Лента новостей

18 апреля 2024 г.
Риски, тренды и новеллы в жизни юристов и адвокатов
В Москве открылась VIII конференция «Юридический бизнес России 2024»
18 апреля 2024 г.
Как меняется профессия юриста
18 апреля в Московском государственном юридическом университете им. О.Е. Кутафина (МГЮА) состоялось открытие II Карьерного юридического форума
17 апреля 2024 г.
ФПА РФ стала одним из учредителей Клуба конституционной философии
Первое заседание Клуба конституционной философии состоялось на Юридическом факультете ГАУГН

Мнения

Григорий Балахнин
17 апреля 2024 г.
У пенсионеров есть потребность получить консультацию у того, кому можно доверять
О важности оказания бесплатной юридической помощи людям старшего поколения

Интервью

Адвокатура – это своего рода семья
12 апреля 2024 г.
Александр Илькун
Адвокатура – это своего рода семья
Роль женщин в адвокатуре сложно переоценить

Двадцать лет, которые изменили правовое пространство России

16 мая 2018 г. 17:51

20-летию ратификации Европейской конвенции по правам человека была посвящена дискуссия на VIII ПМЮФ


Модератором сессии, прошедшей 16 мая, выступил заведующий Центром проблем интеграции и международного сотрудничества Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, судья Европейского суда по правам человека с 1999 по 2012 г. Анатолий Ковлер. В дискуссии приняли участие министр юстиции РФ Александр Коновалов и Уполномоченный Российской Федерации при Европейском суде по правам человека – заместитель министра юстиции РФ Михаил Гальперин. По случаю юбилея ратификации Конвенции состоялась презентация спецпроекта «20 дел в ЕСПЧ, которые изменили российское право».

Открывая обсуждение, Анатолий Ковлер отметил, что 30 марта 1998 г. Россия ратифицировала Европейскую Конвенцию по правам человека, тем самым войдя в общеевропейское правовое пространство, созданное Советом Европы, и согласившись выполнять решения ЕСПЧ. Модератор сессии вспомнил, как Борис Ельцин заявил тогда: «Россия возвращается в Европу». И действительно, за 20 лет Европейская Конвенция проникла в ткань российского права, затронув практически все правовые сферы. А возможность обращаться в ЕСПЧ позволила нашим гражданам получить дополнительное средство правовой защиты.

Заместитель председателя ЕСПЧ Ангелика Нуссбергер подчеркнула, что без принятия Конституции РФ 1993 г. ратификация Конвенции была бы невозможна. Конституция заложила основу для интенсивной работы в области прав человека. Описав процессы изменения российского законодательства и судебной практики, спикер назвала «великим достижением» прекращение вынесения смертных приговоров, отметив здесь роль Конституционного Суда РФ, но предложила все же окончательно закрепить отмену смертной казни в законе.

Заявив, что Конвенция – «живой документ и ее толкование может расходиться с толкованием национальной конституции», Ангелика Нуссбергер напомнила о тех прецедентах, когда КС РФ не соглашался с ЕСПЧ, выразив уверенность, что решения международного суда должны выполняться. При этом необходим процесс выстраивания равноправного и конструктивного диалога между ЕСПЧ и национальными правовыми системами на основе взаимного доверия.

Министр юстиции РФ Александр Коновалов информировал, что совместными усилиями уже решен целый ряд проблем, в том числе по пилотным постановлениям ЕСПЧ. Россия активно участвовала в диалоге по реформированию ЕСПЧ, ратифицировала протоколы к Конвенции, что демонстрирует ее интерес к работе в Совете Европы. И хотя возрастает размер компенсаций, которые Россия выплачивает по решениям ЕСПЧ (в 2017 г. Россия выплатила по жалобам в ЕСПЧ 900 млн руб. – такие данные привела 14 мая Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова), это не вызывает у нас вопросов, сказал Александр Коновалов. Но они встают в связи с концептуальными расхождениями между отдельными решениями ЕСПЧ и Конституцией России.

ЕСПЧ должен пройти между Сциллой и Харибдой, не вставая на чью-либо сторону. «Нам кажется, что суд не всегда успешно прошел по этому коридору и уклонился куда-то в сторону», – считает министр юстиции РФ. Это заставило Россию принять закон, позволяющий КС РФ разрешать вопрос об исполнимости решений ЕСПЧ. Но «мы надеемся, что эта практика не будет носить широкий характер», к тому же КС оставляет возможность компромисса, позволяющего исполнять решения Страсбурга.

«Практика ЕСПЧ должна стать абсолютным образцом для национальных судов, но сам Европейский суд должен опираться на признанные и допустимые, а не фейковые доказательства», – подчеркнул Александр Коновалов.

Диалог наших правовых институтов с ЕСПЧ должен строиться на юридических началах, и мы стараемся оперировать именно правовыми терминами, резюмировал министр юстиции РФ.

Глава Генерального директората по правам человека и верховенству права Совета Европы Христос Якумополус поблагодарил Александра Коновалова за конструктивный вклад в дискуссию, а также отметил, что и Россия, и Европа извлекли взаимную пользу от 20-летнего сотрудничества в рамках Совета Европы.

Конституция РФ и Европейская Конвенция фактически сформировали правовое пространство в России и расширили единое правовое пространство от Лиссабона до Владивостока. «Мы находимся в поле, где благодаря огромному вкладу России смогли создать общую правовую среду, чтобы на основе общих ценностей принимать общие решения», – сказал Христос Якумополус. Без Конвенции наши общие ценности могут исчезнуть, платформа для решения общих проблем подвергнется эрозии». Он предупредил, что никто не должен закрывать дверь, позволяющую вести диалог и осуществлять взаимодействие на благо всех граждан Европы.

Заместитель председателя Конституционного Суда РФ Сергей Маврин аргументировал наличие весомых конституционно-правовых предпосылок для имплементации Европейской Конвенции в правовую систему России. Она соответствует Конституции РФ в плане защиты прав граждан. И поэтому КС РФ довольно часто цитирует Конвенцию в своих решениях. Однако судебное толкование Конвенции не может противоречить Конституции. Данная реальность не может не учитываться в том числе Конституционным Судом, замечающим порой в решениях ЕСПЧ «судебный активизм», который отторгается российской правовой системой. «Возникает правовой тупик, который и пытался преодолеть наш законодатель, принимая упомянутый закон», – заметил Сергей Маврин и призвал ЕСПЧ «опираться на подлинный европейский консенсус, а не на умозрительно конструируемый».

Защищая базовые права, единые для всех граждан, ЕСПЧ, по его словам, «должен учитывать своеобразие конституционных традиций, сложившихся на том или ином национальном ландшафте».

Заместитель председателя Верховного Суда РФ Татьяна Петрова рассказала о применении Конвенции судами общей юрисдикции, которые обязаны применять напрямую международные правовые акты. Постановления ЕСПЧ должны учитываться всеми судами, а не только обобщающим судебную практику Верховным Судом при рассмотрении конкретных дел для недопущения нарушений, установленных ЕСПЧ. Она перечислила постановления Пленума ВС РФ, в которых закреплялись решения ЕСПЧ.

Председатель Верховного Суда Австрии Экарт Ратц поведал об опыте имплементации Конвенции и на основе некоторых примеров сделал вывод, что внутреннее законодательство обладает правом на национальное усмотрение. Суды, которые не только применяют, но и формируют законодательство, также обладают возможностью по-своему интерпретировать нормы права, учитывая конкретную ситуацию в той или иной стране.

О роли гражданского общества и правозащитных организаций в реализации положений Конвенции сообщила член Президиума Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Мара Полякова. Она обозначила главную нерешенную проблему – пытки и бесчеловечное содержание заключенных, а также выразила обеспокоенность сохранением в юридическом образовании застарелых взглядов о том, что интересы государства могут быть выше прав и свобод человека.

Заместитель министра юстиции РФ Михаил Гальперин поделился личными впечатлениями относительно вхождения России в европейское правовое пространство. По его мнению, применение Конвенции – «это огромное моральное преимущество России», а ценности, которые декларируются в этом документе, «уже в крови у целого поколения россиян, которые скоро будут определять государственную и судебную систему страны». Он уверен, что в России слышат и учитывают позиции Европейского Суда, но и в ЕСПЧ «должны слышать голос России».

Подводя итоги, Анатолий Ковлер привел в качестве примера следующие цифры: в прошлом году 305 постановлений ЕСПЧ было вынесено по жалобам против России, из них 107 – о бесчеловечном обращении с гражданами в правоохранительных органах и пенитенциарных учреждениях. В конце сессии он выразил не только надежду, но и убеждение, что процесс интеграции России в правовое пространство Европы необратим.

Фото: Дмитрий Рухлецкий / Фотохост-агентство ТАСС 

Поделиться