, потому что юрист должен знать, в какую профессию идет, иначе он вступит в “черные отношения”, которые умаляют репутацию. Этот годичный срок имеет еще психологический аспект: когда у юриста есть этот год, он начинает думать, нужно ли ему идти в эту профессию». Это не барьер, а необходимый предварительный этап, благодаря тому, что выбор профессии будет осуществляться полностью осознанно, качество нового поколения адвокатов значительно повысится.

Кыргызская Республика

Председатель Совета адвокатов Адвокатуры Кыргызской Республики Билим Райымкулов рассказал о создании единой адвокатской корпорации на основе Закона Кыргызской Республики от 14 июля 2014 г. № 135 «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности» и путях взаимодействия адвокатуры с государством.

Проект этого закона был разработан адвокатами Кыргызстана на основе опыта зарубежных стран, прежде всего России, причем Федеральная палата адвокатов РФ оказала консультационную помощь при его подготовке. Билим Райымкулов пояснил, что в 1999 г. в Кыргызской Республике были упразднены коллегии адвокатов, адвокатура стала разобщенной, не проводилось повышение квалификации, качество юридической помощи снизилось.

На первом съезде адвокатов 27 декабря 2014 г. учрежден Союз адвокатов, утвержден его устав, принят Кодекс профессиональной этики. К настоящему времени во всех девяти районах республики созданы территориальные отделения Союза.

Союз адвокатов принял документ о коммуникационной политике, регламентирующий взаимодействие адвокатуры с государственными органами. Со многими из них заключены соглашения о взаимодействии, которое осуществляется прежде всего в рамках Закона Кыргызской Республики от 16 декабря 2016 г. № 201 «О гарантированной государством правовой помощи». Согласно Конституции правовая помощь гарантируется каждому гражданину и в случаях, предусмотренных законом, предоставляется за счет государства.

Адвокатура включена в систему гарантированной помощи как орган управления и в этом качестве действует согласно специальному положению, в соответствии с которым самостоятельно разрабатывает документы, регламентирующие вопросы участия адвокатов. Так, адвокатурой разработаны ставки оплаты участия адвокатов в уголовном, гражданском и административном судопроизводстве, стандарты качества юридической помощи, оказываемой адвокатами в рамках этой системы. Они оказывают квалифицированную юридическую помощь, тогда как предварительные консультации предоставляются юристами без адвокатского статуса.

Билим Райымкулов сообщил, что в Кыргызстане проводится реформа судебно-правовой системы – с 1 января 2019 г. будут действовать новые Уголовно-процессуальный кодекс, другие кодексы и законы, предусматривающие повышение роли адвокатов. Правительству страны дано поручение вместе с Советом адвокатов разработать льготный налоговый режим для адвокатов. Адвокатура активно сотрудничает с юридическими вузами страны, тесно взаимодействует с адвокатскими сообществами зарубежных стран.

27 декабря 2017 г. прошел первый съезд адвокатов, где была принята Концепция развития адвокатуры на 2017–2020 гг., на основании которой разработан стратегический план развития адвокатуры.

Латвия

Присяжный адвокат, член Совета присяжных адвокатов Латвии Дмитрий Скачков посвятил свое выступление актуальным вопросам регулирования деятельности адвокатуры в контексте ЕС и стран СНГ (с презентацией его доклада можно ознакомиться здесь). Реализация таких амбициозных проектов, как создание глобального правопорядка, немыслима без учета разных правовых традиций и особенностей разных юрисдикций, считает он. «Проблемы у нас общие, и когда во всем мире одновременно идут интеграционные и дезинтеграционные процессы с разными векторами, полезно учитывать уже наработанный опыт».

Дмитрий Скачков поделился опытом своей страны, которая находится в составе ЕС с 2004 г. Он осветил следующие проблемы: несбалансированность между вмешательством международных организаций (ЕС, Совет Европы, Совет адвокатских ассоциаций Европы (ССВЕ)) в деятельность национальных адвокатур и эффективностью мер по обеспечению нормальной деятельности адвокатов; ввод в национальное законодательство директив ЕС о борьбе с отмыванием денег; применение к Коллегии адвокатов нормы о предотвращении конфликта интересов в действиях государственных должностных лиц; частые и недостаточно продуманные реорганизации судебных учреждений; законодательные мероприятия по «ускорению» судебных процессов; недостаточные гарантии адвокатского иммунитета; организация и оплата государственной юридической помощи (то есть субсидируемой государством помощи адвокатов, участвующих в судопроизводстве по назначению органов предварительного расследования или суда. – Прим. ред.); налоговое бремя, возложенное на индивидуально практикующих адвокатов.

По его словам, членство в различных международных организация – как в ЕС, так и в СЕ, и в Совете адвокатских ассоциаций Европы – налагает обязанности «не только выслушать определенные мнения по определенным вопросам, но и принять определенные меры».

Пример такого рода, который Дмитрий Скачков назвал «не очень вдохновляющим», – Директива ЕС от 28 июня 2018 г. № 2018/958 об оценке соразмерности (пропорциональности) при введении нового регулирования профессий. Но при введении этой директивы в законодательство Латвии удалось добиться включения оговорок, которые в большей степени учитывают национальные особенности.

Директива о персональных данных (директива ЕС от 27 апреля 2016 г. № 2016/680 о защите физических лиц применительно к обработке персональных данных компетентными органами в целях предотвращения, расследования, обнаружения или преследования уголовных преступлений или исполнения уголовных наказаний, и о свободном движении таких данных. – Прим. ред.) преследует в целом правомерную цель, но конфликтует с другой правомерной целью – сбором доказательств, считает он.

Касаясь директив ЕС о борьбе с отмыванием денег и их ввода в национальное законодательство, Дмитрий Скачков назвал главным направлением в этой области возложение на адвоката обязанности идентифицировать клиента, проверять предоставленную им информацию и сообщать о подозрительных сделках, добавив, что эта обязанность не распространяется на адвокатов, которые ведут дела в суде или готовятся их вести. Совет присяжных адвокатов Латвии создал специальные инструменты, с помощью которых адвокаты могут идентифицировать своих клиентов и проверить достоверность предоставляемых ими сведений, сказал он.

В связи с вводом в национальное законодательство директив ЕС о борьбе с отмыванием денег эксперты Moneyvol (комитета экспертов СЕ, который борется с отмыванием «грязных» денег и оценивает эффективность мер, принимаемых странами – членами комитета для противодействия легализации преступных доходов. – Прим. ред.) периодически проводят проверки.

Дмитрий Скачков призвал коллег использовать все правовые инструменты для того, чтобы не допускать злоупотреблений, и предлагать поправки в нормы национального и международного права.

Комментируя требования ССВЕ, член Совета присяжных адвокатов Латвии, в частности, сказал, что они касаются введения тех или иных стандартов в деятельность адвокатов (пример – обязательное повышение квалификации).

В целом, по мнению Дмитрия Скачкова, отдача от вмешательства международных организаций недостаточна, поскольку часто адвокаты нуждаются в других форматах для сотрудничества. Как положительный пример он назвал инициативу СЕ о разработке новой конвенции по защите адвокатов.

Гарантии адвокатского иммунитета в Латвии он также оценивает как недостаточные: формально иммунитет существует, но фактически следователи и прокуроры часто нарушают его под надуманными предлогами. Контроль со стороны суда отсутствует, хотя в различных странах ЕС он действует. Но такой контроль имеет смысл только в том случае, если не является формальностью, которая лишь «узаконивает» нарушения.

Говоря о стремлении государства усилить контроль над адвокатурой, Дмитрий Скачков упомянул о попытке Службы государственных доходов потребовать от выборных должностных лиц Латвийской коллегии адвокатов подавать декларации об имуществе и доходах. В качестве возможного компромисса рассматривается следующее решение: на Коллегию распространяются нормы о предотвращении конфликта интересов, но не распространяются нормы об обязательных декларациях.

Касаясь вопросов организации и оплаты государственной юридической помощи, Дмитрий Скачков сказал, что в уголовном процессе адвокат назначается согласно графику дежурств старостой (без проверки имущественного положения), в гражданских и уголовных делах – Администрацией юридической помощи (с проверкой имущественного статуса). Бюджет такой помощи в Латвии один из самых низких в странах Балтии, однако с 1 марта 2018 г. ставки увеличены, а с октября 2018 г. введена оплата помощи по назначению в Конституционном Суде.

«У нас общие ценности и принципы, – сказал в заключение Дмитрий Скачков. – Наша роль в реализации этих принципов абсолютно неоценима, так же как широкая координация наших усилий для обеспечения дружественной адвокатуре международно-правовой среды».

Присяжный адвокат Латвии Сергей Хидашели рассказал о проблемах трансграничных правоотношений, в которые вступают граждане Беларуси, Латвии и России (совместный бизнес, браки и т.д.).

Между Латвией и Россией, Латвией и Республикой Беларусь заключены двусторонние договоры, согласно которым граждане, вступившие в такие правоотношения, на территории другой страны пользуются такой же правовой защитой, как и на территории собственного государства. Поскольку договоры были заключены в 1993 и 1994 гг. и с тех пор не изменялись, то уже не соответствуют современным правовым реалиям – предполагают огромный документооборот, длительные сроки оказания правовой помощи и определенную политизированность.

Сергей Хидашели предлагает следующие пути решения этих проблем: введение электронного документооборота, наделение профессиональных участников системы юстиции и, в частности, представителей адвокатуры правом участвовать на определенных стадиях в запросе правовой помощи. По его мнению, следует создать рабочие группы для модернизации двусторонних договоров.

Республика Молдова

Председатель Союза адвокатов Республики Молдовы Эманоил Плошница подробно рассказал о взаимодействии Союза адвокатов и государственных органов Республики Молдова.

Деятельность адвокатуры в Молдавии регулируется Законом Парламента Республики Молдова от 19 июля 2002 г. № 1260 «Об адвокатуре». Его принятию предшествовала борьба адвокатуры за выход из-под контроля Министерства юстиции, в результате которой лицензионная комиссия была выведена из подчинения Минюста. Согласно Закону «Об адвокатуре» эта комиссия, состоящая из 11 членов (восемь адвокатов и три преподавателя из юридических вузов) является органом Союза адвокатов Республики Молдова. Также согласно этому Закону в адвокатуре создана Комиссия по этике и дисциплине.

В 2017 г. в Закон были внесены изменения, касающиеся деятельности лицензионной комиссии. Претендент должен теперь сдавать три экзамена: первый – тестирование, второй – письменная работа (составление документа – жалобы, заявления), третий – выступление перед комиссией (на основе материалов, которые он получает на экзамене). Лицензионная комиссия принимает решение о допуске претендента к каждому следующему этапу экзамена, а также о том, заслуживает ли он выдачи лицензии. Необходимые формальности в связи с выдачей документа выполняет Министерство юстиции, но его участие этим и ограничивается – Минюст не вправе ни вмешиваться в процесс приема экзамена, ни обжаловать решение комиссии.

Также Минюст не имеет права вмешиваться в деятельность Комиссии по этике и дисциплине – ее решения могут быть обжалованы только тем адвокатом, который с ним не согласен, но не Министерством юстиции. Оно в этой сфере выполняет чисто формальную функцию – издает приказ об отзыве лицензии на основании решения Комиссии по этике и дисциплине.

Согласно законодательству государство обязано оказывать помощь адвокатуре, с тем чтобы она могла выполнять полномочия, возложенные на нее Законом «Об адвокатуре», но в настоящее время «практически нет того взаимодействия с государственными органами, какого мы желали бы в этом вопросе», – говорит Эманоил Плошница. В этом отношении молдавская адвокатура, по его словам, «переживает тяжелый период».

Сложности касаются, в частности, экспертной деятельности и работы по совершенствованию законодательства: проекты законов и постановлений правительства на экспертизу в Союз адвокатов поступают нечасто. Но адвокаты используют другие механизмы, предоставленные законом, такие как обращение в Конституционный Суд о проверке на соответствие Конституции закона, подлежащего применению в конкретном деле. Кроме того, согласно Закону «Об адвокатуре» председатель Союза адвокатов имеет право внести кассационную жалобу в интересах закона. Это право касается случаев, когда имеются расхождения в позициях судов по определенному вопросу, закрепленные в конкретных судебных решениях. При рассмотрении такой жалобы участвуют и генеральный прокурор, и председатель Союза адвокатов, и председатель Высшей судебной палаты.

Организация оказания государственной юридической помощи возложена на Национальный совет по оказанию гарантированной юридической помощи. Она предоставляется лицам, которые не имеют финансовых возможностей для оплаты помощи адвоката по договору. В 2017 г. на оказание гарантированной юридической помощи было выделено 1 215 000 евро. Такую помощь в Республике Молдова оказывает 461 адвокат, поэтому на каждого за год пришлось 2150–2350 евро. Оплачивается не дело, день или час работы, а каждое действие, например участие в предъявлении обвинения, участие в судебном заседании.

«Традиционно мы считаем, – говорит Эманоил Плошница, что та сумма, которая выделяется на оплату, не удовлетворяет адвокатов, и мы работаем в этом плане, работаем, не имея нужного взаимодействия. Но порой адвокаты считают таким образом, что если они просят, то сразу должно быть удовлетворено заявление… что нужно увеличить бюджет для адвокатов на оказание гарантированной юридической помощи. Это не совсем так, но мы продолжаем дальше работать, и мы считаем, что все такие дела будут решаться, если мы, адвокаты, будем вместе и будем настаивать на той или иной позиции».

Украина

Председатель Высшей Квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры – органа Национальной ассоциации адвокатов Украины – Александр Дроздов передал участникам и организаторам конференции приветствие председателя НААУ Лидии Изовитовой и рассказал о том, что среди главных проблем, которые сейчас стоят перед адвокатурой Украины, есть и такие, которые являются общими для многих адвокатских корпораций.

Речь идет, прежде всего, о проходящем в рамках проводимой на Украине судебно-правовой реформы поэтапном введении «адвокатской монополии», которому предшествовали изменения в Конституции, в частности закрепление нормы о независимости адвокатуры.

Член Совета адвокатов Одесской области, председатель Комитета по административному праву и процессу Елена Джабурия подробно рассказала об изменениях в регулировании института адвокатуры, обусловленных проведением реформы. Она началась в 2016 г., со вступлением в силу новой редакции Закона Украины от 7 июля 2010 г. «О судоустройстве и статусе судей», а также закона о внесении изменений в Конституцию Украины.

На конституционном уровне устанавливается «адвокатская монополия» на судебное представительство, которая вводится постепенно и не является абсолютной – правом на судебное представительство обладают также прокуроры. С 2017 г. только адвокаты и прокуроры имеют право представлять лиц в Верховном Суде, с 2018 г. – также во всех апелляционных судах, с 2019 г. – также в судах первой инстанции. С 2020 г. иметь право на представление интересов органов государственной власти и местного самоуправления помимо руководителей этих организаций будут только адвокаты и прокуроры. Предусмотренные Конституцией исключения касаются судебного представительства по трудовым спорам, по спорам о защите социальных прав (относительно пенсионных и иных социальных выплат), в отношении выборов и референдумов, а также по малозначительным спорам (где цена иска не превышает 7300 долларов).

6 сентября 2018 г. президент Украины внес на рассмотрение в Верховную Раду законопроект о внесении изменений в Закон Украины от 5 июля 2012 г. № 5076-VI «Об адвокатуре и адвокатской деятельности». По словам Елены Джабурия, он представляет собой фактически новую редакцию закона и является предметом обширной дискуссии в адвокатском сообществе. Немало предлагаемых нововведений Елена Джабурия оценивает положительно (например, дополнительные профессиональные права, дополнительные гарантии адвокатской деятельности, расширение видов адвокатской деятельности). Вместе с тем она называет и негативные моменты, в частности возможность изъятия при обыске материалов, составляющих адвокатскую тайну, введение такого понятия, как «адвокат – государственный служащий», для представления интересов государственных органов (по ее словам, это «полное отторжение принципа независимости»; такой адвокат приостанавливает адвокатскую деятельность, но пользуется всеми правами адвоката и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности).

Секретарь дисциплинарной палаты квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры Одесской области, адвокат, заведующая кафедрой организации судебных, правоохранительных органов и адвокатуры Национального университета «Одесская юридическая академия» Нана Бакаянова назвала содержащуюся в президентском законопроекте идею «создать адвоката – государственного служащего, адвоката – члена хозяйственного общества, адвоката, работающего по трудовым договорам с предприятиями» попыткой выйти из кризиса, но высказала сомнение в возможности ее практической реализации: «У нас сейчас бум на получение свидетельства о праве заниматься адвокатской деятельностью, очереди на 4–6 месяцев… С 1 января 2020 г. в судах только адвокаты, поэтому все компании и госорганы направляют своих служащих получать статус адвоката. Но как они смогут совмещать деятельность по трудовому договору с деятельностью адвоката?» Выходом из ситуации она считает наделение правом судебного представительства штатных юристов государственных органов и компаний.

По мнению Елены Джабурия, если к 2020 г. не будет разработано положение о проведении тендеров на закупку государственными органами услуг по оказанию правовой помощи, то работа органов государственной власти и местного самоуправления будет фактически парализована.

Александр Дроздов сообщил, что принято решение о создании рабочей группы по подготовке законопроекта о закупке таких услуг.

В целом, по его словам, «украинской адвокатуре достаточно сложно дается независимость», провозглашенная реформой. Помимо подготовки законопроекта, который предлагает ряд положений, нарушающих независимость адвокатуры и адвокатскую тайну, в Уголовно-процессуальный кодекс вводятся нормы, ограничивающие права адвокатов, в частности положение о злоупотреблении процессуальными правами (это квалифицируется как дисциплинарный проступок, за совершение которого адвокат может быть лишен статуса).

Для украинских адвокатов, говорит Александр Дроздов, так же как и для российских, актуален вопрос о привлечении следователями и судьями в процесс адвокатов по назначению наряду с адвокатами по соглашению. Такие ситуации, считает он, влекут нарушение конституционного права на выбор защитника, поэтому назначение адвоката в дело возможно лишь в случае, когда исчерпаны все возможности для участия адвоката по соглашению.

Не менее актуальна на Украине и проблема непредставления ответа на адвокатский запрос. В таких случаях одним из эффективных способов получения информации, необходимой для защиты клиентов, является составление административного протокола. Он направляется в суд, где затем решается вопрос о привлечении лица, не ответившего на адвокатский запрос, к административной ответственности.

Касаясь работы Высшей квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры, Александр Дроздов сказал, что недавно Совет адвокатов Украины ввел плату за рассмотрение жалоб. В результате их количество уменьшилось в несколько раз, поэтому региональные комиссии и Высшая квалификационно-дисциплинарная комиссия получили возможность более тщательно их рассматривать. Также недавно Совет отказал в льготах при подаче жалоб правоохранительным органам (но льготы остались у судов и других государственных органов).

Александр Дроздов рассказал и о взаимодействии адвокатуры с государством, сообщив, что недавно впервые состоялось совместное заседание Совета адвокатов, Совета судей и Совета прокуроров. Это событие означает, что государство признает адвокатуру самостоятельным институтом, наравне с судейским сообществом и прокуратурой заинтересованным в осуществлении правосудия. Благодаря этому совещанию удалось решить некоторые общие проблемы.

Например, ранее представители Совета судей приводили статистику срывов судебных заседаний из-за неявки адвокатов. На совместном совещании была принята резолюция, в соответствии с которой судьи и прокуроры должны согласовывать даты заседаний с адвокатами. Кроме того, адвокаты поставили вопрос о том, что согласно международным нормам следственные судьи не вправе выносить постановления об обыске у адвокатов, в отношении которых не возбуждены уголовные дела.

Нана Бакаянова подробно рассказала о системе бесплатной правовой помощи на Украине. При Министерстве юстиции работает Координационный центр по предоставлению бесплатной правовой помощи, в стране создана 591 точка доступа. Согласно Закону Украины от 2 июня 2011 г. № 3460-VI «О бесплатной правовой помощи» адвокаты оказывают вторичную правовую помощь – составляют процессуальные документы, осуществляют представительство в гражданском судопроизводстве и защиту в уголовном судопроизводстве. Согласно положению о центре его сотрудники имеют право проверять работу адвокатов – являться в судебное заседание, интервьюировать лиц, которым оказана помощь, проверять досье адвокатов. «Мы считаем, что это неправильно, – говорит Нана Бакаянова. – Такая проверка и оценка деятельности могут осуществляться только самим адвокатским сообществом». 

Мария Петелина

Поделиться