Лента новостей

18 апреля 2024 г.
Риски, тренды и новеллы в жизни юристов и адвокатов
В Москве открылась VIII конференция «Юридический бизнес России 2024»
18 апреля 2024 г.
Как меняется профессия юриста
18 апреля в Московском государственном юридическом университете им. О.Е. Кутафина (МГЮА) состоялось открытие II Карьерного юридического форума
17 апреля 2024 г.
ФПА РФ стала одним из учредителей Клуба конституционной философии
Первое заседание Клуба конституционной философии состоялось на Юридическом факультете ГАУГН

Мнения

Григорий Балахнин
17 апреля 2024 г.
У пенсионеров есть потребность получить консультацию у того, кому можно доверять
О важности оказания бесплатной юридической помощи людям старшего поколения

Интервью

Адвокатура – это своего рода семья
12 апреля 2024 г.
Александр Илькун
Адвокатура – это своего рода семья
Роль женщин в адвокатуре сложно переоценить

В Калининграде адвокаты лишились статуса за нарушение порядка участия в делах по назначению

17 июля 2018 г. 12:04

Алексей Созвариев пояснил, что такие ситуации выявляются в результате проверок, но встречаются нечасто


Совет Адвокатской палаты Калининградской области вынес решения по дисциплинарным производствам в отношении двух адвокатов, возбужденным в связи с грубым нарушением ими Порядка участия адвокатов по назначению в уголовных и гражданских делах с использованием системы автоматического назначения. Как отметил президент АП Калининградской области Алексей Созвариев, Положение об утверждении Порядка было принято всеми адвокатами, однако все равно находятся такие, которые готовы его нарушать. При этом он добавил, что подобные случаи бывают все-таки нечасто.

26 дел в обход Адвокатской палаты

Как сообщает «АГ», решением Совета был прекращен статус адвоката И., которая осуществляла защиту интересов доверителей по 26 уголовным делам в обход установленного порядка. Как следует из решения, адвокат, используя личные связи с органами следствия и суда, самостоятельно принимала заявки на участие в делах в порядке ст. 51 УПК РФ и навязывала свои услуги подозреваемым, обвиняемым. Кроме того, она самостоятельно выписывала себе ордера и получала плату за участие в судебных процессах из федерального бюджета.

Совет АП Калининградской области отметил, что И. нарушила п. 4 ч. 1 ст. 7 Закона об адвокатуре и п. 6 ст. 15 КПЭА, согласно которым адвокат обязан исполнять решения органов адвокатской палаты, принятых в пределах их компетенции. Кроме того, в решении указано: п. 6. ч. 1 ст. 9 КПЭА предусматривает, что адвокат не вправе навязывать свою помощь лицам и привлекать их в качестве доверителей путем использования личных связей с работниками судебных правоохранительных органов.

В документе подчеркивается, что, так как нарушение было совершено умышленно, а ранее И. уже привлекалась к дисциплинарной ответственности за аналогичные действия, следует прекратить ее статус адвоката с возможностью его приобретения по истечении пяти лет. При этом Совет указал, что при определении меры дисциплинарной ответственности учел тяжесть совершенного проступка, выразившегося в подрыве авторитета независимости адвокатуры перед гражданами, и обстоятельства совершения нарушения.

Защита в порядке ст. 51 УПК РФ в другом регионе

Второе решение касается адвоката АП Калининградской обрасти К., которая участвовала в уголовном деле в качестве защитника в порядке ст. 51 УПК РФ на территории АП Красноярского края.

Как указано в решении, из областного Управления Минюста в Адвокатскую палату поступило сообщение об оказании адвокатом палаты защиты по назначению в Красноярске. Проведенная проверка подтвердила, что адвокат К. внесена в реестр адвокатов Калининградской области и при этом не обращалась в палату о внесении ее в список адвокатов, осуществляющих защиту по назначению, как того требует принятый в палате Порядок. Также было уточнено, что К. не обращалась и в АП Красноярского края о включении ее в аналогичный список там. Таким образом, Квалификационная комиссия АП Калининградской области пришла к выводу о нарушении п. 4 ст. 7 Закона об адвокатуре.

В своем объяснении Совету палаты К. сообщила, что 12 января 2016 г. она заключила с гражданкой Ш. соглашение на защиту ее отца Б., который обвинялся в совершении преступления, сроком до 1 декабря 2016 г. Оплату производила Ш., а сами денежные средства перечислялись в коллегию адвокатов в Калининграде.

2 декабря 2016 г. подзащитный написал заявление о том, что у него нет возможности оплачивать услуги адвоката, так как изменились объем обвинения и подсудность уголовного дела, однако не отказался от осуществления ею защиты, в связи с чем адвокат стала защищать его в порядке ст. 51 УПК РФ.

Защитник отметила, что в силу ч. 4 п. 6 ст. 6 Закона об адвокатуре адвокат не вправе отказаться от принятой на себя защиты, поэтому между ней и ее подзащитным было заключено дополнительное соглашение, в котором зафиксирован факт отказа доверителя выплачивать ей вознаграждение и закреплено право на переход оказания юридических услуг по назначению.

Также К. пояснила, что в Красноярске она имеет постоянную регистрацию, а в Калининграде – временную. При этом адвокат указала, что подтверждением того, что свою деятельность она осуществляет на территории Калининградской области, свидетельствуют соглашения с физическими и юридическими лицами, постоянно находящимися на территории Калининграда.

Рассмотрев представленные К. разъяснения и материалы, Совет Адвокатской палаты Калининградской области все-таки пришел к выводу о допущенном ею нарушении закона.

Отмечается, что с учетом информации из представленного адвокатом К. постановления об оплате труда защитника по назначению от 30 ноября 2017 г. усматривается, что она осуществляет свою деятельность в Красноярске на постоянной основе. Подчеркивается: Положением о Порядке участия адвокатов по назначению определено, что включение в список адвокатов, осуществляющих защиту по назначению на территории Калининградской области, производится решением Совета палаты на основании личного заявления адвоката, тогда как К. не обращалась с таким заявлением. Таким образом, она нарушила п. 4 ст. 7 Закона об адвокатуре.

Также Совет АП КО пояснил, что адвокат нарушила п. 3 и п. 4 Порядка изменения адвокатом членства в адвокатской палате одного субъекта РФ на членство в адвокатской палате другого субъекта РФ, что также повлекло за собой нарушение п. 4 ст. 7 Закона об адвокатуре.

Кроме того, в решении отмечается, что дата окончания оказания услуги по соглашению с Ш. – 1 декабря 2016 г., то есть накануне написания заявления Б. о невозможности продолжать оплату адвокату. Это, по мнению Совета, свидетельствует о том, что соглашение было подготовлено позже указанной даты, и ставит под сомнение его действительность. Кроме того, в ордере от 12 января 2016 г. защитником не указаны реквизиты соглашения с доверителем.

Совет АП КО отметил, что К. должна была обратиться с заявлением о включении в список адвокатов, осуществляющих защиту по назначению органов дознания, органов следствия и суда на территории Калининградской области, а также обратиться в АП КО для решения вопроса о выдаче ей ордера для осуществления защиты в порядке ст. 51 УПК РФ. В результате Совет принял решение о прекращении адвокатского статуса К. со сроком допуска к повторной сдаче экзамена – 5 лет.

Президент АП Калининградской области Алексей Созвариев пояснил, что такие ситуации выявляются в результате проверок, однако встречаются нечасто. «Большинство адвокатов, практически все, выполняют Положение и действуют по закону. Положение было принято на конференции всеми адвокатами, однако некоторые индивидуумы нарушают его», – указал Алексей Созвариев.

Поделиться