Лента новостей

29 марта 2024 г.
В Минюсте обсудили опыт оказания БЮП участникам СВО
28 марта в Минюсте России состоялось очередное общероссийское координационное совещание по вопросам оказания бесплатной юридической помощи участникам специальной военной операции и членам их семей
28 марта 2024 г.
Сайт для пострадавших в результате теракта
Информационный ресурс о бесплатной юридической помощи пострадавшим в «Крокус Сити Холле» начал работу
28 марта 2024 г.
«Сегодня победили все»
28 марта в ФПА РФ прошел региональный отборочный тур в Москве в рамках Всероссийского конкурса «Адвокатура. Шаг в профессию»

Мнения

Андрей Гривцов
14 марта 2024 г.
Эффективный способ по недопущению проведения следственных и процессуальных действий с подозреваемым (обвиняемым) в отсутствие его защитника по соглашению
О том, как Автоматизированная информационная система Адвокатской палаты города Москвы помогает адвокату в защите по соглашению

Интервью

«Мы всегда открыты к новым образовательным проектам»
28 марта 2024 г.
Юлия Муллина
«Мы всегда открыты к новым образовательным проектам»
Повышение профессионального уровня в арбитраже будет полезно адвокатам не только для ведения арбитражных разбирательств, но и для судебных процессов

ФПА против наделения ФСБ правом возбуждать дела в отношении адвокатов

28 декабря 2017 г. 11:39

В своей правовой позиции Федеральная палата адвокатов РФ привела четыре основания, по которым эти поправки в УПК не могут быть поддержаны


В частности, ФПА РФ указала, что необходимость таких изменений законодательства недостаточно мотивирована, а сами они противоречат ранее заявленной цели по созданию в государстве единого независимого следственного органа.

Федеральная палата адвокатов РФ направила председателю Государственной Думы Вячеславу Володину правовую позицию по итогам изучения законопроекта сенатора Алексея Александрова, которым предлагается внести изменения в ст. 37, 151, 448 УПК РФ.

Поправками предлагается наделить Генерального прокурора РФ и его заместителей полномочием изымать по письменному ходатайству руководителя следственного органа ФСБ России любое уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении, выявленном сотрудниками ФСБ, у любого органа предварительного расследования и передавать их следователю органа федеральной службы безопасности, а также поручать проверку сообщения о таком преступлении и его дальнейшее расследование. Исключение составляют лишь органы предварительного расследования самой ФСБ.

Федеральная палата адвокатов РФ сообщила, что не может поддержать принятие данного законопроекта по четырем основаниям.

Так, в ФПА РФ указали, что законопроект предлагает внесение существенных изменений в сложившуюся подследственность уголовных дел, но при этом в пояснительной записке к проекту не приведены достаточно мотивированные и обоснованные аргументы для таких поправок.

Также обращается внимание на то, что законопроект противоречит ранее заявленной цели по созданию в государстве единого независимого следственного органа.

«Для обеспечения независимости следователя и разделения процессуальных функций надзора, обвинения и расследования был образован Следственный комитет РФ с перспективой создания на его базе единого следственного органа. Реализация предложения о передаче следователям органов ФСБ уголовных дел, подследственных следователям Следственного комитета РФ, будет означать отказ от реформы органов следствия, на которую были потрачены значительные материальные ресурсы», – отмечают в ФПА РФ.

Еще одним аргументом против предлагаемых поправок стало то, что, по мнению Федеральной палаты адвокатов РФ, следователи органов ФСБ при расследовании уголовных дел, по которым ОРМ проводили также сотрудники этого ведомства, не смогут избежать давления на них со стороны этих сотрудников и своего руководства, которые будут заинтересованы в повышении раскрываемости преступлений и направлении уголовных дел в суд.

«По этой причине наделение руководителя следственного органа ФСБ правом возбуждать уголовные дела, например, в отношении следователей СКР, руководителей следственных органов, прокуроров, адвокатов и судей, может повлечь необоснованное уголовное преследование указанных лиц», – подчеркивается в правовой позиции.

Кроме того, ФПА РФ не согласилась с выводом автора законопроекта о том, что его принятие и реализация не потребуют дополнительных расходов из федерального бюджета.

«В настоящее время следственные органы ФСБ укомплектованы сообразно ограниченной подследственности, определенной в ч. 2 п. 2 ст. 151 УПК РФ. Расширение подследственности неизбежно повлечет значительное увеличение штатной численности следователей ФСБ и потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета. Кроме того, дополнительные расходы потребуются на обучение следователей ФСБ расследованию преступлений, которые ранее не входили в их подследственность», – поясняется в правовой позиции.

Поделиться