• Войти

Пора переходить от слов к делу

Об обсуждении проекта Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи

0
787
В июне-июле в ряде регионов состоялась серия встреч руководства Министерства юстиции РФ с представителями адвокатских палат и юридических консалтинговых компаний. Обсуждались положения Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи и последующая реформа в сфере судебного представительства. В двух таких встречах мне довелось принять участие, и вот чем хочется поделиться.

Как известно, в России официально существует уникальный феномен – абсолютная свобода деятельности по оказанию юридической помощи. Государство признает право заниматься ею за всяким, вне зависимости от образования, судимости, психического здоровья.

До 2008 г. государство сознательно отказывалось от регулирования сферы деятельности по оказанию юридической помощи (кроме регулирования адвокатуры и нотариата). Такой сверхлиберальный подход прикрывался следующими аргументами: каждый имеет право на свободный выбор своего юридического консультанта и представителя; навязывать потребителю квалифицированную юридическую помощь недопустимо; потребитель вправе сам выбирать уровень квалификации своего консультанта и может выбрать его не только из состава адвокатского сообщества.

Адвокатов, когда они настаивали на введении исключительного права на судебное представительство и оказание иной квалифицированной юридической помощи, упрекали в том, что они хотят руками государства устранить конкурентов.

И никаких изменений в этой сфере не наблюдалось.

Бег на месте продолжается без малого десятилетие. За это время совершались технические революции, появлялись неведомые раньше средства связи и коммуникации, но двойные стандарты в профессиональной деятельности по оказанию юридической помощи существовали по-прежнему.

Еще в 2006 г. ФПА РФ провела в Санкт-Петербурге круглый стол, где серьезно обсуждались возможные пути реформирования системы оказания юридической помощи.

В 2009 г. руководство Минюста заявило о намерении навести порядок на рынке юридических услуг и объединить в рамках адвокатуры всех тех, кто занимается частной юридической практикой.

При этом, к радости адвокатуры, было особо отмечено, что для успешного осуществления такой реформы необходимо повышать престиж адвокатуры, и предполагался целый ряд мер, повышающих привлекательность адвокатской профессии, чтобы привлечь в адвокатуру успешных состоявшихся юристов и молодых специалистов. Очевидно, что это под силу только государству – без его поддержки органы самоуправления адвокатуры не в состоянии серьезно повысить и удерживать на должном уровне престиж адвокатуры и авторитет профессии.

В 2010 г. было заявлено, что уже подготовлены соответствующие предложения об ограничении на судебное представительство лиц без статуса адвоката, о привлечении бизнес-консультантов в адвокатское сообщество и необходимости избавиться от правового дуализма.

V Всероссийский съезд адвокатов поддержал в 2011 г. главные цели такой реформы. В обращении съезда предлагалось в первоочередном порядке на переходный период реформирования сферы оказания юридической помощи срочно решить минимум два вопроса:
– установить, что судебное представительство должны осуществлять, как правило, адвокаты;
– закрыть доступ к профессиональной деятельности по оказанию юридической помощи лицам без высшего юридического образования; тем, чей статус адвоката прекращен в дисциплинарном порядке; лицам, имеющим судимость за совершение умышленных преступлений либо уволенным по дискредитирующим основаниям с юридических должностей.

Такие меры позволили бы повысить качество и доступность юридической помощи, способствовать проведению судебной реформы, более эффективно бороться с коррупцией в правоохранительных органах. К сожалению, этот призыв адвокатского сообщества так и не был услышан.

В 2013 г. Правительство РФ утвердило Государственную программу «Юстиция» на период до 2020 г., которая предусматривала до конца 2013 г. разработку и утверждение Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи.

Срок принятия Концепции четыре раза отодвигался каждый раз на год, и лишь в октябре 2017 г. проект этого документа был обнародован. Предполагалось, что его примут довольно быстро, но обсуждение затянулось. А чем дольше длится обсуждение, тем больше появляется сомнений и страхов у тех, чью деятельность реформа предполагает затронуть. Обыватели от юриспруденции начинают опасаться: раз так долго тянут с ее принятием, значит, что-то болезненное затевается и, вероятно, спокойнее все оставить как есть.

К тому же никто не знает, как выглядит проект Концепции сегодня, после всех изменений, которые в него были внесены за последние 8 месяцев. А этих изменений немало. Достаточно сказать, что объем текста по сравнению с октябрем 2017 г. увеличился минимум на четверть. Сегодняшний вариант проекта вобрал в себя множество предложений, высказанных при его обсуждении, и учел значительную часть высказанных замечаний. За восемь месяцев Минюстом проделана без преувеличения титаническая работа по доведению проекта Концепции до абсолютного совершенства.

Тем не менее обсуждение деталей проекта продолжается.

Всего в разное время на площадке Минюста прошло более 40 совещаний по обсуждению проекта Концепции с заинтересованными организациями и лицами, еще более 60 мероприятий проведено на площадке ФПА. Концепцию уже обсудили во всех региональных палатах. Во всех, кроме одной, – поддержали, при этом в некоторых высказали отдельные замечания и пожелания, но основные положения подавляющее большинство адвокатов поддерживают, это уже очевидно.

Теперь расширенные обсуждения пошли по второму кругу. За это время кто-то уже покинул адвокатуру, но еще больше молодежи пришло в профессию, и теперь они искренне, с неподдельным интересом подключаются к обсуждению и поднимают те же вопросы, которые уже неоднократно обсуждались и по которым давно было достигнуто взаимопонимание.

Концепция, по нашему мнению, не требует скрупулезной выверенности во всех нюансах. Концепция – это некая дорожная карта, это полотно с крупными мазками, без излишней детализации. Детализация, безусловно, потребуется, но только позже, при принятии изменений в законодательство на основании Концепции.

А единодушие, всеобщее согласие в отношении всех нюансов Концепции в принципе недостижимо.

Да и не проводится серьезная реформа ни в одной сфере в результате консенсуса или референдума.

Сегодня для утверждения Концепции нужна только политическая воля. И время подходящее, ведь Президенту России Владимиру Путину адвокатура не чужда: в интервью перед поездкой в Китай на вопрос «если бы Вы не занимались политикой, какую бы профессию Вы избрали?» он ответил, что мог бы работать адвокатом (https://ria.ru/politics/20180606/1522143179.html).

Если цели реформы ясны, а задачи определены, можно приниматься за работу.

На встрече в Нижнем Новгороде 22 июня с представителями адвокатуры и юридического бизнеса министр юстиции РФ Александр Владимирович Коновалов, в частности, сообщил, что он «услышал желание консолидации, корпоративности от представителей всех секторов…», а «непреодолимых рисков не увидел и не услышал».

После этого можно было бы закрыть дискуссию и отправить Концепцию для ее принятия Правительством. Но затем министр сказал, что «шлифовку можно продолжить».

Однако представляется, что вряд ли есть еще необходимость продолжать работу над текстом документа и уже пора наконец перейти от слов к делу.

Комментарии
НОВОСТИ
Без ведома адвоката

Санкт-Петербург 16.10.2018

Пресс-служба ФПА РФ

Допустимость доказательств и выявление фальсификаций

Санкт-Петербург 15.10.2018

Пресс-служба ФПА РФ

Движение в нужном направлении

Республика Беларусь 15.10.2018

Пресс-служба ФПА РФ