Лента новостей

18 апреля 2024 г.
Риски, тренды и новеллы в жизни юристов и адвокатов
В Москве открылась VIII конференция «Юридический бизнес России 2024»
18 апреля 2024 г.
Как меняется профессия юриста
18 апреля в Московском государственном юридическом университете им. О.Е. Кутафина (МГЮА) состоялось открытие II Карьерного юридического форума
17 апреля 2024 г.
ФПА РФ стала одним из учредителей Клуба конституционной философии
Первое заседание Клуба конституционной философии состоялось на Юридическом факультете ГАУГН

Мнения

Григорий Балахнин
17 апреля 2024 г.
У пенсионеров есть потребность получить консультацию у того, кому можно доверять
О важности оказания бесплатной юридической помощи людям старшего поколения

Интервью

Адвокатура – это своего рода семья
12 апреля 2024 г.
Александр Илькун
Адвокатура – это своего рода семья
Роль женщин в адвокатуре сложно переоценить

Сближение позиций

21 февраля 2018 г. 17:17

«Реформа нацелена на распространение единых правил профессии на всех участников рынка юридических услуг»


Сегодня гражданину непросто выбрать юриста: улицы пестрят разнообразными объявлениями, интернет заполнен контекстной рекламой, на телевидении мелькают сотни экспертов, имена которых сложно вспомнить в нужный момент. На этом фоне почти невозможно понять, есть ли у юриста статус адвоката, обладает ли он необходимым уровнем профессионализма и опыта для решения конкретной правовой задачи. Но очень скоро все может измениться. Разработанная в рамках проведения реформы профессиональной юридической помощи Концепция предусматривает оказание большинства видов юридических услуг исключительно адвокатами. О том, как проходит обсуждение Концепции и об ее перспективах, газете «Ваш семейный адвокат» рассказал исполнительный вице-президент Федеральной палаты адвокатов (ФПА РФ) Андрей Владимирович Сучков.

Ред. Андрей Владимирович, осенью прошлого года Минюст опубликовал проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи. Как адвокаты отреагировали на предложения?

А.С. Первая реакция на очередную редакцию текста Концепции – сдержанный оптимизм. Ведь уже не раз ближе к концу года начиналось какое-то движение с этим документом, после чего все затихало до очередного переноса срока его подготовки. По этой причине к новому варианту Концепции первоначально было весьма осторожное отношение. Но после изучения текста, который, кстати, был подвергнут серьезной переделке, и дальнейшей весьма интенсивной работы по его обсуждению и доработке отношение к возобновлению данного проекта изменилось.

Рабочие группы по разным направлениям реформы собирались в Министерстве юстиции РФ по нескольку раз в неделю. Обсуждались варианты новых форм адвокатских образований, налоговый аспект реформы, в том числе с привлечением представителей Минфина и Федеральной налоговой службы. Текст Концепции обсуждался на площадках различных институтов гражданского общества, в общественных организациях юридической направленности, в профильном комитете Совета Федерации. Такую активность, а также результативность проведенной в достаточно короткий срок работы наблюдатели связывают с приходом к руководству данным проектом заместителя министра юстиции РФ Дениса Новака, принимающего все возможные усилия для сближения позиций участников юридического рынка, которых затрагивает Концепция, и поиска компромиссов. И стоит с удовлетворением отметить, что эти усилия весьма результативны.

Российская адвокатура не осталась в стороне от обсуждения новой редакции Концепции. Этому вопросу было посвящено одно из заседаний Совета ФПА РФ. В региональных адвокатских палатах прошли обсуждения на заседаниях Советов или адвокатских собраниях, научно-практических конференциях, проводились круглые столы с приглашением представителей различных кругов юридической общественности.

В целом отношение адвокатуры к новому варианту Концепции положительное, документ получил поддержку. Конечно, есть вопросы и предложения, которые следует обсудить и, возможно, дополнить им текст документа. Тем не менее принять за основу эту редакцию вполне возможно, после чего начать законопроектную работу.

Ред.: В чем суть реформы?

А.С.: Реформа многоцелевая. Прежде всего она направлена на обеспечение гражданина квалифицированной юридической помощью. Реформа приведет всех лиц, оказывающих юридические услуги, в единое правовое поле регулирования этой деятельности, единым этическим нормам и единым минимальным стандартам оказания юридической помощи. Очевидно, что качество услуг, оказываемых значительной частью лиц, занимающихся юридическим консалтингом и судебным представительством, в настоящее время значительно выше минимального стандарта. Однако есть и те, кто до него явно не дотягивают, в результате чего страдают граждане – получатели юридической помощи. В первую очередь именно данную проблему должна решить реформа.

Распространение единых правил профессии и ее нормативного регулирования на всех участников этой деятельности поспособствует совершенствованию порядка отправления правосудия, поскольку будет препятствовать нарушениям закона в судебных процедурах, а также злоупотреблению процессуальными правами.

Исключительно важная цель реформирования – совершенствование института адвокатуры и правил адвокатской профессии. Предполагаемое расширение перечня видов адвокатских образований предоставит больше возможностей для оказания правовой помощи предпринимателям, включая крупный российский, зарубежный и международный бизнес. Среди новелл – возможность заключения соглашения об оказании юридической помощи не только в существующем варианте, когда его стороной является адвокат или группа адвокатов, но и от имени адвокатского образования (юридического лица). Это нововведение расширит границы адвокатской деятельности и позволит полноценно конкурировать с иностранными юридическими фирмами, присутствующими на нашем отечественном рынке, а также осуществлять экспорт российских юридических услуг. Появится возможность работы адвоката по найму, что отражает пожелания отдельной части юристов, подпадающих под реформирование.

В то же время все эти новые предложения требуют детальной проработки, поскольку затрагивают смежные отрасли права (гражданское, трудовое), их вписывание в существующие режимы налогообложения, а возможно, и формирование новых режимов.

Ред.: Минюст выбрал в качестве платформы для объединения юридической профессии именно адвокатуру. Чем это обосновано?

А.С.: По результатам рассмотрения pro и contra вариантов лицензирования этой деятельности или создания множества саморегулируемых организаций, изучения международного опыта организации оказания юридической помощи авторы Концепции пришли к выводу, что лучшей площадкой для объединения будет адвокатура.

Институт адвокатуры в современном виде существует уже более 15 лет, он доказал свою состоятельность и достаточную эффективность регулирования юридической профессии. Российское законодательство в области адвокатуры единодушно оценивается мировым юридическим сообществом как одно из самых прогрессивных, при этом удачно сочетающим независимость и самоуправляемость адвокатуры с участием в ее делах представителей всех трех ветвей государственной власти.

Ред.: Реформа предоставляет адвокатуре монополию. Вы к этому готовы?

А.С.: Я стараюсь не применять в этой связи слово «монополия». И дело тут не в политкорректности презентации реформы. Сам термин «монополия» в данном случае просто некорректен. Монополизм предполагает вытеснение кого-то с рынка, чего в данном случае реформа не предполагает. Концепция реформирования не реализует такой подход. Она нацелена на полное сохранение присутствия участников рынка оказания юридических услуг (за исключением лиц, не имеющих соответствующего образования), но при этом распространение на всех них единых правил регулирования профессии и этических норм.

Что касается готовности российской адвокатуры к проведению реформы, то готовность полная. Нужно отметить, что подобная ситуация вхождения в адвокатуру большого количества внешних юристов (так называемый «день открытых дверей») уже была в истории российской адвокатуры в 2002 г. Тогда всякий считающий себя адвокатом имел право на получение адвокатского статуса. Однако в то время институт адвокатуры только формировался, не везде были своевременно созданы органы адвокатского самоуправления. Сейчас у нас повсеместно сильные адвокатские палаты, отточенное законодательство и правила профессиональной этики, развитая дисциплинарная практика, в целом здоровое и адекватное сообщество. Уверен, что пополнение адвокатского цеха частнопрактикующими коллегами не только не причинит какого-либо ущерба нашему институту, но обогатит его и сделает более развитой, прогрессивной и конкурентоспособной российскую адвокатскую практику.

Поделиться