Лента новостей

16 апреля 2024 г.
Как назначить гонорар
О гонорарной политике и ценообразовании в юридических услугах
16 апреля 2024 г.
Приняты необходимые меры
Президент ФПА РФ Светлана Володина обратилась к руководству Минюста России с предложением включить в повестку ближайшего совещания по вопросам адвокатуры вопросы деятельности адвокатских палат новых субъектов РФ

Мнения

Константин Евтеев
15 апреля 2024 г.
«Олимп покорен» со второй попытки
О пути к победе в конкурсе адвокатских сайтов 2023 г.

Интервью

Адвокатура – это своего рода семья
12 апреля 2024 г.
Александр Илькун
Адвокатура – это своего рода семья
Роль женщин в адвокатуре сложно переоценить

Соблюсти интересы получателей помощи

14 декабря 2017 г. 22:59

По итогам проведенной в Совете Федерации дискуссии будут подготовлены рекомендации по корректировке проекта Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи


14 декабря состоялся организованный Комитетом Совета Федерации ФС РФ по конституционному законодательству и государственному строительству круглый стол на тему «Проблемы регулирования рынка профессиональной юридической помощи». Рассматривался подготовленный Минюстом России проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, обсуждались предложения по корректировке некоторых положений этого документа.


В работе круглого стола, проведенного председателем Комитета Андреем Клишасом, участвовали заместитель министра юстиции РФ Денис Новак, президент ФПА РФ Юрий Пилипенко, первый вице-президент ФПА РФ Евгений Семеняко, вице-президент ФПА РФ Николай Рогачев, статс-секретарь ФПА РФ Константин Добрынин, заместитель председателя Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов Вадим Клювгант, другие представители ФПА РФ, президент Гильдии российских адвокатов Гасан Мирзоев, адвокаты, а также представители органов государственной власти, российского бизнеса, в том числе юридического, международных юридических фирм, юристы российских корпораций.

Андрей Клишас, открывая дискуссию, напомнил собравшимся о том, что проект Концепции разрабатывался в течение нескольких лет, было подготовлено несколько вариантов его редакции. Последний из них, опубликованный Минюстом России 24 октября 2017 г., в целом отвечает подходам к регулированию сферы оказания профессиональной юридической помощи, рассматривавшимся в том числе в Совете Федерации ФС РФ.

«Документ очень качественный, – сказал Андрей Клишас. – В нем есть некоторые моменты, обсуждение которых следует продолжать в профессиональном сообществе. Но в целом это очень большой шаг вперед, и я рад, что Минюст ведет диалог с профессиональным сообществом, в том числе с Федеральной палатой адвокатов». К вопросам, подлежащим дальнейшему обсуждению, Андрей Клишас отнес предусмотренную проектом модернизацию адвокатуры, которая должна осуществляться «изнутри», то есть с помощью механизмов корпоративного самоуправления, а также присутствие на российском рынке юридической помощи иностранных участников.

Затем Андрей Клишас предоставил слово заместителю министра юстиции РФ Денису Новаку, который прежде всего отметил, что участвует во всех дискуссиях по проекту Концепции, проводимых на различных площадках. Так, с его участием проект обсуждался в Общественной палате РФ, на Общероссийском гражданском форуме, на ряде региональных конференций. Также в Минюсте России проведено несколько совещаний с представителями адвокатуры, российского юридического бизнеса и международных юридических фирм. Подчеркнув, что за время работы над проектом удалось во многом сблизить позиции различных сегментов оказания юридической помощи, он охарактеризовал идею и основные принципы проекта Концепции. «Главная задача – соблюсти интересы потребителей юридической помощи. Право на получение квалифицированной юридической помощи гарантировано им ст. 48 Конституции РФ». Отсюда вытекают основные принципы Концепции:

1) эволюционность (для того чтобы не нарушить право на доступ к судебной защите, гарантированное ст. 46 Конституции РФ, необходимо обеспечить плавность перехода к введению исключительного права адвокатов и адвокатских образований на оказание юридической помощи на возмездной основе. Оно может быть установлено только после того, как мониторинг и социологические исследования подтвердят, что помощь адвокатов доступна, в том числе с точки зрения стоимости услуг и количественного состава адвокатской корпорации, а также находится на надлежащем качественном уровне);

2) непрерывность оказания юридической помощи (гарантией того, что ее получатели не столкнутся с необходимостью замены юриста или фирмы, которые ее предоставляют, служит возможность вступления юристов в адвокатуру и транзита юридических фирм в адвокатские образования);

3) унификация требований к юридической профессии как способ обеспечить квалифицированность юридической помощи (такая унификация состоит в выработке стандартов профессии и контроле за их соблюдением, а также за доступом в профессию и исключением из нее. Проведение унификации государство делегирует адвокатуре как независимому институту гражданского общества и самоуправляемой профессиональной корпорации, имеющей все необходимые для выполнения этой задачи механизмы).

Для того чтобы реализовать эти принципы, предусматривается проведение реформы в три этапа.

Первый этап (2018 г.) – модернизация адвокатуры благодаря внесению изменений в законодательство, предусматривающих, прежде всего, возможность осуществления адвокатской деятельности, при сохранении ее непредпринимательского характера, в коммерческих организационно-правовых формах, предусмотренных ГК РФ; возможность для адвоката работать по трудовому договору (Денис Новак заметил, что это может быть особый вид трудового договора, отвечающий специфике деятельности адвоката как независимого советника по правовым вопросам); детализацию режима налогообложения адвокатов и адвокатских образований в зависимости от формы адвокатского образования и условий соглашения об оказании юридической помощи.

Второй этап (2019 г.) – выработка нормативно-правовой базы, обеспечивающей временный упрощенный порядок приема в адвокатуру лиц, имеющих пять и более лет стажа деятельности по оказанию юридической помощи на профессиональной основе.

Третий этап (2020–2022 гг.) – переход в адвокатуру лиц, желающих приобрести адвокатский статус, и транзит в адвокатские образования юридических фирм. По итогам этого этапа будет исследован вопрос о том, может ли к 1 января 2023 г. численность адвокатского сообщества обеспечить потребность граждан и организаций в получении квалифицированной юридической помощи, и сделан вывод, требуется ли корректировка срока введения исключительного права адвокатов и адвокатских образований на оказание юридической помощи, в том числе на представительство в суде, на возмездной основе.

Заместитель министра юстиции подчеркнул, что Концепция не содержит запрета деятельности иностранных и международных юридических фирм на территории России, ее главная цель – выстроить единые правила для всех игроков на рынке. Ни в одном зарубежном государстве не существует свободного доступа иностранных юристов на национальный рынок. «Везде есть определенные условия доступа к оказанию юридической помощи, и наша задача – выработать в отношении зарубежных и международных юридических фирм оптимальные модели, которые не нарушали бы общих требований к участникам российского рынка».

Такие модели, по мнению Дениса Новака, должны отвечать заложенному в Концепции принципу взаимности (то есть российские адвокаты должны иметь право оказывать юридическую помощь на территории соответствующего иностранного государства) и могут быть разработаны на основе базовой модели. Минюст России в настоящее время изучает полученную от международных юридических фирм информацию о том, на каких условиях их офисы работают в зарубежных юрисдикциях.

Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко, оценивая проект Концепции в целом, напомнил участникам круглого стола, что адвокатура возникла несколько тысячелетий назад, практически одновременно с государством, прежде всего для представительства в суде, а сейчас во всех развитых правовых системах исключительное право адвокатов на оказание юридической помощи существует или де-юре, или де-факто.

С этой точки зрения предлагаемое Концепцией реформирование представляет собой «не революцию, а возврат к норме», существовавшей прежде и в России, где при советской власти была «адвокатская монополия». На «сломе эпох», когда государство руководствовалось идеей о том, что лучший регулятор, в том числе и в сфере оказания юридической помощи, – «невидимая рука рынка», адвокатура, ослабленная внутренними конфликтами, не была готова к тому, чтобы отстаивать общие интересы, которые диктует здравый смысл.

«Когда семь лет назад Минюст впервые предложил объединение всех практикующих юристов в рамках адвокатуры, мы не могли не откликнуться на эту идею и начали диалог с государством. Сегодня мы имеем проект, который устраивает если не всех, то большинство участников этого процесса», – сказал Юрий Пилипенко, поблагодарив Минюст России и Совет Федерации за продолжение его обсуждения.

Комментируя позицию тех, кто не поддерживает Концепцию, президент ФПА РФ пояснил, что в нашей стране «целое поколение юристов выросло в существующей системе координат, когда только часть рынка действует в условиях регулирования. Такой дисбаланс не отвечает интересам государства, общества и граждан, но некоторым юристам сложно это понять, потому что они никогда не находились в другой ситуации. Так же как, например, очень сложно выйти на свет человеку, который родился и провел всю жизнь в темном подвале».

Юрий Пилипенко заметил, что адвокатура прекрасно знает все свои недостатки, они обусловлены в первую очередь законодательным регулированием института адвокатуры. «Пятнадцать лет мы работаем, улучшая адвокатуру, и готовы очень многое сделать для того, чтобы у людей, принадлежащих к нашей профессии, слово “адвокат” не вызывало ничего, кроме гордости».

В последующих выступлениях обсуждались вопросы о возможной корректировке положений Концепции, касающихся деятельности в России иностранных и международных юридических фирм, а также исключений из общего правила об «адвокатской монополии» на судебное представительство и некоторых других моментов.

Так, партнер московского представительства «Debevoise & Plimpton LLP» Алан Карташкин, сказав о том, что сообщество международных юридических фирм в целом поддерживает реформу юридической профессии в России и меры, которые предлагает Минюст России для повышения качества юридической помощи (во всех странах, которые являются лидерами экономики, существует единое регулирование), сосредоточился на двух спорных моментах проекта.

В настоящее время Концепция не предусматривает для международных фирм возможности вести в России деятельность в формах филиала или представительства, что разрешено в других странах и необходимо для надлежащей защиты интересов клиентов, поскольку в ряде ситуаций возникает необходимость обратиться за помощью в головной офис или в филиал в другом государстве. Кроме того, на сохранении таких форм настаивают клиенты, поскольку хотят, чтобы за конкретными юристами, которые предоставляют им помощь, стояла глобальная фирма. В связи с этим опасения международных фирм вызывает и положение проекта о необходимости исключить возможность иностранного контроля за деятельностью иностранных юристов в России.

«Изгнание международных юридических фирм будет иметь негативные последствия не только для наших клиентов в России, но и для инвестиционного бизнеса в стране, – считает Алан Карташкин. – Необходимо найти разумные модели, отвечающие целям объединения юридической профессии и вместе с тем предоставляющие международным юридическим фирмам возможность продолжать свою деятельность в тех формах, которые существуют на сегодняшний день».

Эту позицию поддержали, в частности, директор юридического департамента и комплаенс АО «ТК «Мегаполис»» Алексей Андронов и директор по взаимодействию с органами государственной власти ПАО «Промсвязьбанк» Ольга Пахутко. Например, по мнению Ольги Пахутко, запрет на деятельность в России офисов и представительств международных юридических фирм и создание вместо них в процессе реформы аффилированных структур с участием иностранных юристов приведет к существенному увеличению стоимости их услуг, к тому же их ответственность не будет застрахована международной организацией. «Мы не станем заключать договор с такой структурой», – говорит она, объясняя, в каком трудном положении окажется ее банк: он привлекает инвестиции западных рынков, а западные инвесторы доверяют только международным юридическим фирмам.

Следующий блок вопросов был связан с совершенствованием общих положений Концепции, касающихся регулирования адвокатской деятельности и адвокатуры.

Например, предлагалось ввести в действие подп. 6 п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», обязывающий адвокатов осуществлять страхование риска своей профессиональной имущественной ответственности» (Денис Новак заметил, что прежде надо ввести новые правила страхования, поскольку действие этой нормы согласно Федеральному закону от 3 декабря 2007 г. № 320-ФЗ приостановлено до вступления в силу закона, регулирующего вопросы обязательного страхования профессиональной ответственности адвокатов), а также четко урегулировать статус стажеров и помощников адвокатов.

Кроме того, предлагалось пересмотреть положения Концепции, согласно которым освобождаются от уплаты взносов адвокаты, учредившие адвокатские образования, и адвокаты, работающие по найму, наделить правом на судебное представительство помощников и стажеров адвокатов (с некоторыми ограничениями), членов некоммерческих организаций, оказывающих юридическую помощь на бесплатной основе.

Подводя итоги дискуссии, Денис Новак назвал многие предложения интересными и заслуживающими внимания.

Андрей Клишас сообщил, что по результатам обсуждения Комитет Совета Федерации ФС РФ по конституционному законодательству и государственному строительству подготовит рекомендации по корректировке проекта Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи.

Поделиться